Сочинение на линвистическую тему ( ОГЭ русский язык 9 класс)


(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабуш­ка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».
(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: пе­дагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.
(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном дарова­нии: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.
(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.
(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалте­рии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.
(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, — говорила
бабушка. — (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок — вот что он будет держать в руках всю жизнь!
(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабуш­ку.
– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба — в твоихруках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.
– (22)3наю, бабушка, — добродушно соглашался Олег. — (23)Вот
я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,
говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!
(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» — рассуждала бабушка.
(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихонь­ку, тайком от внука, хвасталась:
– Всё он!.. (29)Своими руками!
(30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:
– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!
(По А. Алексину) *
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л. А. Новикова: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или при­меняйте цитирование
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. На­чать сочинение Вы можете словами Л. А. Новикова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение пред­ставляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
«Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое»,- данное высказывание принадлежит известному лингвисту Л.А. Новикову. Я полагаю, что представленная фраза сообщает об одном из главных особенностей слов: выражение не прямого , а более обобщенного значения или же, наоборот, конкретного, определенного смысла. Чтобы аргументировать мнение Л. А. Новикова, обратимся к предлагаемому нам тексту писателя и драматурга А. А. Алексина.
В предложении « Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке» нам дважды встречается слово« слух». Прямое значение этого слова определяется как способность слышать. В данном же фрагменте это слово имеет более конкретное, индивидуальное определение-« музыкальный слух».Слово « слух» означает не просто способность воспринимать звуки, а возможность чувствовать их.
Также в предложении « Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что- нибудь напевала» нам встречается слово «музыка».Если раскрывать смысл фразы, то станет ясно, что это слово употреблено не в прямом значении как исполнение музыкальных произведений на инструментах, а в более широком понимании, означая моральное состояние, царящее в бухгалтерии в присутствии Анны Степановны.
Благодаря приведенным аргументам мы убедились в правильности высказывания Л. А. Новикова. Слова действительно помимо прямого значения, имеют индивидуальный, неповторимый или же обобщающий смысл.
Мирошина Полина