Обобщение опыта Развитие интереса к чтению у младших школьников

Мой педагогический багаж в системе воспитательной работы.
Развитие интереса к чтению младших школьников.

Я работаю учителем 12 лет и точно знаю, что чтение - основное средство обучения и воспитания, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка. Так же постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение, но и расширяет кругозор, повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека.
В настоящее время литературное чтение выступает и как факт существования духовно – нравственной жизни нашего общества, и как школьный предмет, который остаётся единственной нравственной опорой, чистым источником знаний, питающий духовную жизнь учащихся. Однако моральные ценности не переходят автоматически из книг в голову читателя. Необходимо это чувство развивать, формировать нравственные убеждения. Неоспорим тот факт, что этот «фундамент» закладывается в младшем школьном возрасте. Именно на уроках литературного чтения, во внеклассных мероприятиях в начальных классах мы должны пробудить, а затем и сформировать у младших школьников интерес и любовь к чтению, развивать способность к восприятию красоты художественного слова, воспитывать всестороннее и гармонически развитую личность.
 Всё обучение и воспитание в начальных классах строится через уроки чтения, устной и письменной речи. Если ребёнок полюбит уроки чтения, подружиться с книгой, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи, осмыслит свои и чужие поступки, давать оценку происходящему вокруг него. Любовь к чтению помогает решить многие воспитательные задачи, стоящие перед учителем и классным руководителем.
Однако современные педагоги работают с искушённым младшим школьником, который познал телевидение, игровые приставки, планшет, смартфон, Интернет. Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой  к  школе: одни читают по слогам, другие - бегло, а третьи - не читают совсем. Телевидение и компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы.
Приобщение юных поколений к умственным и нравственным ценностям - дело первостепенной важности. Здесь не обойтись без книг, без искусства слова. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он владеет умением читать, т.к. образовательно-воспитательный эффект чтения книг прямо пропорционален результатам обученности, желанию и мнению читателя взять из книг всё, что она может дать.
"Нет наслаждения книгой, говорил С. Соловейчик, нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, вот чтение".
Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач семьи и школы. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе. Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо и прочесть – задача взрослых (будь то родитель, учитель, воспитатель, библиотекарь), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальные мощи России.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли оно у ребенка активным или умеренно пассивным.
Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке и во внеклассной деятельности будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.
Как говорит известный критик и философ И. Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё, пока не обожжётся этим открытием до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём". Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда он откроет личный смысл в читаемом.
На уроке чтения, как правило, нет места личным впечатлениям школьника, его переживаниям, его субъективным образам. Изучаемое произведение не рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребёнка, его внутреннему "Я". А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри ("хочу"), она всецело подчинена мотивации, идущей извне ("велели"). Поэтому работу по развитию интереса к чтению целесообразно вести не только на, но и через систему внеклассных мероприятий.
В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. В своей работе я учитываю эту особенность младшего школьника.
Моя задача учителя и классного руководителя оставить за ребёнком право на уникальность его восприятия, не подавлять её, а исходить из неё и опираться на неё, ведь по наличию этих качеств мы и можем судить, какова личность ребёнка, каков его творческий заряд. Поэтому очень важно, чтобы дети знали, что на уроках и внеклассных мероприятиях они не только будут анализировать произведение, знакомиться с литературными героями, но и то, что все их переживания, мысли и воспоминания, рождающиеся у них в процессе чтения, не останутся на уроке без внимания (даже если они и не совсем созвучны позиции автора).
Ролъ учителя и классного руководителя имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель сам влюбляет в неё и своих учеников. Поэтому своим примером я стараюсь зажечь огонь в сердцах детей.
Читая с детьми литературные произведения, я учу их думать над прочитанным. Я обязательно учу детей видеть своих наставников – писателей. Поэтому я обязана учить детей не просто читать, а читать между строк. Для меня чтение – это возможность помочь каждому ребёнку узнать самого себя, окружающий мир, научиться думать. Умение читать – это творческое общение с детской книгой.
Постепенно у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению вообще, а затем - к чтению определённой литературы. Я изучила концепции, технологии и медодики Н. Ф. Виноградовой, В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, Н. Н. Сметанниковой, сделав вывод о том, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных и необычных методов и приёмов через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы: (внеклассные занятия; коллективные чтения; состязания чтецов; реклама книги; литературные праздники; литературные игры; библиотечные часы; часы «тихого чтения»). Таким образом, для пробуждения интереса к чтению у своих учеников на уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие приёмы и методы:
1.Методы критичного мышления могут применяться как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях. Например, мозговой штурм и предваряющие вопросы. На одном из этапов внеклассного мероприятия «Кладовая леса» мы читаем с детьми текст о грибах. Первое: создаём ориентировочную основу, актуализируем всё поле знаний по тематике. Начинаем со школьниками составлять вопросы  что бы они хотели узнать. Высказываем предположения. Они задают вопросы, а я только направляю. Выносим всё на доску: первая колонка  что знаем, вторая  что ещё нужно узнать. Только после этого начинаем активную работу с текстом. Читаем и ищем ответы на эти вопросы в тексте. Здесь мы нашли, а здесь нет  но зато узнали что-то новое. После прочтения начинается обсуждение текста по их же вопросам. Дальше мы всё суммируем и говорим  а на вопросы 3 и 4 ответов в тексте нет. Значит, мы начинаем с вами проект, идём в библиотеку, начинаем поиск.
Обучение стратегиям чтения и последовательное применение стратегий чтения разных текстов позволило мне изменить методику проведения уроков и внеклассных мероприятий, максимально дифференцировать, индивидуализировать и интенсифицировать процесс обучения и воспитания, так как большая часть стратегий предусматривает индивидуальную, парную работу и работу в малых группах, в том числе и исследовательскую. Использование стратегий чтения придаёт работе с текстом диалоговый и интерактивный характер, непосредственно свяжет чтение с другими видами речевой деятельности – говорением и письмом. Именно в рамках стратегиального подхода к обучению чтению может быть реализована метапредметная программа «Основы смыслового чтения и работы с текстом». Реализация этого подхода в ежедневной образовательной практике меняет характер работы с текстом, делая сам процесс чтения интерактивным. Уче
·ник же в процессе освоения стратегий чтения учится контролировать свое понимание текста. Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь я знаю, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче ребёнку читать текст и выше достигаемый им результат. Предтекстовые ориентировочные стратегии направлены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.
2. Чтение вслух (попеременное чтение). Целью стратегии является проверка понимания читаемого вслух текста. Может применяться на любом этапе любого учебного предмета и внеклассного мероприятия, где подразумевается работа с текстом.
Дети начинают по очереди читать текст по абзацам. Задача читающего – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Имеется только одна копия текста, который передается следующему чтецу. И наоборот, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
3. Чтение про себя с вопросами. Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы.
Учащиеся читают текст по абзацам про себя. После прочтения каждого абзаца ученики останавливаются и задают вопросы к прочитанному тексту. Сначала на вопросы к абзацу отвечают все члены группы, затем можно работать в парах: один задает вопросы, другой отвечает, и наоборот.
4. Метод шести шляп - это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Метод шести шляп мышления позволяет развить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Суть методики Э. де Боно в том, что любую проблемную ситуацию нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве. Другими словами, приём подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга. Вариант работы с этой методикой я описала во внеклассном мероприятии по литературному чтению «Зарождение зерна доброты на примере сказки».
5. Совместное творчество. Ученики примеряют на себя роль сказочника или поэта и пытаются создать своё произведение на заданную тему. С учениками третьего класса мы создали коллективную книжку- малышку, которая называлась: «Я и мои права». На начальном этапе творчества мы изучили конвенцию о правах ребёнка и выбрали те права, которые заинтересовали детей. Следующий этап творчества – дети сочиняли сказку или стихотворение на заданную тему. Лучшие произведения мы оформили в книжку-малышку. И заняли призовые места в районном и городском конкурсе «Я и мои права» (приложение 1).
6. Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т.д.
В определенный срок предлагаю детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение. По окончании этого срока провожу литературные игры: «По страницам наших сказок», «В гостях у В. Бианки», «Творческая мастерская В. Сутеева», «Лесные сказки», «Поле чудес», «Литературный КВН» и др. Я заметила, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.
С огромным желанием пробуют свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, игры со словами, создание иллюстраций и т.д.)
В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.
7. Книги своими руками. Говоря о пробуждении интереса к чтению, нельзя не сказать и об использовании элементов проектной деятельности. Мы с ребятами составляем книжки своими руками не только на уроках литературного чтения, окружающего мира, но и на внеклассных мероприятиях. Каждый ученик оформляет одну страницу книги (иллюстрация и небольшой текст). Затем листы скрепляются, и получается одна книга с общей темой. Например, иллюстрации к сказкам Пушкина или города России, кладовая леса, ядовитые растения и т.д. (Приложение 2).
8. Свободное чтение. Игнорируя литературные пристрастия учащихся младшего школьного возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще. Поэтому я в своей работе использую технологию свободного чтения.
Свободное чтение  - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему. Свободное чтение, как чтение без стесняющих ребёнка рамок, позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов.
Самостоятельный выбор книг, их узнавание и чтение (не для отметки, а для удовлетворения возникшего к книге интереса) сами делали своё дело: у детей расширялся словарный запас, развивалась память, они учились представлять прочитанное в образах, звуках, красках, думать о том, что рассказала книга, выделять книги особенно и не особенно интересные, а значит, невольно узнавать себя и думать о себе – своих интересах, способностях и возможностях. Мне оставалось их только направлять и ободрять.
Прочитав книгу, ребёнок оформляет читательский дневник и представляет классу «рекламу» прочитанного произведения. С детьми старших классов можно вместо рекламы использовать трейлер к любимой книге.
Говоря о свободном чтении, нельзя не сказать о сотрудничестве с библиотекой. Ребята моего класса регулярно посещают мероприятия, организованные детской юношеской и школьной библиотекой. Все ребята моего класса записаны в школьную библиотеку и с удовольствием посещают её. Многие ребята записаны в библиотеки района и города (62 %). В нашем школьном кабинете мы создали свою классную библиотеку. Ребята с удовольствием пополняют книжную полку новыми книгами. Нашу библиотеку ребята используют на перемене, после уроков, в группе продлённого дня и в школьном лагере.
9. Литературные выставки. Совместно с детьми ежегодно проводим выставку любимых книг, на которой дети не только показывают свои любимые произведения, но отвечают на задаваемые им вопросы. По желанию деток можно поменяться книгами на время каникул. С первым классом мы устраивали выставку героев литературных произведений. Первоклассники с удовольствием приносили игрушки и рассказывали о своих любимых сказочных героях (приложение 3).
      10. Театрализация. Чтобы повысить интерес к чтению, кроме традиционных форм осуществляю элементы театрализации. Наиболее яркими были следующие инсценировки: с учениками четвёртого класса - «Сказка про Федота-стрельца» Л. Филатова, а с учениками второго класса - сказка «Снежная королева» Г. Х. Андерсена. Дети с удовольствием участвуют в творческих затеях и выступают не только перед родителями, но перед учениками первых классов (приложение 4).
Такая системная работа осуществляется не только на уроках литературного чтения, но и на других учебных предметах и во внеурочной деятельности и способствует поддержанию устойчивого интереса учащихся, развитию их индивидуальных способностей.
А главным результатом своей работы я считаю тот факт, что мои ученики находят чтение достойным и интересным увлечением, которым можно гордиться.


































Литература:
Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.
Н.Н.Светловская. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать. 2005 год.
Л.А.Павлова. Как формировать у младших школьников полноценный навык чтения. 2004 год.
Обучение детей чтению: Практическая методика. М.: Изд. Центр “Академия”, 2001 год.
Т.Г.Егоров. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1988 год.
Н.Д.Молдавская. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976 год.