Конспект урока Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»


Сценарий урока.
Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Цели:
Систематизация умений написания сочинения - описания по картине;
Активизирование лексики по данной теме;
Закрепление знаний об эпитетах, орфографии;
Приобщение обучающихся к искусству;
Расширение кругозора обучающихся – знакомство с жизнью и творчеством К. Ф. Юона;
Задачи: образовательная – обучать написанию сочинения на материале личных наблюдений; формировать умение строить текст в соответствии с композицией сочинения-описания, систематизировать материал, определять тематику и жанр живописи; формировать навыки самоконтроля; речевая подготовка обучающихся с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях; воспитательная – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке; развивающая – развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.
Оборудование: репродукция картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»; альбом П.И. Чайковского«Времена года»; плакат с материалами словарной работы; презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент – приветствие.
2. Основная часть урока. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
– Сегодня мы напишем сочинение-описание по картине. Мы уже знакомы с таким типом текста.
- Вспомните, какие черты такого типа текстов вы знаете?
- Вспомните, что такое художественный стиль речи.
- Наше описание мы будем создавать, используя художественный стиль речи.
−Как строится описание?
−Каковы задачи художественного описания? (Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка.) Своеобразие описания по картине заключается в том, что
а) необходимо понять замысел художника;
б) уяснить, как художнику удалось воплотить свой замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение);
в) передать свое отношение к пейзажу на картине, чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.
−Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным? (Сравнения, красочные определения, слова в переносном значении.)
−А какая часть речи поможет вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.) (В процессе беседы надо давать развернутые ответы в виде связного описания.)
Слово учителя. ( презентация; слайды в последовательности презентации) – Константин Федорович Юон (1875 – 1958 гг.) – крупнейший русский живописец, создатель глубоко национальных образов русской природы. Родился художник в Москве. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Юон постоянно писал скромную и прекрасную среднерусскую природу. Его пейзажи всегда отличались поэтичностью, задушевностью и жизнерадостностью. Любимой темой художника были конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Сине-белый снег, ясное голубое небо и заливающее все своим теплом и светом весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это живо предстает перед нами на полотнах К. Ф. Юона.Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» впечатляют, создают бодрое, жизнерадостное настроение.
Рассматривание картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Вопросы. ( слайд с репродукцией картины; репродукция на доске)
– Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства, желания рождает пейзаж? Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?
– Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Конец зимы…»? (Возможные ответы: «Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в конце зимы: все истомилось и ждет тепла и света, но все же жаль уходящей зимы с ее красотой, с ее забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она называется “Конец зимы. Полдень».) – Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане? На что решился художник, чтобы снег оказался хорошо освещенным? Какую позицию по отношению к солнцу он занял? Какими кажутся при этом предметы (все, кроме снега)? (Возможные ответы: «Все тянется к теплу и свету. Куры деловито копают снег. Солнышко их выманило. Березы, стройные, статные, тянут к солнцу свои руки-ветки. Солнце золотит поленницу дров и ласкает стволы берез. Лыжники подставили лица солнцу. Художник сел против солнца, отчего все предметы на картине затенены, нет ярких пятен. Ничто не должно отвлекать от главного замысла – показать красоту снега, освещенного солнцем».) (Слайд с передним планом. )
–Как выглядит снег на переднем плане картины Юона? Каким изобразил художник небо? (Возможные ответы: «Небо нежное. Все светится, переливается нежно - розовым, голубоватым. Снег впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными, перламутровыми оттенками розового, голубого, зеленого. На снегу короткие темные тени от берез, глубокие синие человеческие следы».)– Как задний план картины помогает Юону воплотить замысел? Какие краски преобладают на заднем плане? Почему автор дал задний план в темных, холодных тонах? (Предполагаемые ответы: «На заднем плане царство зимы.
Солнце не проникает в чащу, снега не тронуты, косогоры заснежены. Путем контраста автор подчеркивает нежность и красоту снега на переднем плане».) Вывод, обобщение о замысле художника и путях его воплощения делает сам учитель. – Весна богатством красок и звуков привлекла и замечательного художника К. Ф. Юона, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это «Март. Песня жаворонка». Звучит музыка.
Речевая подготовка. Опорная лексика записывается в тетради.
Слово учителя.
– Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).
Задание 1. Подберите синонимы к словам: художник – живописец, мастер кисти, пейзажист; создаѐт – пишет (но не описывает и не рисует); картина – полотно, репродукция; блестит – искрится, сияет, сверкает; (богатство тонов) поражает – удивляет, изумляет. Задание 2. Найдите неточно употребленное слово и замените его. Солнце окрасило снег в розоватые, голубоватые, зеленоватые оттенки (надо – тона). Снег отсвечивает нежными красками (надо – оттенками) розового, голубого, зелѐного. Полотно оставляет (надо – создаѐт) радостное настроение.
Задание 3. Определите, в чем ошибка, и исправьте ее. Солнечный свет отражается на снег (на чем? – на снегу). Картина полна светом (чего? – света). Радоваться теплом (чему? – теплу). Снег переливается в разные цвета (чем? – разными цветами). Полотно показывает о прелести этой поры (что? – прелесть).
Беседа.
Вопросы.
–Почему при описании предпочтение следует отдавать настоящему, а не прошедшему времени глаголов? (Это усиливает живость описания.)
–Выиграет ли сочинение, если пользоваться разнообразными по цели высказывания предложениями? Например: На первый взгляд картина кажется темноватой. Но всмотритесь в неѐ! Как сияет небо! Как искусно передал живописец богатство оттенков снега! Разве это не впечатляет?!
–Можно ли в этом сочинении воспользоваться такими образами? Объясните, почему нельзя (белоснежный ковѐр; снег, как цветной ковѐр). Укажите, в каких случаях будет уместно пользоваться переносным смыслом (вводить олицетворения): берѐзы радуются, солнце льѐт свет, снег играет…). –Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!
Физминутка для глаз
Запись сочинения. После этой подготовки учащиеся приступают к работе (пишут сочинение). На следующем уроке учитель прочитает наиболее удавшиеся сочинения, разберет речевые ошибки и недочеты.
Домашнее задание. Дописать сочинение
http://www.rosfineart.ru/item/a125 - «Троицкая лавра зимой»
http://img12.nnm.ru/2/2/4/3/9/2243946662181ddcc52c2ceae558bbff_full.jpg -«Июль. Купание».
http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/38055.jpg -»Конец зимы. Полдень»
http://img12.nnm.ru/8/2/2/e/4/822e4e117559d43a826346ee202490e6_full.jpg - «Кормление голубей на Красной площади»
http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/38782.jpg- «Купола и ласточки»
http://savok.name/uploads/yuon/7.jpg - «Голубой куст»
http://gorod.tomsk.ru/i/u/6283/AvgustPeyzag_03.jpg – «Приволье. Водопой. Лигачево»
http://savepic.ru/300667.jpg - «Зима. Мостик»
http://img13.nnm.ru/7/b/e/a/e/7beae8eb8a9b68d940dbbe9d2e748e98_full.jpg - «Вид Троицкой лавры»
http://pictures.imhonet.ru/images/blogs/08af1ee2715a065c61612134da4b9de0.jpg - «Солнечный весенний день. Сергиев - Посад»
http://gorod.tomsk.ru/i/u/10255/RusVesna_04.jpg - «Мартовское солнце»
http://static.diary.ru/userdir/5/3/2/4/532428/35331901.jpg - «Волшебница-зима. Лигачево»
http://savok.name/uploads/yuon/16.jpg - «Летний день»