Открытое внеклассное мероприятие Жить-Родине служить.


Открытое внеклассное мероприятие
«Жить – Родине служить»
2 класс
Цель урока: расширение и углубление представлений учащихся о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека, истинном патриотизме, показать главное жизненное назначение человека – служение Родине.
Задачи урока:
Раскрыть значение понятия «смысл и цели жизни», чем смысл жизни отличается от целей жизни; почему для осуществления смысла жизни требуется подвиг, а для земных целей нет;
Дать понятие подвига в повседневной жизни;
Раскрыть значение понятия «патриотизм», «патриот», «герой»;
Развивать стремление быть патриотом своей страны;
Воспитывать чувство гордости за свою страну, её народ и историю.
Планируемые результаты.
Предметные УУД:
освоить общее понятие гражданско-правового сознания: Родина, патриот, подвиг, герой.
Личностные УУД:
формирование основ российской, гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и истории России.
Познавательные УУУД:
получение знаний о Родине, знакомство с творчеством сверстников ( стихи о Родине, заметки), овладение первоначальными оформительскими навыками.
Коммуникативные УУД.
Обучение поиску и сбору информации.
Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, обучение оценки свой деятельности и деятельности сверстников.
Оборудование:
Плакат «Жить-Родине служить!»;
Плакат «Единственное истинное счастье в жизни - это жить для других»
карточки с разбитыми пословицами.
Родина - мать, умей за нее постоять. Жить — Родине служить. Человек без Родины, что соловей без песни. «Одна у человека родная мать — одна у него и Родина».
карточки со словами:
Подвиг, Россия, Родина, Отечество, герб, гимн, флаг, народ, Москва, Отчизна, Президент, изба, свобода, патриот, патриотизм, герой, героизм. Сыктывкар, Москва, Гагарин, изба, гимн, дом.
Родник, родня, род, родственники, родной, родниться.
1 карточка
СЕМЬЯ, БУКВАРЬ, ШКОЛА, РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ, ТРОПА ЗДОРОВЬЯ, НАРОДНЫЕ ПЕСНИ.
2 карточка
ЛЮДИ ТРУДА, ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ, ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, СОВЕСТЬ, ТРУД.
3 карточка
ТВОРЧЕСТВО, ЛЮБОВЬ, УЧИТЕЛЬ, СОСЕДИ, ДРУЗЬЯ, ВЕРНОСТЬ.
4 карточка
ДОБРО, ДОЛГ, ЧЕСТЬ, РУССКИЙ НАРОД, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, СЛУЖЕНИЕ.
Звезда героя;
«Словарь русского языка»,
песня «Дорога добра»
бумажные журавлики,
компьютер.
Ход занятия.
1.Сердечное приветствие:
-Доброе утро и добрый час! Мы очень рады видеть вас!
-И мне бы хотелось каждому из вас подарить журавлика, как символ мира и семейного благополучия. И пожелать вам чистого неба над вашими головами и благополучия в ваших семьях.
2. Круг радости.
Дети стоят в кругу и произносят хоровую разминку.
Хоровая речевая разминка.
-Что для жизни нужно? Солнце!
-Что для дружбы нужно? Сердце!
-Что для сердца нужно? Счастье !-Что для счастья нужно? Мир!
- Сегодня работать будем в группах. 1 группа - белые журавлики.2 группа- зеленые. 3 группа – розовые.4 группа – оранжевые.
Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
3. Определение темы урока.
Раздаю карточки с разбитыми пословицами.
Работа в ПАРАХ - составление пословиц. (Родина -мать, умей за нее постоять. Жить — Родине служить. Человек без Родины, что соловей без песни. «Одна у человека родная мать — одна у него и Родина»).Проверка СЛАЙД №1
-Что общего в этих пословицах? ( Тема Родины)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Наш урок я назвала «Жить — Родине служить».
- Ребята, какой вопрос возникает?
- Что означает слово Родина.
Что значит служить Родине?
Какими должны быть люди, чтобы их работу можно было назвать «служением»?
-На эти главные вопросы мы попытаемся с вами ответить на нашем уроке. Эпиграфом (главной ключевой фразой) сегодняшнего урока, я взяла слова Льва Николаевича Толстого:
«Единственное истинное счастье в жизни – это жить для других».
4. Вступительная беседа.
- А вы, друзья, не задумывались, что для вас является счастьем?(Ответы детей)
-А для меня, ребята, счастье – это любить, свою семью, любить вас, своих учеников, любить свою работу, любить Жизнь и ощущать от этого сердечную радость.
-Каждый вдумчивый человек обязательно задавался в своей жизни вопросом:
ЗАЧЕМ Я ПОЯВИЛСЯ В ЭТОМ МИРЕ? ЧТО Я ДОЛЖЕН СОВЕРШИТЬ В ЭТОЙ ЖИЗНИ? Без ясного осознания СМЫСЛА ЖИЗНИ и следования ей, человек не может быть счастливым.
Лев Николаевич Толстой считает: « НАЗНАЧЕНИЕ ЖИЗНИ человека есть совершенствование и СЛУЖЕНИЕ тому делу, которое совершается всею жизнью мира».
Высоко понятие СЛУЖЕНИЯ. На Руси существовало понятие государственной службы. Даже говорилось: «пошел на службу», не на работу, как сейчас, а именно на службу. Люди служили государству и гордились этим.
Поэтому видите, ребята, какой глубокий смысл в народной мудрости «ЖИТЬ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ».
-А что для вас Родина?(семья: мама, папа, братья и сестры, дедушка , бабушка, родные и близкие люди, земля на которой родился и живешь)
-Давайте послушаем стихотворения о Родине.
5. Ученики читают стихи под музыку СЛАЙД№2
1 чтец: Родина — одна,
Она — родная мать.
Её нельзя купить.
Её нельзя продать.
В ней жить и умирать.
И снова воскресать.
О, если б это
Все могли понять.

2 чтец: Есть все у тебя:
И леса, и озера,
И синие глуби
Натруженных рек,
Бескрайние степи,
Высокие горы,
И я — твой хозяин,
И твой человек!
— Как вы думаете, о каком государстве написаны эти стихотворения? (Ответы детей)
— Правильно, мы живём в государстве Россия.
— Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Россия?
Дети записывают на доске и называют слова: Родина, Отечество, герб, гимн, флаг, народ, Москва, Отчизна, Президент, изба, свобода, орёл.— Среди них есть одно особенно дорогое. И вы его назвали. А какое это слово вы узнаете разгадав кроссворд.
6. Кроссворд
1.Столица Коми республики. (Сыктывкар)
2. Столица нашей Родины. (Москва)
3.Место, где вас любят и ждут – родительский (дом).
4. Русское национальное жилище. (Изба)
5. Государственный символ России. (Гимн)
6. Первый космонавт. (Гагарин)
СЫКТЫВКА Р МОСКВА
ДОМ ИЗБА ГИМН ГАГАРИН
- Правильно – это слово Родина.
— Давайте узнаем точное лексическое значение слова Родина, мы воспользуемся «Словарём русского языка».
— Прочитайте определения из словаря
СЛАЙД №3
— Родина — это место, где родился человек и является гражданином этого государства.
-Подберите родственные слова к слову Родина. (Родник, родня, род, родственники, родной, родниться)
7. Работа в группах.
- У каждого из вас на столах лежит большой список слов и словосочетаний.
-Из списка слов вашей группе нужно выбрать слова и словосочетания, имеющие отношение к понятию «РОДИНА», и пояснить свой выбор.
1 группа СЛАЙД№4
СЕМЬЯ, БУКВАРЬ, ШКОЛА, РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ, ТРОПА ЗДОРОВЬЯ, НАРОДНЫЕ ПЕСНИ.
2 группа СЛАЙД №5
ЛЮДИ ТРУДА, ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ, ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, СОВЕСТЬ, ТРУД.
3 группа СЛАЙД №6
ТВОРЧЕСТВО, ЛЮБОВЬ, УЧИТЕЛЬ, СОСЕДИ, ДРУЗЬЯ, ВЕРНОСТЬ.
4 группа СЛАЙД №7
ДОБРО, ДОЛГ, ЧЕСТЬ, РУССКИЙ НАРОД, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, СЛУЖЕНИЕ.
Вывод: все слова и сочетания имеют отношение к понятию «РОДИНА».
- Подберите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна)
-А сейчас послушайте внимательно в исполнении Оли П. рассказ Ушинского «Наше Отечество» и найдите ответ на вопрос «Почему матушку-Россию мы зовем Отечеством? Родиной? Матерью?»
8. Прослушивание под музыку текста. СЛАЙД №8
Ушинский Наше отечество
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
-Почему мы зовём Россию Отечеством? Родиной? Матерью?
— «Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды, матери и бабушки», «Родиной зовём потому, что здесь мы родились, говорим на родном языке, и всё здесь для нас родное».
9.Песня «Дорога Добра»
-Вернемся к главной цитате нашего занятия «Жить – Родине служить». Могу я заменить слово «Родине» словом «людям» служить, «земле» служить, «Добру»? Жить – Добру служить.
- По какой дороге должен идти человек , служа Добру (по дороге Добра).
-Давайте споем с вами песню «Дорога Добра».
10. Работа над понятиями «патриот», «патриотизм», «герой», «героизм».
-Как называют человека, который любит свою Родину? (ПАТРИОТ)
Слово «патриот» - от слова «патри – отец», отсюда – Отечество. ПАТРИОТИЗМ — это преданность Родине и любовь к ней. Истинный патриотизм заключается не только в бескорыстной любви к Родине, но и в уважении и в бережности ко всему и ко всем народам, ее населяющим.
СЛАЙД №9
В известном кинофильме «Офицеры» один из персонажей очень хорошо обозначил суть своей военной профессии: «Родину защищать».
- Ребята, как вы думаете, кто должен защищать Родину?
Причем Родину защищать должны не только люди военные, но и все мы – люди мирные, граждане государства. И наш главный гражданский долг «Родине служить», быть ее сыном или дочерью, с детства учиться быть патриотом.
-Как вы думаете, кто такой ГЕРОЙ? (ответы детей) -Герой тот, кто рискует своей жизнью ради спасения ближнего, своей Родины, или для Общего Блага. ГЕРОИЗМ всегда связан с общеполезным поступком, самопожертвованием, энтузиазмом, отказ от земного благополучия, тихой, сытной, мирной жизни. Обычно такие люди участвуют в каких-то грандиозных проектах, так , например, освоение целины, нефтегазовых месторождений Сибири, или строительство БАМА.
-Ребята, назовите имена героев, людей, которые отдали свои жизни за то, что мы сегодня имеем.
11. Рассказы детей о героях.
12. Письмо от ветерана. Видеоролик.
-Ребята, нам с вами пришло письмо от ветерана Великой Отечественной Войны, давайте с вами его прочитаем (чтение стихотворения В. Степанова "Рассказ ветерана") Я, ребята, на войне В бой ходил, горел в огне. Мёрз в окопах под Москвой, Но, как видите, - живой. Не имел, ребята, права Я замёрзнуть на снегу, Утонуть на переправах, Дом родной отдать врагу. Должен был прийти я к маме, Хлеб растить, косить траву. В День Победы вместе с вами Видеть неба синеву. Помнить всех, кто в горький час Сам погиб, а землю спас… Я веду сегодня речь Вот о чём, ребята: Надо Родину беречь По-солдатски свято!
-Ребята, о чем нас просит бывший солдат, ветеран войны?(Надо Родину беречь)
13. Работа над понятием «подвиг».
-Что совершали солдаты на войне ради любви к Родине?(подвиг)(на доску вывешивается карточка со словом ПОДВИГ) -Что такое подвиг? (ответы детей)
СЛАЙД
Толковый словарь Ожегова` -а, м. Героический, самоотверженный поступок. Малый академический словарь` Героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях.
Само слово «ПОДВИГ» предполагает некоторое движение, подвижку.-Как вы думаете, в настоящее время люди могут совершить подвиг? (ответы детей)
Люди труда совершают трудовые подвиги СЛАЙД.(Алла Босова, Георгий Чернов, Лео Бакерия, Леонид Рашаль)
Военные люди – военные подвиги. СЛАЙД
Есть подвиг духовный – это высшая степень подвига, он связан со служением Общему Благу, всему человечеству. (Будда, Христос, Галилей, Сергий Радонежский, Ломоносов, Пифагор, Серафим Саровский).
Есть еще один особый подвиг – подвиг познания. Большинство людей бросают учиться, едва окончив школ. А некоторые и в школе учатся плохо. И только немногие продолжают свою учебу.
И еще одно нужно знать: подвиг не бывает легким и не создается в благополучии теплицы. Подвиг рождается в суровых буднях, во многих жизненных испытаниях.
14. Обобщение-Патриот, патриотизм, герой, героизм?   А можно ли сказать, что это слова синонимы? ДА!
15. Физкультминутка "Каким должен быть герой? " дети становятся в круг и, передавая звезду по кругу, называют качества, которыми должен обладать герой. Смелый, бесстрашный, отважный, дисциплинированный, трудолюбивый, ответственный, мужественный, волевой, умеющий сострадать, т.к. сострадание – основа подвига, правдивый, честный, совестливый, справедливый, искренний, решительный, бдительный, зоркий, наблюдательный, простой и скромный.-Давайте вспомним, на какие вопросы мы хотели ответить на сегодняшнем занятии?
16. ИТОГ
-Что значит служить Родине?(ответы детей)
- Какие душевные качества должны иметь люди, чтобы их работу можно было назвать «служением»? Давайте вместе назовем эти качества.
17. Рефлексия.
- А теперь на журавликах предлагаю написать добрые пожелания нашей великой Родине —России, а также малой Родине – Республике Коми, своему городу и его жителям, друзьям, родным и близким и прикрепить к карте России.
(журавлики прикрепляются к карте России).
-Закончить наш урок хочу словами великого Пушкина:
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы».
— На этом наше мероприятие закончено. Всем большое спасибо!