Урок мужества 1 класс на тему: Жить значит Родине служить


Урок мужества в 1 классе «Жить значит Родине служить».
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
- Ребята, что такое Родина? (Дети отвечают.)
(На доску прикрепляется слово Родина.)
Родина – это территория, где человек родился, среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается. Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живёт и, которая стала для него родной и близкой.
- Как называется наша большая Родина? (На доску прикрепляется слово Россия.)
Ученик:
В сердце ты у каждого,Родина – Россия,Белые берёзки, колос золотой.Нет тебя привольней,Нет тебя красивей…Нет другой на светеРодины такой!
Звучит песня «Отчего так в России берёзы шумят?» (группа «Любэ»).
- Малая Родина – это место рождения и становления человека как личности. Как называется наша малая Родина? (На доску прикрепляется слово ст.Скосырская)
Ученики читают стихотворение «Моя станица»
Гудками синий воздух стремится,Гремят вагоны на бегу…И вот – разноликая станицаНа нашей реки берегу.Огнём и временем не сгублена, Она в молодой своей поре,Хоть первый дом его был срубленЕщё, наверно, при Петре.Как из гранита, право слово,На зорях трубами дымя,Расселись кряжисто, кондовоИз бурых лиственниц дома.И, как на небе хлебозоры,Светлы, легки на тех домахКоньки резные да подзоры,Да ставней кружевных размах.И этой сказки деревянной,К нам долетевшей сквозь года,Случайный путник, гость ли званый –Ты не забудешь никогда…РодинаРоссия
Моя станица.
- В какой области находится наша станица?
- А. Твардовский писал: «Эта малая Родина со своим обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной, ребяческой души, и с годами от той отдельной и малой Родины он приходит к той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом – для всех одна.»Осознанная любовь к Родине у каждого человека возникает в своё время. Одно несомненно: Вначале это происходит подобно тому, как растение тянется к солнцу, а ребёнок – к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, постепенно осознаёт величайшую истину – что он принадлежит Родине, отвечает за неё. Так рождается гражданин-патриот.
- Ребята, как вы понимаете пословицу «Жить – Родине служить!»?
Многое может родная земля! Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли – долг тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Люди в разное время совершали и совершают подвиги во имя любви к своей Родине, во имя любви к своему народу.
- Ребята, а что такое подвиг? (Дети отвечают.)
Подвиг – это значит – в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
Ученик:
Была война, прошла война,Над полем боя тишина.Но по стране, по тишинеИдут легенды о войне.
Во время войны весь народ встал на защиту своей Родины. Люди не говорили громких слов о патриотическом воспитании и любви к Родине, они не испугались и проявляли выдержку, совершали подвиги.
(рассказ о ванне дектяреве)
В берлинском Трептов-парке на высоком постаменте стоит памятник: советский солдат держит в одной руке меч, а другой бережно прижимает к груди спасённую им немецкую девочку. Скульптор воплотил в этом монументе подвиг советских воинов, освободивших мир от фашизма.Солдата из Трептов-парка знает весь мир. Но не всем известно, что у бронзового воина есть конкретный прототип. В 1965г. Маршал Советского Союза В.И.Чуйков назвал имя солдата, чей образ запечатлён в монументе: гвардии старший сержант, знаменщик 220-го гвардейского полка Николай Иванович Масалов.Н.И.Масалов родился и вырос в посёлке Тяжинском Кемеровской области, оттуда ушёл на фронт. Он прошёл трудный боевой путь. Летом 1943 г. Н.И.Масалов стал командиром отделения, а перед операцией «Висла-Одер» был назначен знаменщиком полка. Физически сильный, сметливый и расторопный, гвардии сержант Николай Масалов пронёс гвардейское знамя до Одера, шёл с ним до штурма Зееловских высот. Он донёс его до Берлина.За час до начала штурма берлинского района Тиргартен полк занял позицию у Ландвер-канала. Вдруг в напряжённой, словно бы предгрозовой тишине послышался детский голос, с отчаянием звавший:- Мутти, мути!- Мать зовёт… - сказал кто-то из солдат.- Это под мостом, - услышал замполит хриплый голос Масалова.- Ты уверен?- Да, под мостом,- повторил Николай,- я примерно знаю, где. Разрешите?Секунду поколебавшись, майор приказал:- Иди!Впереди была безлюдная площадь, которая простреливалась справа и слева, под буграми и трещинами асфальта могли быть мины. Масалов медленно пополз. Он пересёк площадь, укрылся за выступом бетонированного барьера вдоль канала, замер. Собравшись с силами, Николай быстро перелез через барьер. Справа короткими прицельными очередями застрочил немецкий крупнокалиберный пулемёт, второй, третий. Товарищам Масалова секунды казались часами. Затем пулемёты смолкли, не слышно стало и ребёнка. Неужели всё напрасно?Пулемётчики прекратили стрельбу, потеряв Масалова из виду. Он успел скрыться под мостом через канал, там, откуда слышался плач. Николай увидел убитую молодую женщину, рядом с ней лежал узелок с одеждой. По ранам на её спине Масалов понял, что произошло. Видимо, женщина бежала из фашистского логова, и эсесовцы стреляли ей в спину. К убитой матери припала плачущая девочка лет трёх, в белом платьице в горошек. Масалов взял её на руки, она тут же смолкла.Десять минут солдаты ждали Масалова. Затем несколько из них, не сговариваясь, приготовились к броску – на помощь Николаю. И тут услышали его голос:- Я с ребёнком! Прикройте огнём. Пулемёт справа на балконе дома с колоннами.Как раз в этот момент командующий артиллерией генерал Пожарский дал команду:- Огонь!Началась артподготовка. Николай Масалов распрямился и, чётко печатая шаг прошёл через площадь с девочкой на руках.Казалось, весь фронт салютуют подвигу русского солдата.А через несколько недель в полк приехал скульптор Е.В.Вучетич и сразу же разыскал Масалова. Сделал с него несколько набросков.
Народ совершал подвиги не только в военное время, но и в мирное. Существует много профессий, в которых люди очень часто рискуют своей жизнью, спасая других или просто помогают людям.
Ученик:
Так много есть профессий,И так они различны.И все они полезны,И все они отличны.
30-летний Александр Котов, прапорщик милиции отдельного батальона ППС Новокузнецка ехал со смены со своими коллегами около двух ночи и увидел зарево на соседней улице. На улице Горбуновской горел дом. Сени, крыша уже полыхали вовсю, внутри дым сплошной пеленой, а народа вокруг ни души…Плотная завеса дыма не давала увидеть, есть ли внутри кто живой. Входная дверь была охвачена огнём, и парни решили разбить окно, чтобы удостовериться, что дом пустой. И хотя милиционеры знали, что этого нельзя делать, дабы огонь не разгорелся сильнее, всё же рискнули. Прислушались, в комнате звуки. Александр Котов решил, что там может быть человек. Лезть внутрь было очень страшно, ведь он сам мог задохнуться или могла обрушиться горящая крыша, а у него жена и сын пяти лет. Между тем напарники – старшина Юрий Анищенко и старший сержант Юрий Климчук – вызвали пожарных и «Скорую». И отогнали патрульную машину с узкой улочки. Александр же залез в дом через разбитое стекло. Схватил со стола какую-то тряпку и обмотал ею лицо. А затем, прикрывшись сверху столом, на случай обвала, начал ползком передвигаться по комнате в поисках хозяина. Жар был очень сильный, а дым настолько густой, что ему не хватало воздуха даже на 2-3 минуты, приходилось возвращаться к окну. Только с седьмого захода он нащупал ногу, схватил мужика на руки, как ребёнка, и бегом к окну. А там ждали ребята, пожарные и медики...
- В каких ещё профессиях люди совершают подвиги? (Обращаю внимание на иллюстрации на доске.)
- Человек трудится, принося пользу своему народу, своей Родине. Совершает трудовые подвиги.
Ученик рассказывает стихотворение В.Лифшица «Труд».
Стол, за которым ты сидишь,Кровать, в которой ты уснёшь,Тетрадь, ботинки, пара лыж,Тарелка, вилка, ложка, нож,И каждый гвоздь,И каждый дом,И каждый ломтик хлеба – Всё это создано трудом,А не свалилось с неба!За всё, что создано для нас,Мы благодарны людям,Придёт пора, настанет час –И мы трудиться будем.
За все свои подвиги люди ничего не просят. Они это делают не из за выгоды, а позову сердца.
Давайте все вместе громко скажем им большое…Спасибо!
Ученик: 1
В сердце ты у каждого,Родина – Россия,Белые берёзки, колос золотой.Нет тебя привольней,Нет тебя красивей…Нет другой на светеРодины такой!
Ученик: 2 читает стихотворение «Моя станица»
Гудками синий воздух стремится,Гремят вагоны на бегу…И вот она – разноликая станицаНа нашей реки берегу.Огнём и временем не сгублена, Она в молодой своей поре,Хоть первый дом его был срубленЕщё, наверно, при Петре.Как из гранита, право слово,На зорях трубами дымя,Расселись кряжисто, кондовоИз бурых лиственниц дома.И, как на небе хлебозоры,Светлы, легки на тех домахКоньки резные да подзоры,Да ставней кружевных размах.И этой сказки деревянной,К нам долетевшей сквозь года,Случайный путник, гость ли званый –Ты не забудешь никогда…РодинаРоссия
Моя станица.
Ученик: 3
Была война, прошла война,Над полем боя тишина.Но по стране, по тишинеИдут легенды о войне.
Ученик: 4
Так много есть профессий,И так они различны.И все они полезны,И все они отличны.
Ученик : 5
Стол, за которым ты сидишь,Кровать, в которой ты уснёшь,Тетрадь, ботинки, пара лыж,Тарелка, вилка, ложка, нож,И каждый гвоздь,И каждый дом,И каждый ломтик хлеба – Всё это создано трудом,А не свалилось с неба!За всё, что создано для нас,Мы благодарны людям,Придёт пора, настанет час –И мы трудиться будем.