Публичное представление педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «ЛямбирскаяСОШ №1» Глямшиной Елены Николаевны.


Публичное представление педагогического опыта
учителя изобразительного искусства
МОУ «ЛямбирскаяСОШ №1»
Глямшиной Елены Николаевны.
Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трёх лет - «Применение современных образовательных технологий в преподавании изобразительного искусства».
1. Актуальность и перспективность опыта. Школа сегодня, как и во все времена, призвана нести ученикам свет знания, обучать и воспитывать. Однако реальность, в которой живут ученики, кардинально отличается от условий, в которых взрослели поколения их родителей: изменились скорость жизни, информационная среда, количество и качество источников информации. Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые  способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей – главная задача образования, которое неизбежно требует качественных изменений. Проработав в образовании более 22 года, я пришла к глубокому убеждению, что мой урок только тогда принесёт практическую пользу ученику, когда окажется содержательным, наглядным, плотным, современным как с точки зрения отбора материала, так и с точки зрения способов его подачи. В этом случае я не просто передам ученикам некоторое количество знаний, но разовью в них способность мыслить логически, аналитически, доказательно, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Современное понимание качества образования ставит перед каждым, кто причастен к педагогике, главный вопрос: «Как образование может помочь ребёнку добиться успеха в жизни?» Я считаю, что для думающего, творчески работающего учителя применение современных образовательных технологий и актуально, и перспективно, поскольку:
усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
расширяет возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам,
А всё вместе, конечно же, обеспечивает успешность и конкурентоспособность будущих граждан в современном мире.
Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным благодаря неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства. Изобразительное искусство в школе особенный предмет. ИКТ не могут заменить творчество учащихся. Вместе с тем данный предмет несёт в себе значительный потенциал для использования ИКТ. Уроки изобразительного искусства с применением компьютерной поддержки развивают творческие способности и эстетический вкус учеников.
2. Условия формирования опыта.     В школе возросло количество единиц современной техники, и стало очевидно, что учитель, действующий  в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Поэтому для меня естественным было изучение информационно-коммуникативных технологий и системное внедрение их в преподавание изобразительного искусства. Изучение методической литературы, опыта коллег позволило мне грамотно и методически точно осуществить отбор педагогических технологий, наиболее приемлемых в условиях моего образовательного учреждения. Существенную методическую помощь оказали курсы переподготовки в ГОУД ПО (ПК) С «МРИО»: что позволило систематизировать знания, расставить приоритеты, обратить внимание на действенные, эффективные технологии.
3. Теоретическая база опыта.
В основе моего педагогического опыта лежат, в первую очередь, учебно-методические пособия:
все учебники изобразительного искусства входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год
в своей работе руководствуюсь программой, разработанной под руководством Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» и учебно-методическими комплектами, которые ориентированы на эту программу.
Кроме того, в основу педагогического опыта положены также возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изложенные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова; концепция структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выготский) и теория задач развития (Р. Хевигхерст). Знание возрастной психологии помогает реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые являются ключевыми в определении умения учиться для основного общего образования. Учитывая, что успехи в учении являются важным источником формирования самооценки в младшем школьном и подростковом возрасте, я осознанно создаю на своих уроках атмосферу общего позитивного принятия себя и отношения к себе учащегося. В этом помогают мне технология проблемного диалога, технология оценивания учебных успехов, здоровьесберегающие технологии.
4. Технология опыта.
За годы своей работы я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий сделать процесс обучения ярким, наглядным. Применение интерактивных технологий позволяет мне эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу. Интерактивная доска вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост, позволяет использовать различные стили обучения.
При изучении нового материала использую технологию проблемного диалога. Создавая проблемную ситуацию, я не даю прямой подсказки, а организую коллективный поиск. Даже при минимальном участии в общей работе ученик чувствует себя соавтором. Выполняя задания, он развивает способность к самостоятельной деятельности, он верит в свои силы. Каждый ребенок - личность, со своими способностями и характером, я принимаю его таким, какой он есть.
В течение последних лет осваиваю и применяю на практике технологию оценивания учебных успехов. Основные задачи этой технологии: определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний; развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые развивают у учащихся осознанность в ведении здорового образа жизни.
5. Анализ результативности опыта.
Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее: повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика; приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся; формирование личностных качеств ученика; формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать.
Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, принося высокие результаты, а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные возможности учеников.
Последние пять лет в моих классах наблюдается устойчивое качество знаний по изобразительному искусству и искусству – 91%; обученность по предмету составляет 100 %.
Эффективность работы подтверждается результатами конкурсов
Так Рагузина Диана - 2013 учебном году - получила диплом призера на открытом Российском фестивале-конкурсе юных дарований «Алмазные грани»; В 2014 году Глямшина Светлана – участвуя во Всероссийском конкурсе детского рисунка им Нади Рушевой была награждена дипломом победителя и ценным подарком;
В 2015 году Шакирзянова Полина –– победитель, Петрунин Сергей - призёр Всероссийского конкурса детского рисунка от производителей игрушек «Штучки к которым тянутся ручки»;
В 2016 году, Мурзенкова Диана –– призёр межрегионального фестиваля декоративно – прикладного творчества «Параскева – рукодельница»
В2013 году, Костева Яна, стала призёром муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников;
За 2015, 2016 год во Всероссийской дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок», «Видеоурок» участвовало - 44 обучающегося, 29 из которых стали победителями и призёрами;
Результаты системной работы с одаренными детьми, проявляющими интерес к предмету следующие:
Шакирзянова Полина в 2014 год успешно поступили на отделение – живопись, а Смирнова Дарья на отделение - ДПИ художественного училища им Ф.В. Ф.В. Сычкова,
При организации внеурочной деятельности стремлюсь к расширению образовательного пространства.
Глямшина Светлана – 2012 год победитель республиканского конкурса молодёжных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий»;
Биктякова Радмила -2012г – победитель, Нугаев Вадим - призер республиканского конкурса «Калейдоскоп безопасности»;
Республиканская научно- исследовательская конференция школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края» Призёр – Глямшина Света, Заитова Катя. 2014г;
Максимова Лейла – призёр республиканского конкурса рисунков «Спасатели люди дела!» - 2014г.;
Сальникова Софья – 2015г. – победитель республиканского конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности;
Каланов Игорь -конкурс творческих работ, приуроченный ко Дню спасателя Российской Федерации призёр 2015г.
Красильникова Валерия – 2016г. призёр всероссийского фестиваля детского творчества ПластилиНовая ворона.
6. Трудоёмкость опыта.
Трудоемкость опыта заключается в комплексной, четкой организации учебного процесса, в соблюдении строгой логичной последовательности курса, когда учащийся на занятиях становится не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, человеком, ведущим активную поисковую деятельность, происходит отказ от информационно-объяснительных методов обучения в пользу деятельностно- развивающих, они формируют широкий спектр личностных качеств ребенка, важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся. 
7. Адресность опыта.
Я считаю, что опыт применения современных педагогических технологий должен получить как можно более широкое распространение: каждый учитель – и начинающий, и опытный – способен творчески применить эти технологии в своей работе. Я готова к педагогическому общению, активно пропагандирую свои находки и рекомендую их к использованию в педагогической практике. Поэтому широко делюсь своим накопленным опытом с коллегами, выступаю с докладами и сообщениями на заседаниях педагогического совета и методического объединения учителей изобразительного искусства, научно-практических семинарах и конференциях, даю открытые уроки для учителей на муниципальном и республиканском уровне, принимаю участие в работе вебинаров. Мои работы представлены в сети Интернет: на всероссийском Интернет-портале «Про школу» http://www.proshkolu.ru/user/glyamshina76/, «ИНФОУРОК» - https://infourok.ru/user/glyamshina-elena-nikolaevna, «Мультиурок» - https://multiurok.ru/elenaglya/files размещены мои разработки уроков, презентации по изобразительному искусству. В 2014г. участвовала в I Республиканском фестивале мастер – классов «Профессиональный успех учителя», в 2015г участвовала в ХII Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха», в 2016г участвовала в VII Межрегиональном фестивале декоративно-прикладного творчества «Параскева - рукодельница» конкурс национального сувенира, и во Всероссийском творческом конкурсе: «Рассударики» (III место)
За педагогическое мастерство в подготовке лауреата VI Всероссийского конкурса детского творчества по противопожарной тематике я награждена грамотой, имею многочисленные благодарности районного дома детского творчества за профессионализм и результативную работу. Неоднократно награждалась дипломом за подготовку победителей Республиканских и Российских конкурсов.