Конспект урока по литературе Гражданственность поэзии В.С.Высотского


Тема. «Я согласен бегать в табуне, но не под седлом и без узды»
(Гражданственность поэзии В. С. Высоцкого)
Учитель русского языка С. В. Ажимова… Но надо, надо сыпать соль на раны,
Чтоб лучше помнить. Пусть они болят
В. Высоцкий
… По лезвию ножа ходил, кричал, хрипел.
И резал в кровь свою и наши души.
В. ГафтПредварительные вопросы к уроку:
-Какие качества делают человека личностью?
-Какие качества вы презираете в человеке?
-Что значит быть Гражданином в наши дни?
Индивидуальные задания.
-Кроссворд: «я не люблю…»
Наизусть:
«Последний приют»
«Он не вернулся из боя»
«Звезды», «Они вращают землю», «А сыновья уходят в бой».
«Был побег на рывок» (отрывок)
«Банька по-белому»
«Я не люблю»
«Случай в ресторане»
Песни: «Я не люблю», «А сыновья уходят в бой», «Кони привередливые»
1. Звучит 1 куплет «Я не люблю…»
2. СУ Думаю, вы помните есенинское «До свидания, друг мой, до свидания, милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье обещает встречу впереди…»
Люди, умеющие сопереживать, смеяться и плакать, чувствовать, не могут равнодушно читать эти строки.
А можно ли оставаться равнодушными к таким стихам.
Слайд 1.
- Чтение стихотворения «Последний приют»
Так прощался со всем, чем «дышал и жил». Владимир Семенович Высоцкий. Они совсем разные – Есенин и Высоцкий. Но их роднит то, что оба мечтали, искренне любили, ненавидели. Их обожали друзья и не воспринимали те, кто стоял над ними, им дарил свою любовь народи запрещали имеющие власть. Две судьбы – две трагедии и два подвига во имя свободы, любви, добра.
Только две ли? Стала расхожей фраза: «Русская поэзия всегда была трагична. Вспомним Александра Пушкина , Михаила Лермонтова, Александра Блока, Владимира Маяковского, Анну Ахматову, Марину Цветаеву…»
А ведь это страшная, но святая правда! Все они выходили к барьеру любя и ненавидя, страдая и негодуя, чтобы сражаться, может быть, погибнуть, но остаться жить в веках.
А Владимир Высоцкий – тоже русский поэт, и судьба его не могла не быть трагичной, потому что он «ходил по лезвию ножа и резал в кровь свою больную душу»
И на этом уроке мы поговорим о том, ради кого и для чего он это делал: отдавал по капле свой талант, свою жизнь. И каковы основные темы его творчества.
Задание. В тетради записываете тезисный план урока.
3. Накануне вы отвечали на вопрос: Какие качества делают человека Личностью? ( Личность – человек как носитель каких-либо свойств)
Вот несколько мнений:
1. Личностью человека делает честность, доброта , интеллигентность.
2. Доброта, ум, честность.
3. Чувство ответственности за все свои поступки , чувство собственного достоинства.
4. Ум, нравственность, духовная наполненность, образованность.
СУ Мне кажется – это основные качества, присущие Личности. И все они были в Высоцком. Докажем это, опираясь на творчество.
Один из поэтов сказал: «Память о войне питает нашу совесть». Наверное, об этом думал Владимир Семенович Высоцкий, создавая свои песни о войне, о людях сильных, мужественных, самоотверженных
.
Слайд 2.
1) «Як – истребитель»
2) «Он не вернулся из боя»
- Почему человек, не принимавший участие в войне, писал о ней, более того, не мог не писать?
Потому что его судьба – часть общей огромной судьбы народа. Мы существуем на Земле, продолжая не только собственных родителей, но и тех, кто жил до нас, кто когда-то защитил наш первый крик, первый шаг на Земле.
Его песни – это баллады о простых солдатах, о тяжелом солдатском труде, не о героях и славе, - о тех, кто всегда первым делом делал шаг вперед.
Слайд 3.
«Звезды» песня
Высоцкий родился в 1938, страшном году. Он много думал о том времени и, конечно же, не мог обойти в своем творчестве темы тюрем и концлагерей. И писал об этом настолько правдиво, что одна из самых стойких легенд о Высоцком, легенда о том, что он несколько лет отсидел.
Слайд 4.
- Почему эта тема его волновала?
Слайд 5.
- «Был побег на рывок»
СУ Ран было много и соли на них сыпали без меры, поэтому, когда Высоцкий выходил к микрофону и пел, казалось, «еще секунда – и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене» (Р. Рождественский)
- Какие качества вы презираете в человеке? Это был второй вопрос анкеты.
(Зависть, равнодушие, цинизм, трусость, лень, высокомерие, лицемерие и т.д.)
А вот что ненавидел в людях Владимир Семенович Высоцкий.
«Я не люблю»
СУ Стихи Высоцкого ставят и решают нравственные проблемы. Его творчество – острый спор с обывательской, мещанской средой.
Слайд 6.
Диалог обывателя и поэта.
СУ -Что значило для Высоцкого быть причастным, т.е. быть «при чем»?
(Прежде всего всегда и во всем быть честным перед собой и народом; бороться с мещанством, какие бы формы оно ни принимало, и не бояться никого и ничего. Это его гражданская позиция.
Слайд 7. «Сон»
СУ «Каждый выбирает для себя…»
Владимир Семенович Высоцкий предпочел честь бесчестию, короткую но яркую жизнь – длинным, серым и скучным будням.
Вам скоро предстоит выбирать, даже не профессию, а свой путь в жизни. Вспомните то, о чем мы говорили, принимая решение.
(Баллада о борьбе)
Слайд 8.
«Кони привередливые»
Д/з: сочинение – отзыв, 1 стихотворение – наизусть.