Презентация Работа с текстами как средство формирования метапредметных действий


Работа с текстами как средство формирования метапредметных действий Громенко Т.В. МБОУ «Городская гимназия №1» Актуальность Изменения стандарта общего образования. Модернизация российского образования, обновление его содержанияОриентация на развитие важнейших социальных компетентностей школьников, Цель: формирование и развитие метапредметных действий школьников через работу с текстом Задачи: Организация регулярной действенной включённости учащихся в ситуации общей коммуникации (работа с текстами); Организация регулярной рефлексии деятельности учащегося в ситуации коммуникации вместе с учителем;Разработка диагностических текстов для выявления уровня сформированности общих умений коммуникации. Умения коммуникации: умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми – в парах, группах, командах; общие умения коммуникации – работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием. Умения общей коммуникации умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажений;умение оформить свои мысли в письменный текст;умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием). Требования к формированию умений общей коммуникации специально планироваться учителем и учеником при составлении его индивидуальной образовательной программы, а затем рефлектироваться (аспект 1); быть содержанием взаимодействия учителя и ученика, учеников друг с другом в учебном процессе (аспект 2); проверяться и учитываться (аспект3); контролироваться в ходе промежуточной и итоговой аттестации (аспект 4); обеспечиваться соответствующими учебными средствами (аспект 5) Условия формирования общих умений коммуникации Первое условие: регулярность, последовательность;. Второе условие: усвоение целостного умения от частного к общему. Третье условие: положительная мотивация к выполнению, применению умения. Четвёртое условие: рефлексия обучающегося Виды текстовых заданий По форме все задания можно разделить на тексты – инструкции, задания в тестовой форме, алгоритмы и деформированные тексты. Текст – инструкция состоит из двух частей: непосредственно текста и перечня заданий, которые необходимо выполнить по мере его изучения Виды текстовых заданий Второй тип заданий – это задания в тестовой форме открытого и закрытого типов. Особенность этих заданий в том, что в вопросы заложены действия, которые необходимо освоить для овладения определённым умением:- выделять ключевые слова;- определять смысл использованных понятий;-определять главные и дополнительные мысли;- подбирать примеры;- находить верные утверждения;-озаглавливать части текста;- схематизировать текст. Виды текстовых заданий К третьему типу заданий относятся алгоритмы и памятки, инструкции по выполнению практических работ. Важно, чтобы в алгоритмах раскрывался способ выполнения задания.Ещё один тип заданий – деформированные тексты. Это могут быть задания, ориентирующие на поиск ошибок, составление связанного текста из предложений или дополнение отдельных частей предложений.При подготовке деформированных текстов, нужно руководствоваться следующим:1) количество предложений должно быть небольшим;2) должна быть очевидна правильная последовательность предложений. Текстовые задания и виды деятельности обучающихся Осознанное беглое чтение различных текстов. Перечень заданий:- поиск ключевых слов абзаца;- поиск понятий по теме;- формулирование вопросов по тексту;- озаглавливание текста. Адекватное восприятие письменной речи Перечень заданий: выделение главного и второстепенного; восстановление текста; озаглавливание текста;поиск верных утверждений по тексту; поиск логических ошибок в тексте;оформление определения понятия; приведение собственных примеров;составление вопросов на понимание и рассуждение; составление схем и опорных конспектов. Адекватное восприятие устной речи. высказывание рассуждений, вопросов на понимание; приведение собственных примеров;поиск верных утверждений по тексту; разделение устного текста на части; озаглавливание частей текста; составление схем по тексту. Составление планов, тезисов, конспектов. выделение главной мысли дополнительной информации; разделение текста на части; определение логики высказывания; поиск ключевых слов; озаглавливание текста. Текстовые задания Владение монологической и диалогической речью; Передача содержания текста в сжатом или развёрнутом виде. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную или прочитанную информацию. Подбор примеров и аргументов, формулирование выводов. Способы организации рефлексии Остановка в процессе деятельности. Фиксация «тупика», или разрыва в процессе деятельности Фиксация ошибок, трудностей и препятствий в работе. Поиск образа будущей деятельности. Формы организации рефлексии Фронтальная форма рефлексии; Рефлексия в парах;Рефлексия в группах.