Проект «Осень, осень в гости просим» (II-я младшая группа)



Проект
«Осень, осень в гости просим»
(II-я младшая группа)
Разработала воспитатель: Будак Т.М.
Описание проекта
на тему: «Осень, осень в гости просим»
Тип проекта: познавательно-творческий.
По количеству участников: коллективный.
Участники проекта: воспитатели, дети 2-й младшей группы, родители.
По продолжительности: краткосрочный в рамках тематической недели.
Актуальность: 
В образовательном процессе младших дошкольников не предусматривается глубокое знание об осени.  А часто наблюдение за изменениями в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным. А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы  или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы  все виды восприятия.
Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке.
Ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.
Проблема:
Дети нашей группы любят наблюдать за явлениями природы, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания.
Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей; обратить внимание детей на красоту природы родного края, буйство осенних красок. Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
1. Дать элементарные представление об осени, как времени года. 2. Вызывать интерес к исследованию природы родного края.
3. Формировать умение детей рассматривать иллюстрации, понимать их сюжет, отвечать на вопросы воспитателя.
4. Расширять представления детей о материалах для продуктивной деятельности при помощи которых можно выражать увиденное и обследованное.
5. Побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при помощи активной речи, постепенно отходя от мимики и жестов.
6.Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
7.Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приёмы:
- чтение воспитателем произведений об осени;
- рассматривание иллюстраций ;- загадывание загадок об осени;
- беседы об осени с элементами диалога;
- ответы детей на вопросы воспитателя;
- проведение дидактических игр;
- выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду;
- совместная с родителями выставка детского творчества об осени;
- проведение развлечений.
Форма организации детей: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкально- художественная, трудовая, чтение художественной литературы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, беседы о героях сказок, их поступках, заучивание малых фольклорных форм, придумывание детьми сказок, разгадывание загадок.
Ожидаемый результат:
Любознательный, активный активность в продуктивной деятельности, в разговоре.
Эмоционально - отзывчивый чувство ритма и мелодики поэтического текста.
проявление эмоционального отношения к литературным произведениям.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;
умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;
умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи стремление создать выразительный и интересный образ с помощью использования карт.
умение самостоятельно делать выводы;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
умение сосредоточенно действовать в течение 15мин.;
Этапы реализации проекта.
I этап. Организационный.
составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, систематизации воспитательно-образовательного процесса.
Родители:1. Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок.2. Дома вместе с детьми изготавливать поделки из природного материала для выставки в детском саду.3. Принести фотографии детей для осенней выставки.
II этап. Планирование реализации проекта.
определение задач воспитательно-образовательной работы;
планирование деятельности педагогов;
разделение на творческие группы реализации задуманного;
объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дидактические игры Сюжетно-ролевые игры Подвижные игры
1. «Отгадай и назови» Цель: классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам. 
2. «Угадай по вкусу»Цель: упражнять детей в различении овощей и фруктов по вкусовым качествам. Активизировать словарь: сладкий, солёный, горький и тд. Развивать память, сосредоточенность.
3. «Найди такой же цветок» Цель: упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
4. «Найди свой листок»
Цели: Развитие зрительного внимания.
5. «Такие разные листочки»
Цели: Сравнение листочков разных деревьев по цвету и величине.
 6. «Разноцветные тучки»
Цели: Развитие умения сравнивать предметы по цвету.
«Магазин продуктов» Цель: обогащение сюжета.
«Детский сад»«Одень куклу на прогулку» «Готовим салат» Цель: закрепить знания об овощах и фруктах
«Таблетки растут на грядке». Цель: закрепить знания об овощах и фруктах
«Семья» обогащение сюжета (угостим гостей ягодами и грибами).
«Пора обедать» Цель: закрепить знания об овощах и фруктах
«В гости к бабушке»;
1. «Кто быстрее соберёт урожай»
Цель: развивать быстроту, ловкость.
2. «Огуречик, огуречик »
Цель: согласовывать слова с движениями, упражнять детей в беге, прыжках.
3. «Собери морковку»
Цель: развивать быстроту, ловкость, учить собирать предмет из частей.
4. «Куры в огороде»
Цель: учить быстро реагировать на сигнал, упражнять детей в прыжках
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи темные». Т. Попатенко «Листопад»; сказка «У страха глаза велики»; М. Павлова «Земляничка»; потешки «Сорока-сорока», «Травка-муравка»; Э. Манковская «Жадина»; В. Викторова «Последнее яблоко»; В. Сутеев «Мешок яблок»; «Купите лук»; А. Прокофьев «Огород»; р. м. и. «сидит белка на тележке…»; «Мы делили апельсин». р.н.с. «Кот, петух и лиса»; А. Плещеев «Осень наступила», «Листопад» В. Мирович; А. Кольцов «Дуют ветры»; М. Пришвин «Листопад»; потешки «Дождик – дождик веселей!», «Птичка – невеличка»; Е. Благинина «Улетают, улетай»; О. Дрид «Своя погода». «Если на деревьях листья пожелтели… »
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Рисование (темы) Аппликация Лепка (темы)
«Большие и маленькие яблоки»
Цель: познакомить детей с предметами круглой формы, побуждать обводить форму по контуру пальцами одной и другой руки, называя ее круглое яблоко, развивать умение держать карандаш, развивать эстетическое восприятие.
«Помидоры на блюде»
Цель: развивать умение держать карандаш, рисовать предметы круглой формы, развивать кисти рук, формировать умение и навыки аккуратно закрашивать рисунок.
«Ягодка за ягодкой» (нетрадиционная техника)
Цель: показать возможность сочетания изотехники, развивать чувство ритма и композиции, воспитывать интерес к природе, расширять знания о ягодах.
«Груши на тарелочке»
Цель: закреплять умения наклеивать предметы одной формы, но разного размера, формировать навыки аккуратности работы с клеем.
«Овощи: огурец и помидор»
Цель: упражнять детей в умении лепить предметы овальной и круглой формы, формировать навыки аккуратно пользоваться пластилином, закреплять умение делить кусок пластилина на маленькие кусочки.
«Грибочки на пенечке»
Цель: развивать умение лепить фигуру из 2-х частей, показать приемы лепки – моделирование шляпки гриба, обратить внимание на необходимость прочного соединения частей, воспитывать аккуратность в работе.
КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Из конструктора Из природного материала Ручной труд
Машины везут урожай в детский сад
«Строим забор для огорода» - учить ставить кирпич на узкую грань, чередовать кирпичи по цвету. Ёжик несёт угощенье своим друзьям (из семечек) Короб для овощей и фруктов (из картона)
«Посадим огород» - учить работать по схеме, закрепить знание геометрических фигур.
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Беседы Фольклор Работа в книжном уголке
«Какие овощи едят сырыми? » «Деревья на участке детского сада осенью «Время года – осень».«Как изменилась одежда людей»«Какая сегодня погода»«Наши деревья»«Что мы видели по дороге в детский сад». Песенки
Загадки
Сказки
Потешки
Пословицы
Поговорки Выставка репродукций об осени
Подбор иллюстраций об осени
Изготовление книжек малюток из рисунков детей и родителей об осени
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Настольный театр Кукольный театр
« Пых»
« Репка» тетрализованная игра – ситуация «Мокрые дорожки»;
тетрализованная игра «Кто из нас из овощей…»; Всех нужней я и вкусней
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Явления общественной жизни Предметный мир
Экологическая тропа:
«Деревья на участке»
«Собираем урожай на огороде» Знакомство с грибами, ягодами, овощами, фруктами, деревьями осенью.
ДОСУГИ, РАЗВЛечения Викторина: «Кто из какой сказки»
Развлечение: «Осенний праздник»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Беседы Наглядность Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей
«О пользе фруктов и овощей»
«Можно ли детям грибы»
«Как одеть ребенка на прогулку»
Консультации:
«Здравствуй, осень золотая»
«Витаминный календарь для детей»
«Осенью на прогулке»
Изготовление поделок из овощей и фруктов
Подбор репродукций иллюстраций об осени
Рисунки об осени
IV. Заключительный этап:
Анализ о проделанной работе.
Результаты работы по проекту.
Итоговая НОД «Осень, осень в гости просим».
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ:
1. Оформлена фотовыставка
2. Пополнена картотека дидактических игр, загадок об осени.
3. Оформлена выставка творческих работ детей.
4. Конспекты бесед, НОД.
5. Оформлена выставка поделок «Осенняя фантазия».

Выводы
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; полюбили слушать стихи и рассказы об осени в исполнении педагога; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности научились разыгрывать знакомые сюжеты с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают свои сказки об овощах и фруктах. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении тематического альбома «Золотая осень» (совместно с детьми) ; приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте; сблизила детей, родителей.
Список используемой литературы:
1. Л.В. Кокуева Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М.: АРКТИ,2005 (развитие и воспитание)
2.Д.Н.Колдина Лепка и рисование с детьми  2-3 года. Конспекты занятий. Издательство «Мозаика – Синтез»2007
3.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Пр. и
методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2005
4.Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологическихпредставлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. -
М. : Мозаика-Синтез, 2007
5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008
6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, пособие для воспитателей детского сада под ред. Новоселовой. Москва: "Просвещение", 1984
7. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С Комаровой. Первая младшая группа. Мозаика- Синтез 2о1о
8. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет.-Волгоград: Учитель, 2014.
9. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
10. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007