Доклад Роль образования в повышении качества жизни населения


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
(корпус № 1)
Тамбовская область, поселок Первомайский
Роль образования в повышении качества жизни населения.
автор
Филиппова Анастасия Викторовна,
ученица 10 класса «В»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Тамбовская область, поселок Первомайский
Телефон: 89204740455
E-mail: nasfil@mail.ruЧекменёва Лариса Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Телефон:89158857445
E-mail:chekmeneva70@yandex.ru"Ученье - свет, а неученье - тьма."
С каждым днем человечество улучшает жизнь разными способами: новые технологии, полезные гаджеты, различные социальные проекты, направленные на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и счастья. Строятся новые дома, школы, детские сады, общественные учреждения. В нашу повседневную жизнь внедряются все новые и новые технологии, и всё это направлено на то, чтобы людям было легче жить в современном мире. Качество жизни может зависеть от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению. Но качество жизни также предполагает чистую окружающую среду, политические и экономические свободы, личную и общественную безопасность.
Помимо этого, я убеждена, качество жизни населения зависит от уровня образования. Именно поэтому я хотела бы поразмышлять на заданную тему, подробнее изучить её. Несомненно, образование влияет на то, каким будет человечество через много лет. Каким станет мир, как будет жить будущее поколение.
Современные изыскания по теме качества образования предвосхитил Н.Г.Чернышевский, написав: «Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова». Это доказывает, что образования и воспитание тесно взаимосвязаны. «Образованный - знает, умный - понимает, то, что знает, но только воспитанный не употребит эти знания во вред другим». Иными словами, нет проку в отличном образовании, если жестокость и хамство движет человеком. Хочется верить, что в современном обществе образование является не только основой экономики, но и фундаментом духовного, нравственного начала. Убеждена так же, что одним из факторов повышения качества образования является семья. Если она способна создать комфортные условия для прорастания нравственных ценностей с самого детства, подобно плодородной почве, то и «всходы» будут радовать.
Много примеров в жизни, когда любящие родители верой в своих детей преодолевают трудности и добиваются невообразимых результатов. Часто бывает так, что рождается ребёнок инвалидом, но благодаря заботе и ласке родителей, их любви и упорству, живет нормальной полноценной жизнью. Например, многим известный Ник Вуйчич. Мальчик родился с редкой генетической патологией — тетра-амелией: у него отсутствовали полноценные конечности — обе руки и обе ноги. Частично имелась одна стопа с двумя сросшимися пальцами, что позволило мальчику после хирургического разделения пальцев научиться ходить, плавать, кататься на  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B4" \o "Скейтборд" скейте,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%91%D1%80%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B3" \o "Сёрфинг" серфинговой доске, играть на компьютере и писать. Здесь, конечно, немалая заслуга родителей, которые сумели хорошо воспитать ребенка и помогли ему реализовать себя в жизни. Родители считали, что он должен расти, как и все нормальные дети: ходить в обычную школу, общаться со сверстниками. Сейчас, Ник очень известен во всем мире. Он профессиональный оратор. Ник рассказывает о проблемах в жизни людей, и говорит, что нельзя падать, не смотря ни на что, а нужно только подниматься и идти вперед.
В нашем посёлке живёт удивительный мальчик – Сухарев Витя. Он инвалид с самого рождения – ДЦП. Все свои 25 лет он передвигается с помощью коляски. Но это не мешает ему жить полноценной жизнью. Дети с его диагнозом редко оканчивают школу, он – упорно преодолевая трудности, хорошистом окончил 11 класс. Желание жить, учиться, трудиться было настолько сильным, что Витя поступил в Первомайский промышленный техникум. Очно. По словам директора, такой пример – единичный в его практике. Ежедневно, в любую погоду, он приезжал на занятия. Конечно, без помощи семьи это было бы невозможно. Часто ему помогала мама или бабушка. Но упорство и трудолюбие мальчика поражало всех. Окончив техникум, Витя поступил (уже заочно) в высшее учебное заведение (благо, его филиал находится в нашем посёлке). В этом году у него государственные экзамены, защита диплома. Он очень волнуется. При нашей последней встрече он сказал, что очень хотел бы учиться дальше. С его упорством, я не сомневаюсь, это возможно. Более того, Витя сам пытается зарабатывать себе на образование, хорошо, что современные компьютерные технологии это позволяют. Я горжусь своим земляком!!! Он – пример для многих – скулящих и жалующихся на жизнь и нехватку денег. Именно образование помогает мальчику обрести цель в жизни, найти себя.
Конечно, любой семье необходима профессиональная поддержка в лице компетентных педагогов (и в предмете преподавания, и в процессе обучения, и в вопросах воспитания). Я считаю, что настоящий Учитель - человек, который не только преподает предмет, а является для детей ведущим ориентиром и другом, помогает ребенку преодолевать возникающие трудности. Гармоничный и живой, самосовершенствующийся, не относящийся к детям как к досадной обязанности. Учитель – надежный фундамент для построения сложного здания под названием «жизнь».
Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Сейчас образование переживает период реформ, которые сложно воспринимаются в обществе. Реформы вызваны изменениями в России. Стремление страны войти в число ведущих европейских держав невозможно без преобразований. Но это болезненный и неоднозначный процесс. Попробуем рассмотреть его попристальнее.
5 сентября 2005 г. президент РФ Владимир Владимирович Путин поставил задачу существенного повышения качества жизни граждан путем реализации приоритетных национальных проектов в таких важнейших областях, как образование, здравоохранение, жилищное строительство и сельское хозяйство.
Приоритетный национальный проект «Образование», среди основных целей которого следует выделить:
Стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
Информатизация образования;
Поддержка инициативной и талантливой молодежи;
Организация начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту;
Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ;
Дополнительное вознаграждение за классное руководство;
Поощрение лучших учителей;
Поставка школьных автобусов в сельские территории;
Оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием.
Этот национальный проект не просто вошел в число президентских инициатив, но и был назван базовым и масштабным, поскольку результаты его реализации, в конечном счете, выходят далеко за пределы отраслевых интересов, охватывают все сферы жизни общества. Но главное, чтоб все проекты и реформы реально помогали людям получать качественное образование. Чтоб таких студентов, как Сухарев Витя стало больше. Когда ХОРОШЕЕ образование будет доступно ВСЕМ, только тогда станет очевидной польза от проводимых преобразований.
Помимо разработки и реализации новых реформ важно сохранить лучшие достижения русского образования, чтобы не утратить самобытность. Наша страна всегда славилась талантами. Вспомним, для примера, лауреатов Нобелевской премии в области литературы в XX веке : И. А. Бунин, М.А. Шолохов, Б.Пастернак, А. Солженицын. Россия всегда была лидером в области культуры. Весь мир знает наш балет, классическую музыку, литературу. Сейчас тоже немало поистине талантливых людей, которые вносят свой вклад в развитие и процветание нашей страны. Мы гордимся Анной Нетребко, Николаем Цискаридзе, Даниилом Граниным и сотнями других людей, работающих во славу России. «Мы переживаем период мощного исторического творчества, когда вновь создается государство Россия… Путин провозгласил приоритет духовных ценностей», - написал в апрельском номере газеты «Аргументы и факты» известный писатель современности Александр Проханов.
Немного статистики. В России различают несколько видов образования: общее, дошкольное, начальное, основное, среднее, дополнительное, профессиональное. Кстати, на уровне профессионального образования можно получить специализацию специалиста, магистра, бакалавра. Закрепить знания после обучения в различных учреждениях поможет послевузовское образование, аспирантура, повышение квалификации, докторантура, переподготовка, второе высшее образование или профессиональная переподготовка. Так или иначе, но получить образование необходимо каждому гражданину, именно от его уровня зависит – нужен ли ты своей стране в будущем или будешь отбросом общества. 
Сейчас всё делается для того, чтобы детям было как можно интереснее учиться. Уроки в школе поражают своим разнообразием: презентации, диспуты, форумы, онлайн – уроки и т. д. и т. п. В школы приезжают представители самых разных учебных заведений. Это помогает нам, детям, сделать правильный выбор в будущем.
В России существует огромное количество различных учебных заведений. Деление происходит не только на государственные и частные, но и по углубленному изучению тех или иных предметов. Для того чтобы определиться с выбором направления обучения надо изучить потребность рынка, а также индивидуальные способности ребенка. С этой целью можно обратиться к психологу, который поможет определить склонность к тем или иным наукам посредством специальных тестов. Выбор направления необходимо делать уже в школе.
Лицеи в России являются профильными учебными заведениями и имеют четкую специализацию: физико-математическую, гуманитарную, биологическую или языковую. Они позволяют лучше подготовить ребенка к поступлению в выбранное высшее учебное заведение.
Гимназию выбирают для детей, имеющих особую тягу к знаниям. В таких заведениях существует повышенная нагрузка и их принято считать элитными. Там в старших классах вводят изучение несвойственных для общеобразовательной школы предметов, таких как политология, экономика, основы предпринимательства и других.
Но даже в общеобразовательной школе существуют классы с определенным уклоном. В этом случае повышенное внимание может уделяться таким предметам как математика, физика, биология, химия, литература, иностранный язык, история, информатика. Английский язык уже сейчас является обязательным, его изучение во многих школах вводят со второго класса. В дальнейших планах - ввести в школах изучение еще одного иностранного языка на выбор.
Для детей, имеющих особые таланты в области искусств, существуют специальные художественно-эстетические школы. В них углубленно изучают искусство и помогают проявиться творческим способностям и фантазии одаренного ребенка.
Высшие учебные заведения в нашей стране отличаются не меньшим разнообразием: гуманитарные, технические, медицинские, музыкальные, хореографические, художественные, театральные, духовные высшие учебные заведения.
Все изменения и новшества, вносимые правительством в систему российского образования, направлены на то, чтобы российское образование признавали во всех европейских странах. Это даст возможность найти хорошую работу за границей, имея российский диплом и наоборот, наши работодатели будут точно знать, какой степени образования будет соответствовать диплом, полученный в иностранных учебных заведениях.
Хотелось бы обратиться ко всем своим ровесникам с призывом. Поймите, что учеба – главное дело вашей жизни. Поэтому продолжайте учиться и расти, и прежде всего, учитесь на чужом опыте, избегая собственных ошибок! Давайте прислушаемся к словам выдающегося человека современности, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, который предложил своеобразную программу для успешной учёбы:
 
  “Учиться нужно всегда”.
  “Самое благоприятное время для учения – юность. Именно… в юности ум человека наиболее восприимчив…к изучению языков, к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому…”.
  “Умейте не терять время,…не заполняйте …разум мутными потоками глупой и бесцельной “информации”. Берегите себя для учения, для приобретения новых знаний и навыков”.
  “Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить…”.
  “Попробуйте любить все предметы…Если вам что-то не нравится в каком–либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового”.
  “Читайте стоящие книги, а не просто чтиво”.
  “Изучайте историю и литературу...Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость”.
  “Учитесь любить учиться”
Вслед за многими людьми, жившими до нас, мы с полным основанием, гордясь движениями нашего времени и уповая на лучшее будущее, которое мы же и строим, можем повторить: «Мы видим дальше, потому что стоим на плечах гигантов». У основания этой пирамиды жизни - гиганты (люди античного мира, Нового времени, наши современники) в научном и духовном смыслах.Все вышесказанное доказывает, что невозможно переоценить роль образования в повышении качества жизни населения. Прогресс стремительно развивается, практически ежедневно появляются новые технологии, жизнь стремительно идет вперед. И только хорошо образованный человек может гармонично жить и развиваться в современных условиях!
Информационные ресурсы:
 http://doorinworld.ru
http://www.besoch.com
http://vojjova-vic.ucoz.ru
http://oopnm.ru
http://ru.wikipedia.org