Урок русского языка Употребление прилагательных в речи (Заседание клуба юных корректоров) 6 класс


Употребление прилагательных в речи
(Заседание клуба юных корректоров)
6 класс
Тип урока: урок – деловая игра с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Цели урока:
1.Обучающая-формирование языковедческой компетенции на примере употребления прилагательных в речи для придания ей образности и выразительности, выработка умения пользоваться разными видами словарей;
2.Развивающая-в форме деловой игры развивать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки правописания, выявлять творческие способности, развивать речь;
3.Воспитательная-воспитывать любовь к русской литературе и истории.
Оборудование: компьютер, проектор, диск с фильмом «Ночь перед Рождеством» по одноименной повести Н.В.Гоголя; обучающий диск «1С: Школа. Русский язык, 5-6 класс»; орфографический, орфоэпический и толковый словари; раздаточный материал.
Ход урока
I.Организационный момент.- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
(Учитель читает наизусть)
Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
-Это слова великого баснописца И.А.Крылова. Вы же сейчас тоже должны догадаться. Отрывок из какого литературного произведения перед вами?
(Ставится диск с фильмом «Ночь перед Рождеством», где Солоха собирает звезды, а черт ворует месяц- 3 минуты. Приложение №1).
-Кто автор этой повести? (Н.В.Гоголь)
-К этому автору и произведению мы обратились не случайно, ведь вы его изучаете сейчас на уроках литературы, а в 2014 году исполняется ровно 205 лет со дня рождения этого великого писателя, писателя-загадки.
- Рождественские персонажи устроили неприятность и нам – перепутали буквы в теме урока. Давайте все исправим.
(На доске на магнитах прикреплены слоги в перепутанном порядке, один из учеников выходит к доске и составляет фразу, класс помогает).

(Употребление прилагательных в речи)
II.Сообщение темы и целей урока.- В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора, с которыми вы уже успешно справились, откорректировав тему урока.
-Запишите в тетради число и тему урока, добавив в название вид работы– заседание клуба юных корректоров.
III. Работа над новым материалом.
(Слово учителя).
- Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчеты, наблюдения? Ученый, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений. И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств - короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряженной работы мысли.
«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство - точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность», -так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисе - корректор по профессии.
- Кто такой корректор? (Ответы учащихся).
- Более точное определение мы найдем в толковом словаре. Как им пользоваться?
( Учащиеся рассказывают алгоритм, по которому расположены слова с словаре, учитель корректирует ответы).
- Прочитайте словарную статью к слову «корректор».
- Что такое корректура? Прочитайте по словарю.
- Что значит корректировать? Обратитесь к словарю.
- Составьте словосочетания со словами : корректор, корректура, корректировать.
( Запись наиболее удачных в тетрадь).
- Какими качествами должен обладать корректор?(Ответы учащихся).
Учитель дополняет ответы учащихся, подводя их к выводу:
-Оказывается, кроме хорошего знания языка, он должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным. Мы же проверим, обладаете вы этим или нет, вспомнив все об имени прилагательном.
- Что такое прилагательное?
IV.Работа с компьютером.- А сейчас послушайте, как о нем рассуждали герои комедии о воспитании «Недоросль» Д.И.Фонвизина. (включается компьютер, программа «1С:Школа. Русский язык». Приложение №2)
- Какую ошибку допустил Митрофанушка?
- Каковы отличительные признаки прилагательного?
V.Работа в тетрадях.-Сейчас вам предоставится попытка проявить себя юным корректором. На доске текст, спишите его, согласовав окончания прилагательных с существительными. Окончания выделите. Те, кто выполнит задание правильно, получат отрывок одной из повестей Н.В.Гоголя.
( На доске через проектор выведен текст).

-Прочитайте выразительно получившийся текст. Из какой он повести? («Майская ночь или Утопленница»).
-Назовите окончания прилагательных. Расскажите алгоритм, по которому пишутся окончания прилагательных.
- С какими орфограммами встретились? (н-нн, чк-чн) Вспомните правило.
- С точки зрения пунктуации, все ли здесь правильно? (Не выделены сравнительные обороты)
- Для чего нужны сравнительные обороты?
VI.Словарный диктант.- Верным помощником корректора является орфографический словарь. Посмотрим, справитесь ли вы с этим заданием.
- Мы запишем слова в строчку через запятую, а потом вы проверите себя по орфографическому словарю.
Географический, громоздкий, дискуссионный, драгоценный, интеллигентный, карикатурный, патриотический, президентский, приветливый, природный, соломенный, торжественный, фиолетовый, оловянный, деревянный, стеклянный.- Поднимите руки, кто написал на «5»? на»4»? – вы смело можете готовить себя в корректоры, а остальным нужно потрудиться.
- Значение каких слов непонятно?
-Пользуясь толковым словарем, найдите значение этих слов.
VII. Зарядка для глаз.
Зажмурьте глаза, досчитайте до 10 и откройте их.
Поднимите глаза вверх, не поворачивая головы, опустите вниз, посмотрите направо, потом налево. (повторить 4 раза)
Встали, потянулись, подняли руки вверх, посмотрели на кончики пальцев, опустили руки. (повторить 4 раза)
Закрыли глаза, досчитали до 10, открыли.
Садитесь.
VIII.Работа с раздаточным материалом.- Ошибки бывают не только в тетрадях ребят, но и во многих названиях и даже ресторанных меню.

-Такие же ошибки делали и в 19 веке. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:
- Шесть порций орфографических ошибок.
-Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.
-Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
-Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню. (Можно пользоваться словарем.)

- У каждого на столе листочек с этим меню, подпишите его и вставьте
пропущенные буквы.
IX. Творческая работа.
- Урок мы с вами начали с описания зимней рождественской ночи. Сейчас у нас зимний день. Посмотрите на репродукцию картины известного русского художника Константина Федоровича Юона и ,используя приобретенные на уроке навыки юного корректора, составьте свой рассказ о зимнем дне, употребив в нем как можно больше прилагательных. Объем работы – 5 – 6 предложений

Пока учащиеся пишут сочинение-миниатюру, учитель проверяет предыдущие работы.
- Чтение нескольких работ.
- Молодцы, ребята! Будем как можно больше выполнять орфографических и пунктуационных упражнений, как можно чаще повторять орфографические и пунктуационные правила! Будем очень внимательны! И тогда всех вас можно будет назвать юными корректорами!
X.Подведение итогов урока.- Результаты исправленного меню, вручение грамот лучшим корректорам.
-Какие орфограммы и пунктограммы мы сегодня повторили?
- Какова роль прилагательных в речи?
- Кто такой корректор?
-Какими качествами должен обладать корректор?
-Как вы думаете, как мы можем у себя сформировать орфографическую и пунктуационную зоркость?
-Спасибо за урок, можете быть свободны.
Приложение №1
Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке обывательских лошадей, в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому, в синем тулупе, подбитом черными смушками, с дьявольски-сплетенною плетью, которою имеет он обыкновение подгонять своего ямщика, то он бы, верно, приметил ее, потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнет. Он знает наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков и сколько в сундуке лежит полотна и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке. Но сорочинский заседатель не проезжал, да и какое ему дело до чужих, у него своя волость. А ведьма, между тем, поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав. Три или четыре еще блестели. Вдруг, с другой стороны показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Близорукий, хотя бы надел на нос, вместо очков, колеса с комиссаровой брички, и тогда бы не распознал, что это такое. Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка, оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу. Между тем черт крался потихоньку к месяцу, и уже протянул было руку, схватить его; но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем ни бывал, побежал далее. В Диканьке никто не слышал, как черт украл месяц
Приложение №2
Стародум. О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я узнал, кто его и учители. Вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.
Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка.
Простаков. Всему, мой отец.
Митрофан. Всему, чему изволишь.
Правдин (Митрофану). Чему ж бы, например?
Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматике.
Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?
Простаков. Каково, мой отец?
Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен.