Презентация на тему Особенности работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и др.)»


Институт дополнительного образования ГАОУ ВО МГПУ«Особенности работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и др.)»Гайченко Светлана Владимировна, к.п.н., ст. преподаватель кафедры ПРПР ГАОУ ВО МГПУ 1. Кто такие дети с особыми образовательными потребностями?2.Какие дети входят в категорию «дети с особыми образовательными потребностями»?3. Почему необходимо осваивать новые технологии и методики для работы с детьми с особыми образовательными потребностями? Перинатальная (внутриутробная патология)Натальная (во время родов) патологияПостнатальная (после рождения) патологияФ а к т о р ы:Наследственные (генные и хромосомные заболевания)Гипоксические (внутриутробное кислородное голодание)Травматические (внутричерепные кровоизлияния)Биологические (воздействие вирусов, бактерий, простейших)Химические (лекарства, никотин, алкоголь, наркотики, экология, авитаминозы)Радиоактивные (облучение)Иммунологические (Rh-несовместимость)Социально-психологические (стрессы, депрессии, страхи)Заболевания матери во время беременности (острые и хронические)Ф а к т о р ы:Травматические: -- родовая травма (повреждения головного и спинного мозга; внутричерепные кровоизлияния; порезы рук, диафрагмы, мимической мускулатуры; отек мозга, ишемия тканей мозга)-- акушерско-гинекологическая патологияАсфиксические (кислородное голодание плода во время родов)НедоношенностьФ а к т о р ы:Наследственные (проявившиеся в период становления речи)Травматические (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы)Биологические (нейроинфекции, вирусные инфекции)Соматические (ослабленность, ЧПЗ, хронические заболевания)Химические Социально-психологические (условия воспитания в семье) Факторы, значимые для физического и психического развития  В ФГОС ДО учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья Стандарт является основой для разработки Программы и вариативной программы и включает в себя условия реализации и результаты освоения Программы Кто такие - дети с особыми образовательными потребностями? – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей Дети с особыми образовательными потребностями  АКТУАЛЬНОСТЬ Увеличение детей с ОВЗ;необходимость оказания социальной и педагогической помощи детям ОВЗ; требования ФГОС;Требования профессионального стандарта педагога Одаренные дети Отдельный пласт общества. Обычно их не так много (один или два ребенка на класс или группу) из-за этого они могут стать изгоями. Одаренные дети обычно быстро понимают собственное превосходство. Из-за этого они становятся лидерами или отталкивают от себя всех окружающих.Одаренные дети в детском саду могут вести себя асоциально. Они отстраняются ото всех и при этом поступают по собственному желанию.Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми Виды одаренности  Методы и приемы Совместная проектная деятельность детей и взрослыхРазработка плана действийРазработка схемКейсы методического обеспеченияВыставкиКонкурсыФестивалиКВНыПрезентации объектов (субъектов) Дети с нарушениями в поведении Это категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов АгрессивностьВспыльчивостьПассивностьДети с синдромом дефицита внимания Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностьюОсновные симптомы СДВ:расстройство внимания,гиперактивность,импульсивность Что должно насторожить в поведении ребенка?Беспокойные движения рук и ног.Сидя на стуле, крутится, часто меняет по­зу, особенно во время целенаправленной дея­тельности или занятий.Легко отвлекается на любые посторон­ние раздражители.С трудом дожидается своей очереди во время игр.На вопросы отвечает не задумываясь, не выслушивая их до конца.При выполнении предложенных заданий испытывает трудности, связанные с непонима­нием инструкции, проблемами планированияи организации деятельности.Часто переходит от одного незавершен­ного действия к другому.Не может играть тихо, спокойно.Часто мешает другим, пристает к окружа­ющим (например, вмешивается в игры других детей).Много разговаривает, но не слушает речь, обращенную к нему.Часто теряет вещи (например, игрушки, карандаши, книги и т.д.).Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбе­гает на улицу, не оглядываясь по сторонам) Четкий распланированный распорядокКонтроль хода работы и коррективыПозитивная оценка усилийНаглядная инструкция действийОбъяснение, поощрениеДифференцированные требования при выполнении заданияВозможность уединенияАрттерапияМузыкальная терапияМетоды и приемы Приёмы поощрений Это очень мило с твоей стороны. Мне очень нравится, когда ты говоришь в помещении тихо, как сейчас. Ты сделал это сам от начала и до конца. Ты мне очень помог. Ты мне сегодня целый день идешь навстречу. У тебя все прекрасно получается. Ты сегодня вел себя очень вежливо - просто загляденье... Не знаю, как бы я без тебя справилась.Такое удовольствие общаться с тобой!Спасибо, что выслушал меня, не перебивая. Хорошая работа. Сегодня ты очень ловко управляешься со столовым прибором. Ты сделал все безупречно. Ты - замечательный помощник. Прекрасный рисунок. Мне очень нравится. Смотри, что ты сделал, — это же просто великолепно. Ты, как всегда, постарался на славу. Ты ведешь себя за столом как настоящий джентльмен. Сегодня вечером ты вел себя просто замечательно. Я заметила, что ты охотно позволяешь другим детям поиграть твоими игрушками. Я знаю: на тебя всегда можно положиться. Открытое письмо гиперактивного ребенкаДорогие педагоги!!!Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:1.Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!2.Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов. 3.Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!4.А вообще — запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других. АУТИЗМ– психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и др. сторон развития и навыков общения. Характерны – склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся стереотипные действия и интересы, направленные, в первую очередь на неодушевленные объекты Триада нарушений при аутизмеУ аутичных детей нарушена способность понимания коммуникации и социального поведения, а также имеется расстройство воображения, вследствие чего они не могут удовлетворительно осмысливать увиденное.Им тяжело «читать» по нашим глазам, жестам, позам. Им трудно понять то, что мы думаем, чувствуем, понять наши намерения Самые известные аутисты мираЭти известные миру личности вызывают восхищение, но многие знают, что им тоже диагностировали аутичные нарушения? НьютонЭйнштейнЛеонардо да ВинчиМоцартКафкаСтивен Спилберг Особенности коррекционной работыс аутичными детьми В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом лежит идея, чтобы не больной адаптировался к своему окружению, а наоборот, здоровые приспосабливались к нему.Людей с нарушениями в развитии следует воспринимать такими, какие они есть, а, не исходя из желания узкого круга людей. (Т. Питерс) Предугадывание потребности ребенкаСоздание особой предметной средыФормирование пространственно-временного стереотипа занятияРазвитие смыслового стереотипного занятияАрттерапияКуклотерапияМузыкальная терапияМетоды и приемы Различные доступные ребенку формы интеграции оказывают психотерапевтический эффект на родителейДля большинства детей с отклонениями в развитии доступны частичная и особенно временная интеграция, способствующая ранней социализации детей с отклонениями в развитииПри частичной интеграции «особый» ребенок находится в общеобразовательной группе (1 – 2) человека лишь часть дня.Временная интеграция предполагает объединение детей специальных и массовых групп на различных мероприятиях не реже двух раз в месяц независимо от тяжести нарушений Институт дополнительного образования ГАОУ ВО МГПУПрограмма проведения образовательных интернет - семинаров (вебинаров) для руководителей и специалистов образовательных организаций на нашем сайте Для Вас курсы повышения квалификации:«ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС»https://www.mgpu.ru/news/16008