Рабочая программа факультатива «Выдающиеся женщины в истории России».


centerbottom10500090000centercenter0105000centercenter0105000centertop10500090000
Рабочая программа факультатива «Выдающиеся женщины в истории России».
Автор программы: учитель истории и права Куркина А.П.


Рабочая программа факультатива «Выдающиеся женщины в истории России».
Учитель истории и права Куркина Александра Павловна
Пояснительная записка.
На сегодняшний день известно не мало исторических личностей, внесших свою лепту в великие вехи становления мира. И безусловно, среди них нельзя обойти стороной женщин. Историю человечества вершат мужчины и женщины в равной мере. Только роли у них разные. Женщины чаще всего выступают в роли серых и черных кардиналов, а мужчины геройствуют и стучат себя в грудь. Поэтому их больше и попало в анналы истории. Великие женщины в истории человечества – это, в принципе, все женщины, которые жили, живут и будут жить.
В истории человечества осталось много Великих мужей. О них говорят много, им ставят памятники, пишут о них книги, снимают фильмы. Их помнят, ведь они являются как бы эталоном человечества.
Но ведь были и Великие женщины. Которые сделали для человечества не меньше, чем Великие мужи. Но как мало написано о них книг, как мало воздвигают им памятников, как мало снимают фильмов.
И все-таки Великие и Прекрасные женщины остались в памяти человечества.
Основной целю факультатива является знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся женщин России и определение их роли в истории.
Задачи факультатива:
- способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;
- способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей;
- способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации; развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
- формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям, объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Требования к результатом освоения содержания данного факультатива:
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- целесообразное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- развитие умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; определение общей цели и путей ее достижения;
Предметные результаты обучения по данной программе:
- овладение целостными представлениями о личностях выдающихся женщин своей страны их роли в истории;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения исторической личности прошлого и современности;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и в истории своей страны и человечества в целом.
Литература:
Анисимов Е. Женщины на русском престоле. СПб., 2002.
Будницкий О. Женщины-террористки: политика, психология, патология. Ростов н/Дону., 1996.
Валишевский К. Роман одной императрицы. М., 1999.
Водолазская Е. Раиса Горбачева, Ростов н/Дону, 2000.
Дашкова Е.Р. Записки. Л., 1985.
Дмитриева О. Княгини, царицы, императрицы и другие Знаменитые женщины России. Ростов на /Дону , 2008.
Дурова Н. Записки кавалерист-девицы. Ленинград, 1985.
Иванова Ю.Н. Храбрейшие из прекрасных: Женщины России в войнах. М., 2002
Йена Д. Русские царицы. М.. 2006.
Кайдыш С. : Сильнее бедствия земного: Очерки о женщинах русской истории. М.. 1983.
Мирская М. Аромат власти// Персона, 2001.
Мордовцев Л.А. Замечательные исторические женщины на Руси. Калиниград, 1994.
Павлюченко. В добровольном изгнании. М., 1990.
Шур А. Террора женское лицо? // Родина, 1998, № 3.
Содержание программы.
На вершинах власти. Первая (княгиня Ольга). Создание Третьего Рима ( Зоя Палеолог). Хозяйки кремлевского терема: Неразгаданная тайна Соломонии Сабуровой, Елена Грозная, Любимая жена царя Ивана, Черкешенка Кученей, Царская невеста (Марфа), Сюжет Бокаччио (Анна Колтовская), Печальный калейдоскоп (Мария Долгорукая, Анна Васильчикова, Василиса Мелентьева), Две Марии – вдова Ивана Грозного и дочь его палача. Страдания царевны Ксении, Тихое житие (жены Михаила Романова), мать Петра I ( Наталья Нарышкина), Восстание терема ( правительница Софья). Эпоха женщин: Лифляндская пленница ( императрица Екатерина I), Ледяная императрица ( императрица Анна Ивановна), Веселая царица ( императрица Елизавета Петровна), Великая Екатерина.
Руководящие товарищи. Теория и практика классовой любви (Александра Коллонтай), Зеленоглазая Валькирия революции (Лариса Рейснер), Исключение из правил (Екатерина Фурцева).
Просветительницы и ученые. Хозяйка двух академий (Екатерина Воронцова-Дашкова). Принцесса науки (С.В. Ковалевская). В.В. Терешкова.
Амазонки. Кавалерист-девица (Надежда Дурова)
Святые. Святая и блаженная Ксения Петербургская, Святая мученица Елизавета ( Великая княгиня Елизавета Федоровна).
Темные личности. Мучительница и душегубеца (Дарья Салтыкова), Сонька-Золотая Ручка.
«В горе и радости». Декабристки. Сотворившая кумира (Р. Горбачева).
Поэтессы: А. Ахматова, М. Цветаева.
Женское лицо террора. Охота на царя (С. Перовская, В, Засулич). Леквидаторы ( террористическая война 1901-1911 гг.) : Ф. Фрумкина, Л. Езерская, А. Биценко, А. Измайлович, З. Коноплянникова, Е. Рогозинникова, А. Севастьянова, М. Федорова, Л. Руднева, М. Спиридонова).
Женское лицо войны. Женщины, участвующие в ВОВ. Мария Ивановна Долина. В. Минкина. Наталия Владимировна Малышева. О.Я. Омельченко. Е.А. Морозова. Нина Павловна Петрова.
Выдающиеся женщины XX - XXI в. На выбор учащихся.
Роль женщины в истории России. Обобщающий урок.
Календарно-тематическое планирование факультатива «Выдающиеся женщины в истории России».
№ Темы занятий Кол-во часов Дата проведения
1-3 На вершинах власти. 3 4 Руководящие товарищи. 1 5 Просветительницы и ученые. 1 6 Амазонки 1 7 Святые. 1 8 Темные личности. 1 9-10 «В горе и радости». 2 11-12 Женское лицо террора 2 13 Поэтессы. 1 14-15 Женское лицо войны. 2 16 Выдающиеся женщины XX - XXI в. 1 17 Роль женщины в истории России. 1