Рабочая программа по русскому языку 5 класс (к УМК Е.Быстровой) пробная по ФГОС ООО

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новоеловская средняя общеобразовательная школа »
Большеулуйского района Красноярского края

«
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО:
____________/___________/

Протокол
№ ___ от «__»________20___г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МКОУ «Новоеловская СОШ»: _______________/__________________________/

«__»____________20___г.

«Утверждаю»
Руководитель МОУ «Новоеловская СОШ»:
_______________./____ __/


Приказ № ___ от «__»____20___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по_русскому языку 5 класс_
Берш Ольги Эмильевны, учитель русского языка и литературы высшей категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20_ г.

2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем "Русский язык" выполняет и общепредметные задачи. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»:
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»:
- авторская программы программа к учебникам «Русский язык. 59 классы» для общеобразовательных учреждений под редакцией Е.А. Быстровой / под
ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. М.: ООО «Русское слово учебник», 2011. 32 с.
Программа по русскому языку в 5 классе содержит отобранную в необходимых пределах в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности , а также преемственности, и перспективности между различными разделами курса.. обучение языку строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.


Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Формы организации учебного процесса в 5 кл :
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Формы контроля: тестирование, сочинение, изложение, диктант, контрольная работа в формате ЕГЭ (включающая тестовые задания и анализ текста)
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат тесты, соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, диктанты с грамматическими заданиями.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку


Оценка сочинений и изложений
Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая  за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок  орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценки
Основные критерии оценки



Содержание и речь
Грамотность

«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта.
Допускается: 1) 1 орфографическая; 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка.

«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; 3) или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок; 4) а также 2 грамматические ошибки.

«3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.
Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки ошибки.

«2»
1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 и более недочётов в содержании 7 и более речевых недочетов.
Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка диктантов.
Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
Оценка тестов и контрольных работ в формате ЕГЭ
90% и более заданий выполнены правильно – «5»
75% - 89% заданий выполнены правильно – «4»
50% - 74% заданий выполнены правильно – «3»
Менее 50% заданий выполнены правильно – «2»
Грамотность при выполнении контрольной работы оценивается по нормам для диктанта

Приложение 3
Информация о количестве часов
Период
Всего часов
Практическая часть,
(всего)
Работы творческого
характера (всего)
Работы контрольного
характера (всего)
Практическая часть, (наименование видов работ, кол-во часов)
Работы творческого характера (наименование видов работ, кол-во часов)
Работы контрольного характера, (наименование видов работ, кол-во часов)









зачет
сочинение
изложение


тест
диктант
Контрольная работа


1 четверть


9
2




3
6



1
1


2 четверть (1 полугодие)


6\15
2\4




1\4
5\11



1\2
1\2


3 четверть


8
2




7
1



1
1


4 четверть (2 полугодие)


5\13
2\4




4\11
1\2



2\3
0\1


год


28
8




15
13



5
3


Описание места учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане

Количество часов по программе – 175 ч; количество часов по учебному плану школы – 175 ; количество часов в неделю - 5

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
I. Учащиеся знают определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывают свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся владеют следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимают основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделяют основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеют техникой чтения; выделяют в тексте главную и второстепенную информацию; разбивают текст на смысловые части и составляют простой план; отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеют ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозируют содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекают информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставляют логические ударения, паузы; выбирают уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечают на вопросы учителя; подробно и сжато излагают прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создают устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражают свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывают тексты разных типов речи; создают письменные высказывания разных типов речи; составляют план сочинения и соблюдают его в процессе письма; определяют и раскрывают тему и основную мысль высказывания; делят текст на абзацы; пишут небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользуются разными видами словарей в процессе написания текста; выражают свое отношение к предмету речи; находят в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирают заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
используют элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправляют недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделяют в слове звуки речи, дают им фонетическую характеристику; различают ударные и безударные слоги, не смешивают звуки и буквы;
используют элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находят в художественном тексте явления звукописи; правильно произносят гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работают с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносят названия букв русского алфавита; свободно пользуются алфавитом, работая со словарями; проводят сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделяют морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирают однокоренные слова с учетом значения слова; учитывают различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользуются словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объясняют особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объясняют лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользуются толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределяют слова на тематические группы; употребляют слова в соответствии с их лексическим значением; различают прямое и переносное значение слов; отличают омонимы от многозначных слов; подбирают синонимы и антонимы; выбирают из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находят в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеют наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; используют синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различают части речи; правильно указывают морфологические признаки; правильно изменяют части речи;
орфография:
находят орфограммы в морфемах; группируют слова по видам орфограмм; владеют правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объясняют выбор написания и используют на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирают слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделяют словосочетания в предложении; определяют главное и зависимое слово; составляют схемы словосочетаний изученных видов и конструируют словосочетания по заданной схеме; выделяют основы предложений с двумя главными членами; конструируют предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонируют предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, используют повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдают верную интонацию конца предложений; составляют простые и сложные предложения изученных видов; опознают предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находят, анализируют и конструируют предложения с прямой речью; владеют правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объясняют постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и используют на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирают примеры на изученное пунктуационное правило.

Содержание учебного предмета


Приложение 2


Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)


Наименование разделов учебной программы
Кол-во часов, отводимое на изучение раздела
Характеристика основных содержательных линий
Работы творческого характера (наименование видов работ, кол-во часов)
Работы контрольного характера
(наименование видов работ, кол-во часов)
Планируемые результаты на базовом, повышенном уровнях к каждому разделу учебной программы




сочинение
изложение
диктант
тест
Контрольная работа
предметные
метапредметные

введение
1
Наш родной русский язык (1 ч)





Выявляют роль родного языка в жизни человека и общества
Анализируют содержание высказываний, доказательно отвечают на вопросы, слушают друг друга

Речь. Речевая деятельность.
Речевое общение
8
Язык и речь.
Речь и речевое общение.
Речь устная и письменная.
Речь книжная и разговорная.
Речь диалогическая и монологическая
Речевой этикет.






Знают основные особенности устной и письменной речи,
разговорной и книжной, анализируют их, различают диалогическую и монологическую речь.
Владеют различными видами монолога и диалога. Соблюдают при общении нормы речевого этикета.
Определяют основную мысль текста. Выбирают главную информацию в тексте. Составляют план, схему.

Текст
13
Текст. Основные при-
знаки текста. Тема, основная мысль и структура текста. Мик-
ротема текста.
Средства связи предложений в тексте. Простой и сложный план текста. Типы речи.





Выделяют главную информацию, распознают основные признаки текста. Выделяют абзацы в тексте на основе проведения элементарного структурно-смыслового анализа. Создают небольшие тексты в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи. Умеют подробно пересказывать текст
Находят главную мысль текста, умеют составлять план. Правильно и выразительно читают текст. озаглавливают текст и обосновывают выбор заглавия;


Синтаксис и пунктуация
27
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение и его признаки. Интонация. Логическое ударение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами предложения. Обращение. Вводные слова. Прямая речь. Синтаксический разбор простого предложения. Простое и сложное предложение





Осознать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Конструируют словосочетания. умеют составлять текст по картине Определяют признаки предложений, находять его границы. Распознаю вид предложения по цели высказывания. Выделяют грамм. основу. Правильно согласовывают подлежащее и сказуемое. Составляют предложения по предложенной схеме. Правильно ставят знаки препинания. Распознают главные и втор. члены предложения. Знают и определяют способы выражения дополнения, определения, обстоятельства. Опознают однор. члены предложения, составляют схемы предложений с одн. членами. Составляют предложения с вводными словами, прямой речью. Опознают и разграничивают простое и сложное предложение. Осознают основные функции обращений
Опознают, правильно интонируют, используют в речи предложения с вводными конструкциями
Правильно интонируют предложения с прямой речью

Умеют работать в группе и индивидуально . Составляют тезисный план. Моделируют предложения в соответствии с коммуникативной задачей. Составляют вопросный план
Сжато излагают содержание прочитанного текста. Составляют таблицы Умеют работать индивидуально по составленному плану. Составляют тексты на заданную тему. Умеют пересказывать от другого лица


Фонетика и орфоэпия
15
Фонетика – раздел лингвистики
Звук – единица языка
Система гласных звуков
Система согласных звуков
Изменение звуков в речевом потоке
Фонетическая транскрипция
Выразительные средства фонетики
Слог
*Слог – единица слова
Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков





Осознают смыслоразличительную функцию звука в слове
Распознают гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие
Анализируют и характеризуют отдельные звуки речи, отражают особенности их произношения с помощью транскрипции
Выявляют и оценивают использование выразительных средств фонетики в художественной речи
Членят слова на слоги
Правильно переносят слова с одной строки на другую
Определяют место ударения в слове
Работают со словарём, извлекают информацию из учебных текстов

Графика и орфография
7
Графика – раздел науки о языке
Состав русского алфавита. Название букв.
Соотношение звука и буквы

Орфография – раздел правописания
*Правописание гласных в корне слова
*Правописание согласных в корне слова





Осознают значение письма
Соотносят в словах звуки и буквы
Находят орфограммы в морфемах
Владеют приемами определения правописания гласных и согласных в корне
Работают со словарём, извлекают информацию из учебных текстов

Лексика
11
Лексикология – раздел лингвистики
Слово как единица языка
Лексическое и грамматическое значение слова
Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья
Способы толкования
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение слов
Омонимы
*Омонимы – омографы, омофоны, омоформы
Синонимы. Лексическая сочетаемость слова.
Антонимы






Осознают роль слова в выражении мысли, чувства, эмоций
Определяют лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова
Разграничивают однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов; омонимы и многозначные слова
Выявляют смысловое, стилистическое различие синонимов
Употребляют в речи слова-синонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилистической окраски.
Оценивают свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи
Осознают художественную выразительность тропов. Используют в речи слова в переносном значении
Извлекают из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использование для определения, уточнения его значения
Извлекают необходимую информацию из словарей синонимов
извлекают информацию из учебных текстов

Морфемика. Словообразование. Орфография
20
Морфемика – раздел лингвистики
Морфема – минимальная значимая единица языка
Словообразующие и формообразующие морфемы
Основа слова
Окончание – формообразующая морфема
Корень. Однокоренные слова. Правописание корней
Приставка, суффикс – словообразующие морфемы
Чередование звуков в морфемах
Морфемный анализ слов
Словообразование – раздел языкознания
Производящая основа. Словообразующие морфемы.
Основные способы образования слов
Словообразовательный анализ слов
Основные выразительные словообразовательные средства языка





Проводят морфемный анализ слова
Выделяют производящую основу слова и словообразующую морфему
Определяют способ образования слова
Проводят словообразовательный анализ слова
Выявляют использование словообразовательных средств в художественной речи
извлекают информацию из учебных текстов, пользуются графическими символами и условными обозначениями

Морфология
2
Морфология как раздел грамматики
Части речи как лексико-грамматические разряды слов
Самостоятельные и служебные части речи





Опознают различные части речи по их существенным признакам Разграничивают самостоятельные и служебные части речи
извлекают информацию из учебных текстов,

Имя существительное как часть речи
24
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение.Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Имена существительные нарицательные и собственные
Род имён существительных
Имена существительные общего рода. Род несклоняемых существительных
Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа или только множественного числа
Склонение имён существительных. Три основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание.
*Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные
*Правописание суффиксов существительных:
-чик-, -щик-, (-чиц(а),
-щиц(а); -ек-, -ик- (-чик-).
*Правописание не с именем существительным





Выявляют грамматическое значение, определяют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль
Разграничивают постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного
Опознают имена существительные среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам.
Производят морфологический разбор имени существительного
Различают одушевлённые и неодушевлённые существительные по значению и формальным грамматическим признакам
Правильно употребляют прописную букву при написании имён существительных собственных
Определяют род имён существительных по суффиксу и окончанию
Правильно употребляют в речи существительные общего рода и несклоняемые существительные
Образовывают множественное число имён существительных и употребляютих в речи
Употребление существительных, имеющих форму только одного числа, с глаголами
Определяют тип склонения имён существительных.
Образовывают нужные падежные, предложно-падежные формы существительных и употреблять их в речи.
Правильно пишут безударные падежные окончания и суффиксы существительных.
Различают имена существительные с приставкой не и с отрицательной частицей не, существительные-синонимы с не и без не
извлекают информацию из учебных текстов, пользуются графическими символами и условными обозначениями

Имя прилагательное
16
Имя прилагательное как часть речи.Общее грамматическое значение. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении
Прилагательные качественные, относительные, притяжательные, их смысловые и грамматические различия
*Правописание окончаний имён прилагательных.
Степени сравнения качественных имён прилагательных
Имена прилагательные полные и краткие. Особенности значения, изменения.
Правописание кратких прилагательных
Словообразование и правописание имён прилагательных.
*Правописание н и нн в прилагательных.
Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц.
*Правописание не с прилагательными
Образование имен прилагательных путем сложения





Выявляют грамматическое значение, анализируют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль
Разграничивают постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Сопоставляют морфологические признаки имени прилагательного и имени существительного.
Разграничивают по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные и притяжательные прилагательные.
Употребляют прилагательные разных разрядов в прямом и переносном значении
Правильно произносят и пишут безударные окончания прилагательных единственного и множественного числа, имена прилагательные в разных степенях сравнения. Определяют морфологические признаки и синтаксическую функцию кратких прилагательных.
Образуют краткие прилагательные.
Определяют способы образования имен прилагательных.
Правильно пишут н и нн в прилагательных.
Разграничивают правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц в зависимости от места ударения в слове.
Образовывают имена прилагательные при помощи приставки не. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными
Правильно пишут сложные прилагательные
извлекают информацию из учебных текстов, пользуются графическими символами и условными обозначениями

Глагол
26
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.
*Правописание не с глаголами. Инфинитив (неопределённая форма глагола). *Правописание тся и ться в глаголах. Виды глагола. Значение и признаки глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Наклонения глагола: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам.
Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее. Значение и употребление в речи. Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных). Морфемный разбор глаголов






Выявляют грамм. значение глаголов, их морфол. признаки и синт. роль в предложении.
Разграничивают пост. и непост. Морфол. признаки гл..
Морфол. разбор глагола.
Используют глаголы в речи с учётом их смыслового значения, речевой ситуации. Правильно пишут НЕ с глаголами. Определяют значения, морфол.признаки и синт. роль инфинитива.
Употребляют в речи инфинитивные конструкции в соответствии с целью высказывания. Усвоят правописание тся и ться в глаголах. Различают глаголы сов. и несов. вида по значению, формальным признакам.
Употребляют в речи глаголы сов. и несов. вида. Различают переходные и неперех.глаголы, употребляют их в речи. Используют в речи возвратные глаголы. Выявляют особенности значения, образования, изменения и употребления глаголов условного наклонения.
Употребляют бы с глаголами в условном наклонении.
Осознают особенности значения, образования, употребления и правописания глаголов повел.наклонения. Употребляют глаголы наст., буд., прош. времени в речи в соответствии с ситуацией общения. Осознают семантику безличных глаголов. Употребляют предложения с безл. глаголами. Используют безл. глаголы при трансформации личных предложений в безличные.
извлекают информацию из учебных текстов, пользуются графическими символами и условными обозначениями

Повторение изученного в 5 классе
4
Систематизация изученного





Знают основные понятия морфологии, морфологические признаки, применяют правила правописания, понимают связь морфологии и орфографии, выполняют грамматические разборы
извлекают информацию из учебных текстов, пользуются графическими символами и условными обозначениями




Перечень практических, лабораторных, творческих работ, и других форм занятий, используемых при обучении


Приложение 4

Перечень практических работ (нет)



Приложение 5
Перечень работ контрольного характера

№ п/п
Вид работы
тема
Проверяемые планируемые результаты на базовом, повышенном уровнях
необходимое оборудование

1
Контрольная работа
Контрольное списывание с грамматическим заданием \ входящая диагностика
Применяют на практике изученные орфографические и пунктуационные правила, выполняют грамматические разборы по плану \соблюдают в практике письма орфографические и пунктуационные нормы языка, владеет навыками самоконтроля, самоанализа
Тетради для контрольных работ

2
диктант
Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Однородные члены предложения»
Применяют на практике изученные орфографические и пунктуационные правила, выполняют грамматические разборы по плану \соблюдают в практике письма орфографические и пунктуационные нормы языка, владеет навыками самоконтроля, самоанализа


3
Контрольная работа
Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. орфография»
Умеет выполнять тестовые задания с выбором ответа, Применяют на практике полученные знания по теме \\ выполняет задания, связанные с самостоятельной формулировкой ответа, анализом текста
Тесты разных уровней

4
диктант
Контрольный диктант по теме «Лексика» с грамматическим заданием \\ Контрольная работа по теме «Лексика»
Применяют на практике изученные орфографические и пунктуационные правила, выполняют грамматические разборы по плану \соблюдают в практике письма орфографические и пунктуационные нормы языка, владеет навыками самоконтроля, самоанализа \\ Умеют выполнять тестовые задания с выбором ответа . Применяют на практике полученные знания по теме \\ выполняет задания, связанные с самостоятельной формулировкой ответа, анализом текста


5
диктант
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»
Применяют на практике изученные орфографические и пунктуационные правила, выполняют грамматические разборы по плану \соблюдают в практике письма орфографические и пунктуационные нормы языка, владеет навыками самоконтроля, самоанализа


6
диктант
Контрольный диктант или к\р в формате ГИА по теме «Имя существительное»
Применяют на практике изученные орфографические и пунктуационные правила, выполняют грамматические разборы по плану \соблюдают в практике письма орфографические и пунктуационные нормы языка, владеет навыками самоконтроля, самоанализа \\ Умеет выполнять тестовые задания с выбором ответа. Применяют на практике полученные знания по теме \\ выполняет задания, связанные с самостоятельной формулировкой ответа, анализом текста


7
диктант
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»
Применяют на практике изученные орфографические и пунктуационные правила, выполняют грамматические разборы по плану \соблюдают в практике письма орфографические и пунктуационные нормы языка, владеет навыками самоконтроля, самоанализа


8
диктант
Контрольная итоговая работа по теме « Повторение изученного в 5 классе» -- Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»
Применяют на практике изученные орфографические и пунктуационные правила, выполняют грамматические разборы по плану \соблюдают в практике письма орфографические и пунктуационные нормы языка, владеет навыками самоконтроля, самоанализа





Приложение 6
Перечень работ творческого характера

№ п/п
Вид работы
тема
Проверяемые планируемые результаты на базовом, повышенном уровнях
необходимое оборудование

1
Обучающее выборочное изложение
Язык и речь
Выполняет требования к написанию изложения по данному плану \ владеет навыками самостоятельного отбора материала для выборочного изложения
Тексты изложения

2
Подробное изложение
Речевой этикет
Выполняет требования к написанию изложения по данному плану \ владеет навыками самостоятельного отбора материала для подробного изложения
Тексты изложения

3
сочинение
Текст. Сочинение «Мой четвероногий друг»
Создает текст на заданную тему, предварительно составив план \ редактирует текст, устраняет повторы
Презентация,

4
подробное изложение
Текст. Контрольное изложение по упр.75
Выполняет требования к написанию изложения по данному плану \ владеет навыками самостоятельного отбора материала для подробного изложения
№ 75

5
подробное изложение
Текст. Контрольное изложение по упр.75
Выполняет требования к написанию изложения по данному плану \ владеет навыками самостоятельного отбора материала для подробного изложения
№ 75

6
сочинение
Сочинение по картине
Е. Широкова «Друзья» (упр.93)
Умеет описывать картину, предметы, изображённые на ней \ Создает текст на заданную тему, предварительно составив план \ редактирует текст, устраняет повторы


7
сжатое изложение
Синтаксис. Сжатое изложение «Тетрадки под дождём»
Выполняет требования к написанию сжатого изложения по данному плану , пересказывает текст с изменением лица рассказчика\ находит основную мысль текста, владеет навыками самостоятельного отбора материала для сжатого изложения


8
сжатое изложение
Синтаксис. Сжатое изложение «Тетрадки под дождём»
Выполняет требования к написанию сжатого изложения по данному плану , пересказывает текст с изменением лица рассказчика\ находит основную мысль текста, владеет навыками самостоятельного отбора материала для сжатого изложения


9
сочинение
Синтаксис. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» или В. Бакшеевой «Иней»
Умеют описывать картину, предметы, изображённые на ней \ проявляет понимание особенности текста -описания.
Презентация
Упр 133

10
изложение
Обучающее изложение от другого лица «Хитрая кошка» (с.134-135)
Пересказывает текст с изменением лица рассказчика


11
изложение
Фонетика. Изложение от 3-го лица «Журавли» (с. 149-150)
Пересказывают текст с изменением лица рассказчика


12
изложение
Фонетика .Подготовка и написание контрольного изложения от третьего лица
Пересказывает текст с изменением лица рассказчика


13
изложение
Подготовка и написание контрольного изложения от третьего лица
Пересказывает текст с изменением лица рассказчика


14
сочинение
Графика. Сочинение по картине А.Н.Семенова «Как прекрасен этот мир»
Выбирает языковые средства (рабочие материалы), организует их в текст-описание, составляет план
Упр 305


15
изложение
Лексика. Сжатое изложение
Находит основные части текста (вступление, основная часть, заключение), воспроизводит их сжато, выбирая нужные детали \ самостоятельно составляет план, отбирает материал для сжатого воспроизведения Выполняет требования к написанию сжатого изложения по данному плану
с.246-247

16
сочинение
Лексика. Подготовка к сочинению по картине И.Шишкина «Перед грозой»
Умеет описывать картину, предметы, изображённые на ней \ проявляет понимание особенности текста -описания.
Упр.380

17
изложение
Морфемика. Обучающее изложение по тексту на с.20
Выполняет требования к написанию подробного изложения, составляет план , пересказывает текст с изменением лица рассказчика \ владеет навыками самостоятельного отбора материала для подробного изложения
С.20 ч.2

18
сочинение
Морфемика. Подготовка к домашнему устному сочинению по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство»
Составляют рассказ по картине, включая элементы описания ребёнка и природы \ используют в сочинении сведения о художнике, рассматривают структуру картины


19
сочинение
Имя существительное. Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Первый снег»
Составляют рассказ по картине, включая элементы описания детей и природы \ используют в сочинении сведения о художнике, рассматривают структуру картины
§.104, упр.587, карточки с описанием животных

20
сочинение
Имя существительное. Устное описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» К.С.Петрова-Водкина
Умеют описывать картину, предметы, изображённые на ней \ проявляют понимание особенности описания натюрморта.


21
сочинение
Имя существительное. Описание помещения (интерьер комнаты).
Умеют описывать интерьер, знают структуру описания, собирают рабочие материалы, составляют план


22
сочинение
Имя существительное. Сочинение-описание архитектурного памятника.
Умеют описывать архитектурный памятник, собирают рабочие материалы, составляют план
упр.211

23
сочинение
Имя прилагательное. Сочинение- описание внешности человека «Рассказ о друге»
Создают текст на заданную тему, предварительно составив план \ редактируют текст, устраняют повторы и др. недочёты
с.161

24
сочинение
Имя прилагательное. Описание натюрморта по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»,
Умеют описывать картину, предметы, изображённые на ней \ проявляют понимание особенности описания натюрморта
Упр. 272

25
сочинение
Глагол. Подготовка и написание контрольного сочинения «Вытеснят ли со временем компьютер и телевизор книгу?»
Составляют связный текст на предложенную тему. Выбирают тип речи текста и соблюдают требования к его структуре. \ самостоятельно выбирают доказательный материал, редактируют свой текст самостоятельно.


26
сочинение




27
сочинение
Глагол. Сочинение «Что было бы, если бы..»
Составляют связный текст на предложенную тему. Выбирают тип речи текста и соблюдают требования к его структуре. используют глаголы в условном наклонениии \ самостоятельно выбирают доказательный материал, редактируют свой текст самостоятельно


28
Изложение с творческим заданием
Глагол . Изложение с цитированием стихотворных строк
Выполняет требования к написанию изложения по данному плану \ владеет навыками самостоятельного отбора материала для подробного изложения; дополняет исходные материалы строчками из стихотворений, описывающими берёзу





Приложение 7

Тематическое планирование
I четверть (40 часов – 8 недель)

Дата фактического проведения урока
№ занятия с начала раздела
№ занятия с начала курса
Что пройдено на уроке
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса


1
1
Наш родной язык
Вступ. статьи учебника; Тест ГИА с.9-10 распечатка «Читаем учебник»; метод пособие Бабкиной М.В. с.22


1
2
Язык и речь
§ 1, (Бабкина с.24), Тест ГИА с.8 (Язык и человек)


2 Р
3 Р (1)
Обучающее выборочное изложение
Упр.9 (притча о баснописце Эзопе)


3
4
Речь и речевое общение.
§2, слова для словарного диктанта № 1 (стр.15), (Бабкина с.26)


4
5
Речь устная и письменная
§3, тест ГИА с.8-9, (Бабкина с.27)


5
6
Речь книжная и разговорная
§4, (Бабкина с.28)


6
7
Речь диалогическая и монологическая
§5, (Бабкина с.28)


7
8
Речевой этикет
§6, тест ГИА с.10, (Бабкина с.29)


8 Р
9Р (2)
Подробное изложение «Зачем нужно здороваться?»
Стр.31-32 учебника, (Бабкина с.30)


1
10
Текст как речевое произведение.
§7, тест ГИА с.17, (Бабкина с.31), пров.раб. 1 из кн.Фешиной стр.97


2
11
Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста
§8, тест ГИА с.17, (Бабкина с.32), пров.раб. 2 из кн.Фешиной стр.99


3 К
12 К (1)
Входная диагностика. Контрольное списывание с грамматическим заданием
Упр.46 и задания к нему из мет. Бабкиной с.33


4
13
Средства связи предложений в тексте
Стр.38-39 учб., (Бабкина с.33), пров.раб. 5 из кн.Фешиной стр.103


5
14
Простой и сложный план текста
§9 , слов.диктант с.41, (Бабкина с.34)


6
15 Р (3)
Сочинение «Мой четвероногий друг»
(Бабкина с.34), Презентация «Моё любимое животное», «Описание животного», разработка «Описание животного. База»


7
16
Типы речи
§10, (Бабкина с.34)


8
17
Повествование
§11, (Бабкина с.35)


9
18
Описание
§12, (Бабкина с.36)


10
19
Рассуждение
§13, (Бабкина с.37), тест ГИА с.55


11
20
Сочетание разных типов речи в тексте
§14, (Бабкина с.38), пров.раб. по Фешиной стр 112


12 Р
21 Р (4)
Подготовка и написание контрольного подробного изложения
Текст упр.75 («Ю-ю»)


13 Р
22 Р (5)
Подготовка и написание контрольного подробного изложения
(Бабкина с.39), Слов.диктант с.76


1
23
Синтаксис и пунктуация
§15, (Бабкина с.39), тест ГИА с.20-21, Презентация


2
24
Словосочетание
§16, (Бабкина с.40), Эл.папка «Урок по теме с презент», презентация «Словосочетание», тест ГИА с.21-22, Архив с презент «Урок обобщения словосоч»


3 Р
25 Р (6)
Сочинение по картине
Е. Широкова «Друзья» (упр.93)
(Бабкина с.41), методички к 7 классу


4
26
Предложение и его признаки
§17, (Бабкина с.43), тест ГИА с.22


5
27
Интонация. Логическое ударение
§18,19 (Бабкина с.43-44);
§20,21 (Бабкина с.45-46), тест ГИА с.22-23


6
28
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске



7 Р
29 Р (7)
Сжатое изложение «Тетрадки под дождём»
учебник(с. 95-96), (Бабкина с.47)


8 Р
30Р (8)
Сжатое изложение «Тетрадки под дождём»



9
31
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения
§22, (Бабкина с.47), Эл.папка с презентацией и срезом


10
32
Тире между подлежащим и сказуемым
§23, (Бабкина с.48), тест ГИА с.24, электронные тренажёры «Тест », « 2 вариант тест..»


11
33
Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены предложения.
§24, (Бабкина с.49)


12
34
Определение. Способы его выражения
§25, (Бабкина с.50), Презентация в архиве, презентация «Определение»


13 Р
35 Р(9)
Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» или В. Бакшеевой «Иней»
По упр.133


14
36
Дополнение. Способы его выражения.
§26, (Бабкина с.51), Презентация в архиве


15
37
Обстоятельство. Способы его выражения
тест ГИА с.25-26


16
38
Предложения с однородными членами предложения.
§28, (Бабкина с.53), Презентация, тест ГИА с.28, Эл. Тест «Знаки препин» Карточка в эл.файле


17
39
Обобщающее слово при однородных членах предложения
§29, (Бабкина с.53), Графический диктант, тест ГИА с.28-29


18 К
40 К (2)
Контрольный диктант по теме «Однородные члены» с грамматическим заданием
(Бабкина с.54)







Отметка о выполнении программы и корректировка

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тематическое планирование
2 четверть (40 часов – 8 недель 1 день)


Дата фактического проведения урока
№ занятия с начала раздела
№ занятия с начала курса
Что пройдено на уроке
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса


19
41
Анализ результатов контрольного диктанта



20
42
Предложения с обращением
§30, (Бабкина с.55), Графический диктант, тест ГИА с.29-30, презентация с срезом, през в архиве, карточка в эл.файле


21
43
Предложения с вводными словами
§31, (Бабкина с.56),


22
44
Предложения с прямой речью.
§32, (Бабкина с.57),


23
45
Предложения с прямой речью.
§32, (Бабкина с.58),


24
46
Синтаксический разбор простого предложения
§33, (Бабкина с.58), тест ГИА с.31, тест ГИА с.32


25
47 Р(10)
Обучающее изложение от другого лица «Хитрая кошка» (с.134-135)
(Бабкина с.59),


26
48
Простое и сложное предложение



27
49
Простые и сложные предложения
Презентация «Обобщ и контроль по теме «ПП», тест ГИА с.32-33, презентация «Простые и СП»презент с предлож для анализа по теме «СПП», карточка с самост.раб по ПП и СП, тест ГИА с.33-34


1
50
Фонетика – раздел лингвистики. Звук – единица языка
§35-36, (Бабкина с.61)


2
51
Звуки и буквы
§37, (Бабкина с.62)


3 Р
52 Р(11)
Изложение от 3-го лица «Журавли» (с. 149-150)
(Бабкина с.62)


4
53
Фонетическая транскрипция
Отличие гласных и согласных звуков
§38-39, (Бабкина с.62)


5
54
Согласные звонкие и глухие
§40, (Бабкина с.64)


6
55
Согласные твердые и мягкие.
Обозначение мягкости согласных
§41-42, (Бабкина с.64), тест ГИА с.36-37


7
56
Правописание Ь
§42, (Бабкина с.66)


8
57
Позиционные чередования гласных звуков.
Позиционные чередования согласных звуков
§43, (Бабкина с.66)


9 Р
58 Р(12)
Подготовка и написание контрольного изложения от третьего лица
Учебник с.170-171, (Бабкина с.67)


10 Р
59 Р (13)
Подготовка и написание контрольного изложения от третьего лица



11
60
Слог. Ударение.
§44-45, (Бабкина с.68)


12
61
Орфоэпия как раздел лингвистики
§46, (Бабкина с.68)


13
62
Произношение гласных звуков
§47, (Бабкина с.69)


14
63
Произношение согласных звуков. Озвончение и оглушение. Произношение сочетаний согласных звуков
§48, (Бабкина с.69, 70)


15
64
Выразительные средства фонетики
§49, (Бабкина с.69)


1
65
Графика- раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв. Орфография. Правописание гласных в корне слова.
§50-53, (Бабкина с.72), Презентация «Графика» Графика, каллиграфия, алфавИт, расположИть по алфавИту


2
66
Орфография. Правописание непроверяемых гласных в корне слова.
§53, (Бабкина с.74),


3
67
Правописание гласных О-Ё в корне слова
§53, (Бабкина с.75), тест ГИА с.62, электронный тест-тренажёр


4 Р
68 Р(14)
Сочинение по картине А.Н.Семенова «Как прекрасен этот мир»
Словарный диктант №293, тест ГИА с.39-40, § 59, ОК № 13 с.248


5
69
Правописание согласных в корне. Правописание удвоенных согласных в корне слова.
§54, (Бабкина с.76),


6
70
Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография»
(Бабкина с.77), тест ГИА с.42-44



71 К(3)
Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. орфография»
Упр.309, слов.диктант с.215, текст с.216; (Бабкина с.78), Тест (см.урок 75 Богданова с.90-91


1
72
Лексика. Слово и его значения
§55, (Бабкина с.78), Архив «1 урок по лексике» с презентацией, тест ГИА с.45,


2
73
Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Однозначные и многозначные слова
§56,57,58, (Бабкина с.79), Архив с презентацией, рисунок многозначного слова, Егорова, 130


3
74
Прямое и переносное значение слов
§59, (Бабкина с.81), Презентация, тест ГИА с.46


4
75
Омонимы
§60, (Бабкина с.82), тест ГИА с.46-47


5
76
Синонимы
§61, (Бабкина с.83), Презентация « в папке Синонимы, тест ГИА с.47-48


6 Р
77 Р (15)
РР Сжатое изложение
Текст учебника с.246, (Бабкина с.84),


7
78
Антонимы
§62, (Бабкина с.84), тест ГИА с.48-49, архив с презентацией


8 К
79 К (4)
Контрольный диктант по теме «Лексика» с грамматическим заданием \\ Контрольная работа по теме «Лексика»
(Бабкина с.85), Егорова, 145, тест ГИА с.49-51. эл.файл «Контр.раб.»


9
80
Эпитет
§63, (Бабкина с.86)








Отметка о выполнении программы и корректировка
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тематическое планирование
3 четверть (50 часов – 9 недель 4 дня)
Дата фактического проведения урока
№ занятия с начала раздела
№ занятия с начала курса
Что пройдено на уроке
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса


10
81
Метафора. Олицетворение
§63, (Бабкина с.87)


11 Р
82 Р (16)
Подготовка к сочинению по картине И.Шишкина «Перед грозой»
(Бабкина с.88)


1
83
Морфемика. Морфема – минимальная значимая единица языка Основа слова. Окончание – формообразующая морфема
§1-2, (Бабкина с.89), тест ГИА с.52, презентация «Состав слова» с заданиями


2
84
Корень. Однокоренные слова.
§3, (Бабкина с.90)


3 Р
85 Р(17)
Обучающее изложение по тексту на с.20
(Бабкина с.91)


4
86
Суффикс
§4, (Бабкина с.91), Презентация, тест ГИА с.33-34


5
87
Приставка
§5, (Бабкина с.92)


6
88
Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков
§6, (Бабкина с.93), тест ГИА с.56-58, Презентация в архиве Чередование звуков


7
89
Чередование Е и И в корне
§6, (Бабкина с.94), тест ГИА с. 91


8
90
Чередование О и А в корне слова
§6, (Бабкина с.95), тест ГИА с.61-62


9
91
Правописание корней –раст-,-ращ-,-рос-
§6, (Бабкина с.95), Презентация в архиве, презентация 6517_korni_5klass (срез), тест ГИА с.62


10
92
Правописание корней с чередованием
§6, (Бабкина с.96)


11
93
Правописание приставок
§7, (Бабкина с.97)


12
94
Правописание приставок на –з,-с
§7, (Бабкина с.98), тест ГИА с.61, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


13
95
Буквы Ы и И в корне после приставок
§8, (Бабкина с.99)


14
96
Приставки ПРЕ- и ПРИ-
§9, (Бабкина с.100)


15
97
Приставки ПРЕ- и ПРИ-
§9, (Бабкина с.101)


16
98
Буквы И и Ы после Ц
§10, (Бабкина с.102), тест ГИА с.63


17
99
Способы образования слов
§11, (Бабкина с.102)


18 Р
100 Р(18)
Способы образования слов. Сложение. Подготовка к устному домашнему сочинению по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство»
§11, (Бабкина с.103), упр.97


19
101
Морфемный разбор слова
§12, (Бабкина с.104), тест ГИА с.59-60, Презентация «Состав слова», тест ГИА с.63-65, Егорова, 181


20 К
102 К (5)
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»
(Бабкина с.104)


1
103
Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи.
§13, (Бабкина с.106)


2
104
Самостоятельные и служебные части речи
§14, (Бабкина с.106), Презентация, тест ГИА с.66


1
105
Имя существительное как часть речи.
§15, (Бабкина с.107), Тпрезентация «1 урок имя сущ», ест ГИА с.67


2 Р
106 Р (19)
Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Первый снег»
Упр.118, (Бабкина с.107)


3
107
Правописание суффиксов -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а).
§16, (Бабкина с.108)


4
108
Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-).
§10, (Бабкина с.108)


5
109
Правописание не с именем существительным
§18, (Бабкина с.109)


6
110
Правописание не с именем существительным
§18, (Бабкина с.109)


7
111
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
§19, (Бабкина с.110), тест ГИА с.68


8 Р
112 Р (20)
Устное описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» К.С.Петрова-Водкина
Упр.142, (Бабкина с.110)


9
113
Имена существительные нарицательные и собственные
§20, (Бабкина с.110), тест ГИА с.69


10
114
Род имён существительных
§21, (Бабкина с.111), тест ГИА с.70


11
115
Ь после шипящих на конце имен существительных
§21, (Бабкина с.112)


12 Р
116 Р (21)
Описание помещения (интерьер комнаты). Сочинение.
с.21, з.5, (Бабкина с.112)


13
117
Имена существительные общего рода
§22, (Бабкина с.113)


14
118
Род несклоняемых существительных
§23, (Бабкина с.114)


15
119
Склонение имён существительных
§24, (Бабкина с.114), Презентация, тест ГИА с.73


16
120
Разносклоняемые имена существительные
§24, (Бабкина с.115)


17
121
Число имён существительных
§25, (Бабкина с.116)


18
122
Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи»
(Бабкина с.117)


19
123
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
§26, (Бабкина с.117), Презентация, тест ГИА с.75, Перфокарта


20
124
Правописание О и ,Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц
§26, (Бабкина с.118), тест ГИА с.77


21 Р
125 Р (22)
Сочинение-описание архитектурного памятника.
Упр.211, (Бабкина с.118)


22
126
Морфологический разбор имени существительного
§27, (Бабкина с.119)


23
127
Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи». Тестовые задания
(Бабкина с.119), Презентация «Обобщение», Егорова, 219


24 К
128 К (6)
Контрольный диктант или к\р в формате ГИА по теме «Имя существительное»
(Бабкина с.121), тест ГИА с.77-79


1
129
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение
§28, (Бабкина с.122), тест ГИА с.80-81


2 Р
130 Р (23)
Сочинение- описание внешности человека «Рассказ о друге»
с.161, (Бабкина с.123)







Отметка о выполнении программы и корректировка
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тематическое планирование
4 четверть (45 часов – 9 недель)
Дата фактического проведения урока
№ занятия с начала раздела
№ занятия с начала курса
Что пройдено на уроке
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса


3
131
Прилагательные качественные, относительные
§29, (Бабкина с.123)


4
132
Притяжательные имена прилагательные
§29, (Бабкина с.123)


5
133
Согласование имени прилагательного с именем существительным
§30, (Бабкина с.124)


6
134
Имена прилагательные полные и краткие. Особенности значения, изменения.
§31, (Бабкина с.125), тест ГИА с.83-84


7
135
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую
§31, (Бабкина с.125)


8
136
Степени сравнения качественных имён прилагательных. Сравнительная степень имени прилагательного
§32, (Бабкина с.126)


9
137
Превосходная степень имени прилагательного
§32, (Бабкина с.127)


10
138
Словообразование и правописание имён прилагательных. Суффиксальный способ образования имен прилагательных. Правописание Н-НН в именах прилагательных
§33, (Бабкина с.127)


11
139
Приставочный способ образования имен прилагательных. Правописание не с прилагательными.
§33, (Бабкина с.128)


12
140
Правописание сложных имен прилагательных, О и Е после шипящих в окончании прилагательных.
§33, (Бабкина с.129)


13 Р
141 Р (24)
Описание натюрморта по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»,
Упр.272, (Бабкина с.129)


14
142
Морфологический разбор имени прилагательного
§34, (Бабкина с.129)


15
143
Повторение по теме «Имя прилагательное»
Архив с презентацией, Егорова, 239; Богданова с. 167; тест ГИА с. 84-86; Романова с.121,, (Бабкина с.130)


16 К
144 К (7)
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»
(Бабкина с.132)


1
145
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета.
§35, (Бабкина с.133), Презентация «1 урок», тест ГИА с. 87


2
146
Правописание не с глаголами
§36, (Бабкина с.133)


3
147
Правописание не с глаголами
§36, (Бабкина с.134), § 108 Презентация «не с глаг.» в архиве, тест ГИА с. 88


4
148
Инфинитив (неопределённая форма глагола)
§37, (Бабкина с.134)


5
149
Правописание -тся и -ться в глаголах
§38, (Бабкина с.135), Архив с презентацией, тест ГИА с. 89-90


6 Р
150 Р (25)
Подготовка и написание контрольного сочинения «Вытеснят ли со временем компьютер и телевизор книгу?»
с.215, з.7(Бабкина с.136)


7 Р
151 Р (26)
Подготовка и написание контрольного сочинения «Вытеснят ли со временем компьютер и телевизор книгу?»



8
152
Виды глагола. Образование видовых пар
§39, (Бабкина с.136-137), тест ГИА с. 90-91,


9
153
Правописание суффиксов –ова-, -ева-, -ива-, -ыва-
§39, (Бабкина с.138)


10
154
Повторение по теме «Глагол». Тестовые задания
(Бабкина с.138)


11
155
Переходные и непереходные глаголы
§40, (Бабкина с.140)


12
156
Возвратные глаголы.
§41, (Бабкина с.140)


13
157
Наклонения глагола: условное (сослагательное)наклонение
§42, (Бабкина с.141)


14 Р
158 Р(27)
Сочинение «Что было бы, если бы..»
Упр.321, (Бабкина с.142)


15
159
Повелительное наклонение глагола
§42, (Бабкина с.142)


16
160
Изъявительное наклонение. Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее
§42, 43 (Бабкина с.143), Презентация, тест ГИА с. 94


17
161
Настоящее время глагола
§43, (Бабкина с.143)


18
162
Прошедшее время глагола
§43, (Бабкина с.144)


19
163
Будущее время глагола
§43, (Бабкина с.145), тест ГИА с. 95-96


20
164
Повторение изученного по теме «Глагол»
(Бабкина с.146), Презентации «обобщающ урок», « Повтор о глаг», 9324, тест ГИА с. 99-101


21 К
165 К (8)
Итоговая контрольная работа за год. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»



22
166
Спряжение глагола
§44, (Бабкина с.147), Архив с презентацией и заданиями, Блок-схема, тест ГИА с. 96


23
167
Разноспрягаемые глаголы
§44, (Бабкина с.147), Презентация «Личн оконч», тест ГИА с. 97-98


24
169
Безличные глаголы
§45, (Бабкина с.148),


25
170
Морфологический разбор глагола
§46, (Бабкина с.148), тест ГИА с. 98


26 Р
171 Р (28)
Изложение с цитированием стихотворных строк
(Бабкина с.149), учебник с.258-260, з.9


1
172
Повторение в конце года Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация



2
173
Фонетика. Орфография



3
174
Лексика



4
175
Морфемика. Словобразование



Отметка о выполнении программы и корректировка
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебно-методический комплект учащихся:

Перечень материально-тех.обеспечения образовательного процесса
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч./ Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева и др.. – М.: «Русское слово», 2012
Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» 5 класс п\р Е.А.Быстровой М.: «Русское слово», 2011
Программа к учебникам «Русский язык. 5-9 классы» для общеобразовательных школ под редакцией Е.А.Быстровой. М.: «Русское слово», 2011
. Малюшкин А.Б. Рабочая тетрадь на печатной основе. Комплексный анализ текста 5 класс. М.: Творческий центр «Сфера», 2009
.Колыхалова Е.П. Практические задания по русскому языку. Для подготовки к урокам и ГИА. М.: Астрель, 2012
. Соловьева Н.Н. Русский язык. 5 класс. Тетрадь для контрольных и самостоятельных работ. М.: «Просвещение», 2005
. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. М.:»ВАКО», 2011
.Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2005
.Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2007
.Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс. М.: «Школьная пресса», 2002
.Фешина А.А. и др. русский язык. Изучение речеведческих понятий. 5-9 классы. В.: «Учитель», 2009
. Средства ИКТ : компьютер, проектор
. Экранно-звуковые пособия: Электронный учебник Русский язык. 5-6 классы. Школа Кирилла и Мефодия.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 142515




15