Элективный курс по подготовке к ОГЭ для 9 класса


Элективный курс «Практикум по математике «Подготовка к ОГЭ»
Пояснительная записка
Данная программа поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса и успешного прохождения ОГЭ.
Подготовка учащихся к ОГЭ осуществляется по следующим направлениям:
- информационная работа (в течение учебного года с девятиклассниками и их родителями проводится изучение нормативно- правовых документов по итоговой аттестации);
- содержательная подготовка (подготовка к ОГЭ требует индивидуального, личностно-ориентированного подхода. Для реализации такого подхода имеются часы индивидуальных занятий по подготовке к ОГЭ по математике. Одним из принципов построения методической подготовки к ОГЭ считается принцип жесткого ограничения времени при выполнении тестов. Считаю, что здесь тоже нужен индивидуальный подход в зависимости от того, какой «актуальный потолок» выбрал для себя каждый ученик, с учётом опережающей цели. Ограничив для себя объём заданий, которые он наверняка должен решить, школьник будет иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех. Если ученик мотивирован только на базовый уровень, то не стоит нагнетать напряжение, работать в скоростном режиме, а лучше спокойно и внимательно решать задания и осуществлять самоконтроль и самопроверку. Отведённого времени также вполне хватает и на решение заданий повышенного уровня. К жесткому самоконтролю времени следует приучать только тех учащихся, которые подготовлены к выполнению заданий 2 части экзамена. Неотъемлемым элементом подготовки к ОГЭ является обучение заполнению бланков); - психологическая подготовка.
Итоговый письменный экзамен по математике за курс 9 класса сдают все учащиеся девятых классов. В последнее время в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Особенности такого экзамена:
состоит из двух частей;
на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме;
вторая часть - в традиционной форме;
оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
Данная разноуровневая программа рассчитана на 34 часов занятий, которые проводятся с учащимися 9 класса. Программа дает широкие возможности повторения и обобщения курса алгебры. По мере изучения курса учащиеся имеют возможность систематизировать знания, методы решения задач, формируются внутрипредметные и межпредметные связи.
Цель данной программы:
Преодолеть несоответствие количества отведенных на изучение математики часов тем требованиям, которые предъявляются к знаниям учащихся, их умениям и навыкам, выработанным на уроках математики, другими школьными предметами использующими аппарат этой науки.
Подготовить учащихся к сдаче экзамена по алгебре и геометрии в новой форме.
Занятия программы направлены на систематизацию знаний. Формы организации учебного процесса направлены на углубление индивидуализации процесса обучения. Основным результатом является успешное выполнение заданий экзамена. Практическое использование занятий состоит в возможности успешно сдать экзамен по алгебре, а также объективно оценить уровень своих знаний.
Формы контроля знаний
Математические диктанты, самостоятельные работы, программируемый контроль знаний (тестовые задания).
Содержание программы.
1. Выражения и преобразования.
Числовые подстановки в буквенные выражения. Формулы. Приближенные значения. Округление чисел. Буквенные выражения. Степень с целым показателем. Многочлены. Преобразование выражений. Квадратные корни Алгебраические дроби. Квадратные корни. Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессия
2. Уравнения и неравенства.
Равносильность уравнений. Теоремы о равносильности уравнений. Общие приемы решения уравнений: метод разложения на множители, метод замены переменной, использование свойств функций, использование графиков. Решение уравнений. Системы уравнений с двумя переменными. Неравенства с одной переменной. Иррациональные уравнения. Уравнения, содержащие неизвестное под знаком модуля. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля
3. Функции.
Числовые функции и их свойства: монотонность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значения функции на заданном промежутке. Определение функции. Способы задания функции. Четные и нечетные функции, особенности их графиков. Наглядно геометрические представления о непрерывности и выпуклости функций.
4. Числа и вычисления.
Проценты. Пропорции. Решение текстовых задач: задачи на движение, задачи на работу, задачи на десятичную форму записи числа, задачи на концентрацию, смеси и сплавы.
Требования к уровню подготовки девятиклассников
В результате изучения программы на повышенном уровне ученик должен
знать / понимать:
– значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
– идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
– значение идей, методов и результатов алгебры для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
– универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
– различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
– вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Числовые и буквенные выражения
уметь:
– выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
– применять понятия, связанные с делимостью целых чисел при решении математических задач;
– проводить преобразование числовых и буквенных выражений.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
Функции и графики
уметь:
– определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
– строить графики изученных функций, выполнять преобразование графиков;
– описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
– решать уравнения, системы уравнений, неравенства; используя свойства функций и их графические представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Уравнения и неравенства
уметь:
– решать тригонометрические уравнения;
– доказывать несложные неравенства;
– находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
– решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– построения и исследования простейших математических моделей.
Календарно-тематическое планирование курса «Практикум по математике «Подготовка к «ОГЭ» В 9Б классе.
1ч в неделю, всего 34 ч.

Дата Тема Кол-во часов Дата
Числа 2 1 Вычисления 1 2 Упрощение выражений 1 Буквенные выражения 2 3 Нахождение значений выражения 1 4 Упрощение выражений 1 Тождественные преобразования 4 5 Сокращение дробей 1 6 Разложение на множители 1 7 Упрощение выражений 1 8 Доказательство тождеств 1 9 Проверочный тест 1 Уравнения и системы уравнений 10 10 Линейные уравнения 1 11 Дробно-рациональные уравнения 1 12 Квадратные уравнения 1 13 Биквадратные уравнения 1 14 Решение уравнений введением новой переменной 1 15 Решение задач с помощью уравнений 1 16 Системы уравнений 1 17 Решение систем уравнений способом подстановки 1 18 Решение систем уравнений способом сложения 1 19 Решение задач с помощью систем уравнений 1 20 Проверочный тест 1 Неравенства 4 21 Линейные неравенства 1 22 Дробно-рациональные неравенства 1 23 Квадратичные неравенства 1 24 Системы неравенств 1 25 Проверочный тест 1 Последовательности и прогрессии 2 26 Арифметическая прогрессия 1 27 Геометрическая прогрессия 1 Функции и их графики 3 28 Линейная функция 1 29 Квадратичная функция 1 30 Кубическая функция 1 31-34
Упражнения на все темы
Написание проверочного тестирования по всем темам 4
Список электронных ресурсов:

http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и
Сайт Ларина
Диагностические и тренировочные работы по системе СтатГрадСайт Гущина «Решу ЕГЭ»