План родительского собрания на тему: Общечеловеческие ценности — основа семейного воспитания


План родительского собрания
Школа – гимназия № 17 г. Актобе. Класс: 2 «Е»
Дата: 30.09.2016г. Кол-во родителей: 31 чел.
Педагог: Бекбаганбетова Г. И.
Тема родительского собрания
«Общечеловеческие ценности – основа семейного воспитания».
Цель: расширение представления общечеловеческих ценностей как основы семейного воспитания.
Задачи:
Познакомить родителей учащихся с психолого-педагогическими основами программы нравственно-духовного образования «Самопознание», дать представление об общечеловеческих ценностях как основы семейного воспитания.
Развивать у родителей умение воспитывать детей, практикуя общечеловеческие ценности; формировать позицию наставничества в вопросах саморазвития личности, важность сотрудничества, доверия и понимания в отношениях родитель-ребенок; дать направление в оказании помощи своим детям в вопросах самопознания и самореализации в жизни.
Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение, любовь, понимание, терпение родителей к детям. Ресурсы: (материалы, источники)
Музыка для позитивного настроя «Хрустальная грусть», текст и аудиозапись песня «Пять ценностей», «Песня о Доброте», анкета для родителей.
План
Позитивный настрой «Концентрация на Свет»
Анкетирование родителей (первичное).
1.Психолого-педагогические основы Программы НДО «Самопознание»
«Познай самого себя, и ты познаешь весь мир», - говорили древние мудрецы.
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Спокойно ли сейчас в нашем мире? Почему возникают глобальные проблемы в наш современный век? Слышали ли вы о таком понятии, как «духовный кризис»? Почему он возник?
- Что вы можете сказать о таком предмете, как Самопознание? Сегодня обо всем этом мы с вами поговорим.
Актуальность программы НДО «Самопознание»
- О важности духовно-нравственного образования говорили ещё великие казахские классики. Например, Шакарим Кудайбердыулы предлагал ученым разработать и ввести, как обязательную для всех образовательных организаций «науку Совести». Можно сказать, что сегодня мечта Шакарима Кудайбердыулы осуществилась, так как уроки самопознания, которые ведутся во всех общеобразовательных школах Казахстана, – это и есть уроки совести.
«Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем... С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения». (Шакарим Кудайбердиев)
«Как точно сказано! Кому, как не нам, адресованы эти выстраданные и потому искренние слова? Нельзя же, в самом-то деле, погибать от жажды рядом с источником, из которого можно и нужно пить. Вот он, совсем рядом этот чистый ключ – полными пригоршнями черпайте из него чистую воду мудрости! Было бы только желание...
Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Раскрыть себя – каждый должен!» (С.А.Назарбаева)
Послание Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана
В Послании Президента нашей страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана (27.01.2012г.) говорится: «…Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание – эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности… Нашей молодежи это жизненно необходимо».
Цель преподавания дисциплины «Самопознание» - это помочь ребёнку стать совершенным в этом мире, принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле. Это становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, живущих в единстве мысли, слова, дела. Самопознание – это внутреннее образование (образование сердца).
- Что мы познаём о себе? Что нас объединяет?
Вечные вопросы
- Кто есть я? Какова сущность человека? В чём смысл жизни? Что есть истинное благо для человека? В чём истинное счастье человека?
Принципы программы:
1.Гуманистической направленности
2.Общечеловеческой ценности
3.Социального взаимодействия
4.Национального наследия
5. Природосообразности
Структура сознания человека.
Очищение сознания.
Условия преподавания дисциплины «Самопознания»:
1 Создание атмосферы любви, доверия и творческого самораскрытия.
2. Необходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе НДО.
3. Интеграция НДО в целостный педагогический процесс школы
Видеоролик с Ю. Куклачёвым «Уроки Доброты»
2. Аксиологические основы программы НДО «Самопознание»
Раскрытие содержания пяти общечеловеческих ценностей: ненасилия, любви, истины, внутреннего покоя и праведного поведения.
Абсолютные общечеловеческие ценности – это ценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а имеющие значение для всего человечества. Об абсолютных общечеловеческих ценностях можно сказать, что человек рождается с ними, они заложены в сердце каждого человека от рождения, ими пронизано все сущее, они едины для всех людей, не зависят от национальности, расы, среды обитания и конфессиональной принадлежности и неизменны во времени. Они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека и его культуры. Применение в практике повседневной жизни перечисленных ценностей ведет к обретению таких качеств, как мудрость, честность, радость, покой, сострадание, милосердие, истинная любовь, верность и справедливость.
Классификация системы ценностей Т.И. Петраковой:
Три вида: природные, приобретенные, абсолютные.
Абсолютные общечеловеческие ценности включают в себя и природные и приобретенные ценности, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих ценностей становятся качествами человека. Выявление общечеловеческих ценностей ведет к проявлению добродетелей. Степень проявленности общечеловеческих ценностей свидетельствует о духовном уровне личности.
Общечеловеческие ценности - грани одной человечности.
Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности:
Уровни структуры человеческой личности:
Ненасилие - духовный уровень (интуиция, совесть, вдохновение)
Любовь - нравственный уровень (мысли, слова)
Истина - интеллектуальный уровень (уровень различения, разум)
Внутренний покой - эмоциональный уровень (чувства)
Праведное поведение - физический уровень
Характер является главным богатством человека.
«Когда мне встречается в людях дурное» Эдуард Асадов
Когда мне встречается в людях дурное,
То долгое время я верить стараюсь,
Что это, скорее всего напускное,
Что это случайность. И я ошибаюсь.
И, мыслям подобным ища подтвержденья,
Стремлюсь я поверить, забыв про укор,
Что лжец, может, просто большой фантазер,
А хам, он, наверно, такой от смущенья.
Что сплетник, шагнувший ко мне на порог,
Возможно, по глупости разболтался,
А друг, что однажды в беде не помог,
Не предал, а просто тогда растерялся.
Я вовсе не прячусь от бед под крыло.
Иными тут мерками следует мерить.
Ужасно не хочется верить во зло,
И в подлость ужасно не хочется верить!
Поэтому, встретив нечестных и злых,
Нередко стараешься волей-неволей
В душе своей словно бы выправить их
И попросту "отредактировать", что ли!
Но факты и время отнюдь не пустяк.
И сколько порой ни насилуешь душу,
А гниль все равно невозможно никак
Ни спрятать, ни скрыть, как ослиные уши.
Ведь злого, признаться, мне в жизни моей
Не так уж и мало встречать доводилось.
И сколько хороших надежд поразбилось,
И сколько вот так потерял я друзей!
И все же, и все же я верить не брошу,
Что надо в начале любого пути
С хорошей, с хорошей и только с хорошей,
С доверчивой меркою к людям идти!
Пусть будут ошибки (такое не просто),
Но как же, ты будешь безудержно рад,
Когда эта мерка придется по росту
Тому, с кем ты станешь богаче стократ!
Пусть циники жалко бормочут, как дети,
Что, дескать, непрочная штука - сердца...
Не верю! Живут, существуют на свете
И дружба навек, и любовь до конца!
И сердце твердит мне: ищи же и действуй.
Но только одно не забудь наперед:
Ты сам своей мерке большой соответствуй,
И все остальное, увидишь,- придет!
Жребий (родители выбирают бумажку с ценностью и объясняют по желанию, почему она выпала)
Раскрытие понятия и представления через «Дерево ценностей».
Песня «Пять ценностей» (видеоролик со слайдами уроков Самопознания)
3.Роль родителей в духовно-нравственном образовании.
- Что такое семья? Какова роль родителей в воспитании ребёнка?
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.А.Сухомлинский)
«Будет мир в семье – будет мир в доме,
Будет мир в доме – будет мир в стране,
Будет мир в стране – будет мир во всём мире!»
- Какова роль матери и отца в воспитании ребёнка?
Просмотр видеоролика беседы с Ш. Амонашвили.
- Итак, наши дети как никогда нуждаются в нашей любви. Только в какой любви? - А в последнее время все чаще и чаще слышно, что любить своего ребенка – это говорить ему: «Я тебя люблю!»- Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Родительскую любовь впоследствии они переносят на вновь созданные семьи.- Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. Она считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! Для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально, – 12 раз в день! Ребёнок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним не случилось. Это питает его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает должных знаков, то появляются отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Оказывается, детям, да и вообще любому взрослому необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою нужность.- Психологами доказано, что потребность в любви – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – условие нормального развития ребёнка. Поэтому я вам, сегодня даю домашнее задание – обнять всех, кто живёт с вами в доме и проследить за реакцией домашних, а также за своими ощущениями. Скажите добрые, хорошие слова каждому. - Самое обидное то, что о том, как мы любили своих детей, мы обычно узнаем в старости. - Пусть то, о чем мы сегодня говорили, поможет вам укрепить ваши взаимоотношения в семье.- Любовь и вера родителей имеют исключительное значение в воспитании детей. Любовь родителей к ребенку делает его уверенным в себе, раскованным, свободным. Ребенок, получивший много любви в семье, будет щедро делиться ею с людьми всю жизнь.- Я думаю, что после сегодняшней встречи вы немного иначе взглянете, друг на друга, и я буду рада, если у вас отношения изменятся в лучшую сторону. И еще несколько слов,
Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ.
Золотые правила воспитания для родителей:
  Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы. Анализ
Стихотворение Б.Серкебаева «На что мы тратим жизнь?»
Групповое пение
«Песня о Доброте»
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.Припев: Весной зашумит вода,Зимой запоют ветра.Давайте, Друзья, всегдаДруг другу желать Добра!
Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,Ты однажды возьми и Добро просто так соверши,И тогда на морозе щемяще запахнет весной,И тогда на Земле станет больше улыбкой одной!Припев тот же.Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,И до цели добраться, конечно, помогут Друзья.Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты!
Припев тот же.
Заключительная минута собрания.
- Вы есть Свет! Вы есть Добро! Излучайте его и дарите всем! Желаю Мира, Света, Добра, Гармонии в Душе и понимания!!!
Анкетирование родителей (после собрания). Педагог: Бекбаганбетова Г.И.
И.О. директора: Калкабаева Э.К.