«Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования»


МКОУ Новомеловатская СОШ с. Медвежье
Доклад по теме:
«Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования»
Игровые формы обучения в начальной школе.
Подготовила:
учитель начальных классов,IКК
Каплина Любовь Павловна

март 2015 г.

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.
В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.
Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.
Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание детей играть. Готовясь к выступлению, я провела в своём классе анкетирование, с целью выявления отношения их к игре в учебной деятельности.
Анкета:
– Нравиться ли тебе играть на уроке?
– На каких уроках тебе хотелось бы играть?
– Как ты любишь больше играть один или с друзьями?
– Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?
Анализ анкет показал:
– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения. (7 учеников)
– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна. (7 из7)
– Более предпочтительна для детей групповая форма игр. (7)
– Большинство учащихся хотят в игре побеждать. (5)
Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.
Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
1. Педагогические игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- возрастным возможностям их использования;
- специфике содержания.
2. По характеру педагогического процесса бывают:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические и другие.
3. По характеру игровой методики делятся на:
- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.
4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность. Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умению не только командовать, но и разумно подчиняться).
Любой учитель знает, что заинтересовать младшего школьника учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то положительный результат будет обязательно.
В результате систематического использования игровых форм обучения повышается темп работы на уроках, возрастает активность уч-ся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.
Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды, филворды, ребусы, анаграммы, урок-путешествие).
Приведу примеры игр, которые провожу со своими детьми. Для развития
интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю
следующие игры:
«Анаграммы».
Решите анаграммы
НИАВД - ДИВАН
СЕОТТ - ТЕСТО
СЛОТ -СТОЛ
РАКЫШ - КРЫША
ГИАР -ИГРА
КООН - ОКНО
«Вставьте пропущенную букву и число».
1 В 5 ?
А 3 Д ?
«Ребусы».
1очка (одиночка) 1бор (разбор)
ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад)
100Л(стол) 7Я (семья) и т.д.
«Умозаключения»
Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);
Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);
«Пятый лишний»
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д.
« Назови одним словом»
Метла, лопата… Июнь, июль …
Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.
В данное время на уроке русского языка изучаем тему «Глагол», наверное, самую трудную часть речи для детей. Приведу примеры игр, которые я провожу на уроке.
«Грамматическая головоломка»
Запишите 7 глаголов по следующим указаниям:
Слышать – 1-е л., ед.ч., б.в.
Зависеть – 1-е л., мн.ч., н.в.
Дунуть – повел. форма, 2-е л., ед.ч.
Укрыть – 1-е л., мн.ч., б.в
Вертеть – 3-е л., мн.ч., п.в
Гладить – 2-е л., мн.ч., н.в.
Терпеть - 3-е л., ед.ч., н.в
Услышу, зависим, дуй, укроем, вертели, гладите, терпит
Затем выделив в каждом глаголе 2 букву, вы сможете прочитать ответ на вопрос «Что одевают девушки – казашки один раз в жизни?» (Саукеле)
«Строим график»
Диктую глаголы дети определяют спряжение, отмечают точками, затем точки соединяем получаем график.
Игра “Найди глаголы”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.
На карточках записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.
Материал для игры:
В понедельник я стирала Чашки в пятницу помыла,
Пол во вторник подметала, А в субботу торт купила,
В среду я пекла калач, Всех подружек в воскресенье
Весь четверг искала мяч. Позвала на день рожденья.
Игра “Что делать? Что сделать?”
Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?
Содержание. Играют 2 команды (1 и 2 вариант). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.
 Материал для игры:
Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.
Игра “Какое время?”
Цель. Закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.
Содержание. Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.
 Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает.Одним проходу не даёт,Других он подгоняет.
Длинной шеей поверчу -Груз тяжёлый подхвачу,Где прикажут – положу:Человеку послужу.
Принялась она за дело,Завизжала и запела.Ела, ела дуб, дуб,Поломала зуб, зуб.
Игра “Найди своё слово”
Цель. Повторение и закрепление знаний о частях речи.
Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает только существительные, команда второго ряда - прилагательные, команда третьего ряда - глаголы. Победителями считаются все ученики, которые правильно записали все продиктованные слова данной части речи.
Материал для игры:
Урок, горячий, жужжать, звенеть, интересный, огромный, библиотека, чувствовать, комната, газета, серебриться, прекрасный, яблоко, сверкать, обычный, животное

Все эти игры и многие другие способствуют формированию познавательных интересов на уроках литературы, русского языка, познания мира.
На уроках математики применяю при закреплении, повторении, объяснении нового материала следующие игры:
«Кто быстрее» (собрать из геометрических фигур предметы)
«Найди ошибку» (100,200,300,500,600,400,700,900,800,1000)
«Интеллектуальная разминка».
Сколько пальцев на 2 руках?
Сколько недель в месяце?
Порядковый номер пятницы в неделе?
Наименьшее двузначное число?
Какого числа последний день года?
« Продолжите числовые ряды»
1. 2 3 4 5 6 7… …
2. 9 8 7 6 5 4… …
3. 28 29 30 31 32 33 34… …
4. 3 5 7 9 11 13 … …
«Провоцирующие задачи».
На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5.
Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24.
У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4.
ВЫБЕРИ ПРИМЕРЫ.
Реши примеры: 2 : 4 = 6 * 2 = 12 : 4 = 5 * 5 = 63 : 9 = 14 : 2 = 9 * 2 = 10 : 2 = Выбери среди них примеры, сумма ответов которых равна 10. Запиши эти примеры в тетрадь. Например: 2 * 4 = 8 10 : 5 = 2 2 + 8 = 10
КАКОЙ РЯД ПЕРВЫЙ?
7 * 9 = 56 : 8 = 8 * 9 = 5 * 7 = 27 : 3 = Каждый ряд учеников получает карточку, на которой записано задание – примеры на табличное умножение и деление. Примеров столько, сколько учеников в ряду. Первые ученики каждого ряда по сигналу учителя начинают работу. Решив один пример, они быстро передают карточку следующему ученику. Ряд, ученики которого быстрее решили все примеры, не сделав ошибок.
ТАБЛИЦА ДЛЯ СОСЕДА. (работа в паре)
Ученики задают по 5-6 примеров на табличное умножение и деление друг другу. После решения примеров проверяются записанные результаты. Примеры готовятся заранее на карточках. Выигрывает тот, кто решил примеры быстрее и допустил меньше ошибок.

Такие игры закрепляют знания детей, развивают логическое и конструктивное мышление, навык счета в уме.
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.