Рабочая программа «Пешеходный туризм»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Дубёнского муниципального района РМ
Утверждаю: Директор МБУ ДО«Центр детского творчества»
Т.А. ГрохинаСогласовано:
Директор МБОУ «Дубёнская СОШ»
Каргин В.М.
Принята педагогическим советом
Протокол № 1 от 17.09.2014 г.
Рабочая программа
«Пешеходный туризм»
Составил: Зинкин А.А.
педагог дополнительного образования
с. Дубёнки 2014
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по курсу «Пешеходный туризм»
нацелена на главный ориентир современной школы - воспитание полноценной личности: активной, здоровой нравственно и физически, высокоинтеллектуальной, адаптированной к жизни, способной к творческой деятельности. Программа позволяет решать задачи приобщения подростков к здоровому образу жизни, выработки у них правильного поведения в нестандартных и экстремальных ситуациях. Предлагаемый курс нацелен на развитие у школьников воли, силы, выносливости, умения преодолевать трудности, формирование умения жить в коллективе и овладение секретами общения в нем, создание мотивации разумной организации досуга, приобретение специальных знаний и умений по туризму...
Значительное место в программе уделено туристкой песне как одному из самых эффективных средств человеческого общения. Большинство из этих песен утверждают идеалы добра и справедливости, воспевают красоту родного края.
Данная программа имеет практическую ценность, так как раскрывает основные вопросы теории и методики организации туристско-краеведческой исследовательской работы в школе, и может быть рекомендована к использованию любителями романтики, экстрима, неформального общения.
Программа предусматривает:
Формирование интереса к путешествиям, приобщение к романтике походной жизни.
Воспитание активной, творческой личности, стремящейся к гармонии с собой, с другими людьми и с природой.
Формирование у подростков уверенности в своих силах, поддержку увлеченности туризмом.
Укрепление здоровья, развитие двигательных способностей детей.
Формирование навыков правильного поведения в лесу, воспитание бережного отношения к природе, ответственности за ее сохранение.
Создание условий для жизненного самоопределения учащихся с девиантным поведением.
Воспитание у подростков выносливости, внимательности, настойчивости в преодолении трудностей, проворности, смекалки, целеустремленности
Решая эти задачи в процессе совместной туристической деятельности с учащимися, автор программы стремится к достижению цели комплексной подготовки школьников к жизни. Причем, делает это через увлекательную, добровольную исследовательскую работу.
Программа охватывает основные вопросы теории и методики туристической деятельности в школе, рассчитана на возраст 14-15 лет.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
КОМПЕТЕНЦИИ.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ.
Освоение знаний об истории туризма, о туристских возможностях
Формирование стремления обучающихся к познанию достопримечательностей в процессе туристской деятельности.
Формирование у обучающихся основ ЗОЖ.
Приобретение обучающимися специфического двигательного опыта в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно- климатическими особенностями
Приобретение навыков общения и творческого сотрудничества обучающихся в ходе интегрированной спортивно – познавательной туристской деятельности.
ПРЕДМЕТНО - ОРИЕНТИРОВАНЫЕ
История туризма
Основные достопримечательности, объекты искусства и культуры.
Музеи и музейные комплексы области.
Природные объекты, в том числе заповедники и национальные парки.
Спортивные сооружения, туристические и лечебно- оздоровительные возможности.
Правила по ТБ во время путешествий.
Приёмы самоконтроля и уметь контролировать и оценивать своё состояние в процессе туристской деятельности.
Подготовка к путешествию
Организация туристического быта.
Преодолевание естественных препятствий в путешествии.
Оказание первой доврачебной помощи различного характера во время путешествий.
Ориентирование на местности.
Программа «Пешеходный туризм»
Успешная реализация курса дополнительного образования «Пешеходный туризм» возможна при использовании интересного опыта в области воспитания и социализации молодежи - технологии социальной коммуникации или методики коллективной творческой деятельности. В ней используются педагогические способы, созданные советской педагогикой - опыт А.С. Макаренко, пионерских и комсомольских движений в первые годы советской власти, "коммунарской" методики. Общая организационно-методическая схема проста, но достаточно результативна с точки зрения педагогического и социального эффекта: организуется "дело", а не "мероприятие". Можно зафиксировать шесть стадий организации "дела", а именно педагогическое проектирование деятельности и действий, а также предполагаемого результата:
1.Совместное с детьми «замысливание» дела – формирование мотивации совершения похода.
2.Совместное с детьми планирование дела – организация туристического похода.
3.Совместная с детьми подготовка похода.
4.Совместное с детьми проведение похода.
5.Совместный с детьми рефлексивный анализ похода.
6.Последействие проведенного похода. Чтобы привести детей к осознанной, целенаправленной, увлекательной, мотивированной деятельности, необходимо обеспечить школьников определенной базой знаний, сформировать элементарные туристические и исследовательские умения и навыки.
Программа нацелена на решение комплекса задач, в том числе:
Формирование интереса к путешествиям, приобщение к романтике походной жизни.
Воспитание активной, творческой личности, стремящейся к гармонии с собой, с другими людьми и с природой.
Формирование у ребенка уверенности в своих силах, поддержка увлеченности туризмом.
Укрепление здоровья, развитие двигательных способностей детей.
Формирование навыков правильного поведения на улице, в лесу, воспитание бережного отношения к природе, ответственности за ее сохранение.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который может быть усвоен, в том числе, и в полевых условиях. Программа предлагает для изучения темы, связанные с исследовательской деятельностью (например, «Топонимия») и развитием креативных способностей школьников («Песни у костра»).
Для полной реализации содержания настоящей программы по пешеходному туризму необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-наглядную базу, создавать информационно-методический банк данных по проблемам туристско-краеведческой исследовательской деятельности школьников, регулярно проводить общешкольные туристические слеты, организовывать многодневные походы и экскурсии, активнее вовлекать в эту работу подростков, имеющих признаки школьной дезадаптации.
Содержание деятельности
Введение. Беседа о туризме. Влияние туризма на организм школьника. Морально-волевые качества туриста. Рассказы о мужестве туристов.
Краеведение. Исторические места области. Знакомство с картой района. Топонимия. Климат. Растительность. Животные. Охрана природы. Экология.
Физическая подготовка туристов. Гигиеническое обеспечение туристов. Закаливание. Виды закаливания. Физические упражнения для рук, ног, туловища. Развитие силовых качеств. Физические упражнения для похода в горах. Развитие выносливости.
Топографическая подготовка. Условные топографические знаки.
Ориентирование при помощи карты. Масштаб. Виды масштаба. Линейный, числовой масштабы. Преобразование числового масштаба в натуральный масштаб. Измерение прямолинейного масштаба.
Измерение направления на карте.
Ориентирование. Работа с картой пути движения. Стороны горизонта. Компас. Работа с компасом в походе в дневное и ночное время суток.
Определение азимута на карте. Азимутальное кольцо. Определение азимута на заданный ориентир. Движение группы по азимуту. Определение горизонта по солнцу, звездам.
Организация туристического похода. Инструкция по организации похода. Техника безопасности в походе. Поведение туристов при грозе. Техника безопасности. Обеспечение безопасности в многодневных походах. Дисциплина в походе. Определение района похода. Описание пути движения.
Личное и групповое снаряжение. Перечень личного снаряжения. Сезонные особенности снаряжения. Перечень группового снаряжения. Сезонные особенности снаряжения. Подбор личного и группового снаряжения. Правила укладки рюкзака. Техника установки палатки
Техника снятия палатки.
Организация ночлега. Привал. Бивак в походе. Требование к привалу. Правила поведения на привалах. Костровое оборудование. Типы костров. Сушка обуви, одежды. Организация питания в походе. Питание. Водно-солевой баланс. Ремонт туристического оборудования. Программа «Песни у костра».
Движение. Норма переходов. Строй. Темп. Режим движения. Интервалы. Их изменение. Хронометраж движения группы. Обязанности направляющего. Обязанности замыкающего.
Препятствия. Виды естественных препятствий. Формы горного рельефа. Движение по пересеченной местности. Движение по лесу, кустарникам. Движение по склонам. Движение по осыпям. Основные вопросы выживания в экстремальных условиях. Спасательные работы. Организация и проведение поисково-спасательных работ. Приемы транспортировки пострадавшего.
Узлы. Использование узлов. Самоподготовка в походе. Узлы: прямой, брам-шкотовый. Удавка. Булинь. Схватывающий. Проводник. Стремя. Встречный. Техника вязания узлов.

Переправы. Техника воздушной переправы. Техника параллельной переправы. Техника переправы с помощью вертикального маятника.
Техника «Горизонтальный маятник». Техника укладки бревна.
Техника переправы по бревну. Техника работы с альпенштоком.
Техника перехода «траверс».
Оказание первой доврачебной помощи. Медицинское обеспечение и доврачебная медицинская помощь. ПМП. ТБ в походе. Кровотечения, первая помощь. Пищевые отравления. Потертости, опрелости, мозоли. Простудные заболевания, вывихи.
Оформление документации. Исследовательская работа в многодневных походах. Подведение итогов похода. Просмотр фотоматериалов о походе.
Составление отчета, карты похода. Создание мультимедийной презентации.
По окончании курса учащиеся должны знать:
Основные данные по родному краю, в том числе, топонимию.
Культуру поведения туристов в походе, правила взаимоотношений туристов с местными жителями.
Популярные в туристической среде песни.
Вопросы организации и проведения пешеходного похода.
Групповое и личное специальное снаряжение, необходимое для похода.
Режим питания в пешеходном походе.
Топографию и ориентирование на местности.
Технику передвижения по маршруту, преодоления естественных препятствий.
Организацию привалов и ночлегов, правила планирования, установки и снятия лагеря.
Особенности пешеходного туризма в период межсезонья.
Основные требования и правила безопасного проведения пешеходных путешествий.
Основные причины аварий и ЧП в походах.
Методику организации и проведения поисково-спасательных работ.
Значение и содержание физической и морально-волевой подготовки туриста.
Личную гигиену туриста-пешеходника, доврачебную медицинскую помощь.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
Установить палатку, уложить рюкзак.
Двигаться по маршруту, ориентироваться на местности, составлять глазомерную съемку.
Оформить фотостенд, фотоальбом, мультимедийную презентацию.
Пользоваться компасом.
Пользоваться личным, групповым и специальным снаряжением.
Составлять план маршрута и график похода.
Составлять меню и раскладку продуктов на поход.
Тактически грамотно организовывать движение группы на маршруте.
Применять технические приемы передвижения и преодоления препятствий в различных условиях.
Руководить действиями группы при организации привалов и ночлегов.
Правильно оценивать возникновение предпосылок к аварийной ситуации.
Проводить анализ аварий и аварийных ситуаций.
Разрабатывать оперативный план проведения поисково-спасательной работы.
Оказывать доврачебную медицинскую помощь.
Проектировать исследовательскую и туристско-краеведческую деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
Абуков А.X. Туризм сегодня и завтра. М., Профиздат, 1988.
Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М., Профиздат, 1993.
Водный туризм. М., Физкультура и спорт, 1998.
Волков Н. Спортивные походы в горах. М., Физкультура и спорт, 1999.
Карманный справочник туриста. М., Профиздат, 2001.
Кудрявцев В.И., Колесников А.А. Туристские слеты и соревнования. М., Профиздат, 1965..
Кропф Ф. Спасательные работы в горах. Учебное пособие для альпинистов и туристов. М., Профиздат, 1999.
Огородников Б.И. С компасом и картой по ступеням ГТО. М., Физкультура и спорт, 1997.
Подготовка общественных туристских кадров. М., Профиздат, 1981.
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт.
Структура курса
№ п/п Тема (глава) Количество
часов
1 Основы туристской подготовки 2 Ориентирование и топография 3 Физическая подготовка. Всего 102
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п Тема Кол-во
часов Сроки
проведения
1 Основы туристской подготовки 1 2 Ориентирование на местности. 1 ИТОГО 2
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п Тема Кол-во
часов Сроки
проведения
1 Типы костров. 1 2 Природные объекты 1 3 Преодоление полосы препятствий. 1 4 Практические навыки жизнедеятельности на привале, во время ночлега. 1 5 Топография (работа по карточкам) 1 6 Кросс от 3000 до 5000метров. 1 7 Практические занятия. Разучивание комплекса утренней гимнастики. 1 ИТОГО 7
Календарно-тематическое планирование занятий с воспитанниками на 2014-2015год.

п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки прохождения Примечание
1 Инструктаж по ТБ участников похода, экскурсии 1 2 Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности. 1 3 Значение туризма для человека и для государства. 1 4 Виды туризма, особенности пешеходных походов. 1 5 Нормативы значков «Юный турист» и «Турист России». 1 6 Рассказы об интересных походах и путешествиях (показ кинофильма или диафильма). Законы туристов. 1 7 Краеведческая работа в туристском походе. 1 8 Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. 1 9 Охрана природы. Экология. 1 10 Роль туристов в охране памятников истории и культуры края. 1 11 Ведение путевых записей: личный и групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного объекта, путевой очерк. 1 12 Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов. 1 13 Подбор и подготовка личного и группового снаряжения. 1 14 Организация ночлегов в помещениях. Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе. 1 15 Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход. 1 16 Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака. 1 17 Типичные ошибки туристов при укладке рюкзака. Подбор хранение картографического материала. 1 18 Распределение обязанностей и заданий по краеведческой работе, план фото- и киносъемок, ведение календаря погоды и протокола (хронометража) движения. 1 19 выходам в походы. 1 20 Виды естественных препятствий в пешеходном туризме. 1 21 Нормы переходов. Строй, темп, режим, интервал, построение цепочки; их изменения в зависимости от различных условий. 1 22 Шаг туриста, положение корпуса, рук при пешем передвижении. 1 23 Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, движение по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, по тропам и без троп. 1 24 Движение по склонам различной крутизны и с различными почвенно-растительными условиями. 1 25 Меры предосторожности при преодолении препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил. 1 26 Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах. 1 27 Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего. Режим ходового дня и режим на дневке. 1 28 Правила поведения туристов на коротких привалах. 1 29 Хронометраж движения группы по маршруту. Работа с картой в пути, разведки на маршруте. 1 30 Страховка и самостраховка. 1 31 Развертывание и свертывание бивака. 1 32 Чистка, ремонт и сдача снаряжения 1 33 Ориентирование по компасу. Стороны горизонта. Устройство компаса Адрианова. Пользование компасом в походе. 1 34 Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). 1 35 Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние. 1 36 Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам 1 37 Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. 1 38 Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. 1 39 Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте 1 40 Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Ориентирование на маршруте с помощью карты и компаса. 1 41 Практические занятия. Зарисовка топографических знаков (40—50 знаков), чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. 1 42 Топографический диктант. Повторение плохо усвоенных топографических знаков. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный. 1 43 Проложение на карте маршрута по его текстовому описанию (по легенде). Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута. Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов). 1 44 Спортивная подготовка туриста. Понятие о категорийных путешествиях. Какие физические и морально-волевые качества необходимы путешественнику 1 45 Рассказы о мужестве и находчивости туристов, спортсменов, проявленных ими в годы войны на фронте, в тылу врага и в походах в мирное время. 1 46 Физическая и морально-волевая подготовка туриста. Закаливание, комплекс утренней зарядки, маршевая подготовка 1 47 Упражнения для укрепления и развития рук и плечевого пояса, мышц шеи, туловища, ног. Беговые тренировки. 1 48 Книги о путешествиях и путешественниках 1 49 Практические занятия. Разучивание комплекса утренней гимнастики. 1 50 Туристское снаряжение. Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. 1 51 Главные требования к предметам снаряжения. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста-пешеходника, требования к каждому предмету. 1 52 Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. 1 53 Правила укладки рюкзака. 1 54 Туристский бивак. Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака.
1 55 Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке (развертывание и свертывание бивака). Графики дежурств на биваках. 1 56 Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. 1 57 Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы, Свертывание бивака. Противопожарные меры 1 58 Питание в походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристского похода. Расфасовка, упаковка и переноска продуктов. 1 59 Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды. 1 60 Гигиена туриста. 1 61 Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью, во время похода. 1 62 Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. 1 63 Купание в походе. 1 64 Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание 1 65 Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста; Транспортировка пострадавшего 1 66 Подготовка отчета: приведение в порядок походной документации и записей, составление отчетов по должностям. 1 67 Правила поведения туристов в походе. 1 68 Оказание помощи терпящим бедствие. 1 69 Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. 70 Правила использования химических средств защиты от кровососущих. Индивидуальный медицинский пакет туриста. 1 71 Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок 1 72 Обязанности санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода. Ведение санитарного походного журнала 1 73 Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание. 1 74 Понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика 1 75 Краеведческая подготовка. Обзор наиболее интересных объектов сопредельных областей и района планируемого зачетного путешествия. 1 76 Методика выполнения взятого группой экспедиционного краеведческого задания. 1 77 Проведение краеведческих викторин. 1 78 Переправы через реки. Характеристика равнинных и горных рек. 1 79 Общее представление о навесной переправе. Применение веревки и альпенштока в туристских походах. 1 80 Туристические места отдыха
1 81 Практическая работа: «Природные объекты» 1 82 Организация туристского быта. 1 83 Практическая работа: «Типы костров». 1 84 Питание в туристском походе. 1 85 Практические навыки обеспечения жизнедеятельности на привале. 1 86 Способы преодоления полосы препятствий. 1 87 Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи при травмах. 1 88 Контрольная работа: «Основы туристской подготовки» 1 89 Особенности зимнего ориентирования, в усложнённых условиях. 1 90 Практическая работа: «Топографические знаки». 1 91 Контрольная работа: «Ориентирование на местности». 1 92 Бег по пересечённой местности. 1 93 Подвижные игры и эстафеты на местности 1 94 Ориентирование по легенде «Квест» 2 95 Общефизическая подготовка, вязка узлов, отработка приемов страховки альпенштоком 2 96 Техника воздушной переправы. Техника параллельной переправы. 1 97 Техника переправы с помощью вертикального маятника. 1 98 Техника «Горизонтальный маятник». Техника укладки бревна.
Техника переправы по бревну. 2 99 Техника перехода «траверс».
1 100 Исследовательская работа в многодневных походах. 2