Аналитический отчёт за межаттестационный перод логопеда детского сада. Защита на высшую категорию


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
– детский сад общеразвивающего вида «Росток»
(МАДОУ детский сад «Росток»)
624130, Свердловская область, г.Новоуральск, ул. Победы, д.28Б
тел.(fax) 3-39-45, тел. 3-08-50, 3-37-77
e-mail: madou.rostok@mail.ru www/http://rostok-nu.tvoysadik.ru
ИНН/КПП 6682003348/668201001


Аналитический отчет по результатам профессиональной деятельности в межаттестационный период (2014 – 2016 гг.) учителя-логопеда первой квалификационной категории МАДОУ НГО - детский сад общеразвивающего вида «Росток», структурное подразделение д/с № 35 «Аленький цветочек» Зайцевой Валерии Валентиновны.Новоуральск, 2016 г.
Содержание
Разделы аналитического отчёта
страница
Актуальность профессиональной деятельности 2
Аналитическая часть 5
Результаты профессиональной деятельности 22
Проектная часть 28
Используемая литература
29

Актуальность профессиональной деятельности
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи, американский педагог и философ.
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования.
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества и приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
Согласно Закону РФ «Об образовании» от 29.12.2012 273-ФЗ, дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, "с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
ФГОС ДО обеспечивает государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования. Руководитель рабочей группы ведущих экспертов в сфере дошкольного образования директора Федерального института развития образования Александр Асмолов высказал свою точку зрения о данном документе: «в соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг».
Идеология федеральных государственных образовательных стандартов направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается уделять особое внимание формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детьми на этапе завершения дошкольного образования нацеливают нас на создание условий для формирования инициативности, любознательности, самостоятельности, способности ребёнка к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Немало важным фактором развития социальной успешности ребёнка является владение достаточно хорошей устной речью, умение выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строить речевое высказывание в ситуации общения.
Практика логопедической работы в межаттестационный период показала увеличение количества детей с нарушением речи в группах общеразвивающей направленности. Также наблюдается тенденция к увеличению количества сочетанных диагнозов: эти тревожные факты находят подтверждение в работах Е.Н. Винарской, З.А. Репиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой и других ученых. Это подтверждается следующими данными:
96376624293900увеличение числа воспитанников ДОУ с нарушенными звуками с 76 % до 92%;
увеличение количества детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией лёгкой и средней степени тяжести с 56 % до 80%;
93408524955500
939984221584200увеличение количества детей с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией средней степени тяжести с 8 % до 20%;
у 35% детей отмечена сочетанность диагнозов с существенными отклонениями в анатомическом строении периферического речевого аппарата (дефекты прикуса, укороченная подъязычная уздечка и др.)
У многих детей с нарушениями речи психические функции имеют своеобразное развитие, что приводит к разной степени выраженности отставания в психическом развитии и трудностям обучения, о чем указывает ряд авторов (Г.В. Волкова, М.Б. Елисеева, Н.Л. Крылова, Л.Г. Ефремова и др.)
Ощущения и восприятие:
• нарушения фонематического восприятия;
• бедность и недифференцированность зрительных образов;
• непрочная связь слова со зрительным представлением предмета;
• недостаточная сформированность целостного зрительного образа предмета;
• сравнение с образцом преимущественно путем примеривания, а не зрительного соотнесения;
• пространственные нарушения (трудности ориентировки в пространстве, при письме, при рисовании, при конструировании).
Внимание:
• неустойчивый характер внимания;
• более низкий уровень произвольного внимания;
• трудности сосредоточения в условиях словесной инструкции;
• трудности переключения;
• трудности в распределении внимания между практическим действием и речью (детям свойственны речевые реакции уточняющего и констатирующего характера);
• частые отвлечения от задания;
• низкий самоконтроль (дети не замечают свои ошибки и самостоятельно не исправляют их).
Память:
• снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;
• относительно сохранно смысловое, логическое запоминание.
Мышление:
• отставание в развитии наглядно-образного мышления (в большинстве случаев связано с тяжестью речевого дефекта);
• трудности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умозаключения по аналогии;
• недостаточная сформированность внутренней речи, проявляющаяся при переходе речевых образований в мыслительные и наоборот;
• недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов;
• трудности в установлении причинно-следственных связей.
Воображение:
• низкий уровень продуктивного воображения;
• быстрая истощаемость процессов воображения;
• словесное творчество снижено (ответы односложны, рассказы бедны).
Моторика:
• нарушения равновесия и координации движений;
• недифференцированность движений пальцев рук;
• недифференцированность артикуляционных движений.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности:
• пассивность;
• низкая работоспособность;
• неадекватная самооценка;
• расстройства настроения.
Комплексный характер речевых нарушений в сочетании с эмоционально-волевыми и психологическими особенностями создает дополнительные сложности для качественного усвоения воспитанниками содержания основной образовательной программы дошкольного образования. Поэтому в настоящее время одним из актуальных вопросов коррекционной педагогики является поиск средств по повышению эффективности и качества логопедического сопровождения детей дошкольного возраста в преодолении нарушений речи в условиях реализации ФГОС ДО.
В нашем детском саду создан дошкольный логопедический пункт, который показал целесообразность данной формы работы наряду с имеющимися формами организации логопедической помощи детям дошкольного возраста.
Логопедический пункт в детском саду сформирован для оказания коррекционной помощи детям 5 – 7 летнего возраста, имеющим различные речевые нарушения. Работа по коррекции речи детей на логопункте начинается с сентября. Занятия с каждым ребенком продолжаются от 3 до 9 месяцев.
«Пропускная способность» логопункта нашего детского сада предусматривает 25 воспитанников в учебный год. В то же время контингент детей, нуждающихся в логопедической помощи на несколько порядков выше. Более того, на основании итогов психолого-медико-педагогических консилиумов детского сада и логопедического обследования воспитанников младших, средних и старших групп, можно сделать вывод, что число этих детей неуклонно растет. В связи с этим встаёт острая необходимость в создании условий для оказания качественной логопедической помощи большему количеству воспитанников.
Возникло противоречие между возросшими требованиями государства к качеству дошкольного образования и ухудшение фона психофизического здоровья детей, включая увеличение числа детей с речевой патологией.
В связи с этим обозначена проблема: поиск новых форм, инновационных технологий и средств для повышения эффективности, и качества коррекционно-развивающего процесса.
Определён объект анализа: профессиональная деятельность в межаттестационный период.
Цель анализа: проанализировать и дать оценку логопедического сопровождения коррекционно - образовательного процесса в условиях логопункта, направленного на обеспечение качества дошкольного образования посредством внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.
Данная цель конкретизирована следующими задачами:
- освоить и качественно внедрить в систему коррекционной работы современные информационно-коммуникационных технологии, направленные на коррекцию нарушений
структурных компонентов речи;
- обеспечить субъектность участников коррекционно-образовательного процесса через внедрение интерактивных форм взаимодействия и повышение логопедической компетентности родителей.
Анализ содержания, форм, методов и условий внедрения в систему коррекционной работы в условиях логопункта, современных информационно-коммуникационных технологий.
«Новые знания и технологии не должны лежать под сукном, не должны оставаться мертвым грузом. Мы с вами все прекрасно понимаем — такой капитал, как известно, очень быстро обесценивается и стареет. Чтобы этого не произошло, предстоит сформировать и заново создать механизмы распространения информации, сделать ее открытой и максимально доступной, через использование ИКТ»
В.В. Путин
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века. Дети XXI века живут в эпоху информатизации общества. Они легко осваивают новейшие информационные и компьютерные устройства и гаджеты. Мощный поток информации, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на их восприятие окружающего мира. Ребенок с большим удовольствием смотрит телевизор, чем читает книгу. Существенно изменились любимые герои и увлечения, а также и ведущий вид деятельности - игра.
Поэтому, педагогу, идущему в ногу с современной жизнью, необходимо вносить в процесс обучения новые формы и методы, отвечающие современным подходам в воспитании, коррекции и развитии воспитанников, заинтересовать их, сделать обучение привлекательным и осознанным. Чтобы сделать детей активными участниками образовательного процесса.
Включение обучающих компьютерных игр и средств мультимедиа в коррекционно-образовательный процесс способствует активизации мыслительной деятельности детей, развитию их личностных способностей, созданию условий для формирования положительной мотивации и индивидуализации обучения.
Известно, что использование интерактивных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей с ОВЗ, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом. А также, способствует увеличению «пропускную способности» логопункта.
Применение ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях обосновано государственными программами и нормативно-правовыми документами, принятыми (на государственном уровне):
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», от 17 октября 2013 г. № 1155
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф
Стратегия развития информационного общества;
Программа «Электронная Россия».
Таким образом, применение в коррекционно-образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий, с учётом закономерностей и особенностей развития детей с нарушением речи разной этиологии, позволит значительно повысить эффективность коррекционной работы в условиях логопункта.
Реализация первой задачи в межаттестационный период осуществлялась в соответствии со следующими этапами:
I этап.
Изучение и анализ нормативно-правовой базы, психологической и педагогической, специальной литературы по проблеме использования информационных компьютерных технологий в образовательном процессе.
II этап.
Изучение, апробация и внедрение оптимальных форм и методов ИКТ в логопедическую работу. Создание серии интерактивных упражнений и заданий на коррекцию и развитие структурных компонентов речи «Мультимедиа для дошколят».
III этап.
Обобщение опыта работы по использованию ИКТ в логопедической работе, представление результатов положительного опыта педагогическому сообществу.
Анализ этапов инновационной деятельности в коррекционном процессе.
I этап. Аналитический.
В рамках решения первой задачи целенаправленно изучила и проанализировала нормативно-правовую базу, современную научно-исследовательскую и методическую литературу по вопросу использования ИКТ в коррекционно-образовательном процессе.
Методологической и теоретической основой выбранного приоритетного направления работы явились следующие исследования, методические рекомендации, способствующие определению базовых подходов к решению проблемы:
по системному подходу к изучению и коррекции речевых расстройств - Н. И. Нищева;
по психолого-педагогическим основам развития личности ребенка – Л.С. Выгодского;
по методике изучения состояния звуковой стороны речи, определения критериев оценки звуковой стороны речи – М.А. Поваляевой;
по особенностям фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с дизартрией и методике их преодоления – Л.В. Лопатиной, Т.А.Ткаченко, В.В. Коноваленко.
по этиологии и классификации нарушений речи, особенностям обучения и воспитания детей с нарушениями речи – Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой и др.;
по применению компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В.В. Рубцов, И.А. Морев и др.;
по концептуальным основам применения информационных технологий в специальном образовании - О.И.Кукушкина;
Теоретическую основу моего опыта составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина, А.Н. Корнев); деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепция применения компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, И.А. Морев и др.); концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина).
В историческом развитии человека компьютер, по мнению А. Н. Леонтьева, «с психологической точки зрения может рассматриваться как новое сложное орудие, опосредствующее умственную деятельность человека, которой передаются исполнительские интеллектуальные функции».
Современные исследования в области дошкольной педагогики С. П. Первина, М. А. Холодной, Ю. М. Горвиц свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности.
Мышление, в соответствии с выдвинутой А. В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач ведет к её осуществлению на всё более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.
Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
глубже постигаются понятия числа и множества;
быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
тренируется эффективность внимания и память;
раньше овладевают чтением и письмом;
активно пополняется словарный запас;
развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
развивается воображение и творческие способности.
Новые компьютерные технологии применяются и в специальном образовании, как отмечает О. И. Кукушкина, прежде всего с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить результативность любой деятельности. При общем недоразвитии речи сложная структура нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Как отмечают Р. Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Кукушкина О.И. отмечает, что современные технические средства позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, основанные на системном, деятельностном, полисенсорном, интерактивном подходах к коррекционному воздействию. В результате активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия и развития положительной мотивации они повышают эффективность коррекции речевых расстройств, преодоления вторичных нарушений, а также общего развития детей.
Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.
Л. П. Гурьева в своих психологических исследованиях выявила, что компьютеризация может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты. Поэтому особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» (п. 8.7. и п. 8.8.) определены требования использования ИКТ в образовательном процессе: продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски, гигиенические требования и пр.
Анализ литературы позволил создать систему интерактивных заданий с использованием ИКТ, опираясь на психолого-педагогические принципы:
принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов;
принципом научности, цель которого – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ предоставляют возможность представления в мультимедийной форме реалистичных, не искаженных информационных материалов (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи), различных игр и презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет;
принцип доступности, отбор наглядного материала, форм и методов организации образовательной деятельности, соответствующих уровню речевого развития детей, их возрастным и индивидуальным особенностям, учитывающих особенности психологической стороны и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи;
принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе;
принцип наглядности подбор материала, сообразного наглядно-образному мышлению дошкольников, то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта;
принцип индивидуального обучения, использование ИКТ для индивидуальных и групповых занятий, позволяющих построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей, как при индивидуальной форме работы, так и при групповой;
принцип объективной оценки результатов деятельности, в компьютерных программах автоматизированная оценка результатов деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме;
принцип воспитывающего обучения, позволяет воспитывать у детей логопатов волевые качества;
принцип интерактивности компьютерных средств, определяется использованием компьютерных программ одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов и оценки результатов.
Таким образом, соблюдение традиционных дидактических принципов создаёт благожелательную атмосферу на занятиях, проводимых с использованием ИКТ.
Дошкольники с нарушениями речи - это дети с функциональным недоразвитием или поражением центральной нервной системы, различной степени выраженности, что обусловливает нарушение формирования компонентов речевой системы, касающихся как звуковой, так и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.). В настоящее время логопункт ДОУ посещают дети с ФНР, ФФНР и ОНР – 4 уровня.
Для понимания особенностей развития речи у детей, посещающих детский сад и связанных с ними трудностями в осуществлении коррекционной работы, мною был проведён анализ контингента воспитанников с речевыми патологиями.
Анализ степени выраженности речевых патологий у детей логопункта
11087102565400010845802080895001102360387477000
II этап. Практический.
На данном этапе решения первой задачи организацию работы осуществляла в следующей последовательности:
Освоение технологии МУЛЬТИМЕДИА.
Создание инновационного продукта «Мультимедиа для дошколят».
Практическое применение «Мультимедиа для дошколят» в коррекционном процессе. Составление методического пособия «SMART-калейдоскоп».
Анализ условий для внедрения в коррекционно-образовательный процесс технологии МУЛЬТИМЕДИА на уровне детского сада.
Материально-техническая база. Использование современных технологий невозможно, если нет соответствующей материально-технической базы, позволяющей применять ИКТ в работе с детьми. В своей практике я использую так называемые аппаратные средства ИКТ: компьютер, ноутбук, интерактивную доску; принтер; сканер; музыкальный центр; цифровой фотоаппарат; видеокамеру; магнитофон; диктофон. Эти средства информационных технологий за последние десятилетия сделали возможным, реальным и удобным сбор различных видов информации об окружающем мире.
Мультимедиа - это современная технология, которая сочетает несколько эффектов: аудио, изображения, анимация, интерактивность и видео). Наряду с программой Microsoft Power Point, я освоила программы SMART Notebook, программу «Киностудия» и программу «Звукозапись». С их помощью научилась создавать: мультимедийные игровые презентации, интерактивные упражнения и задания для электронной доски SMART Board, слайд-шоу, короткие видеоролики. Эти интерактивные средства я активно применяла во всех направлениях логопедической работы (диагностическое, коррекционное, взаимодействие с педагогами и специалистами и родителями).
На основе деятельностного подхода создала «Мультимедиа для дошколят».
«Мультимедиа для дошколят» - это собрание мультимедийных образовательных и игровых ресурсов, имеющих коррекционно–развивающее направленность, включая авторские мультимедийные пособия. Он состоит из цикла мультимедийных игровых презентаций, лицензионных и авторских компьютерных игр, методического сборника и приложения к нему сборника интерактивных заданий и упражнений «SMART-калейдоскоп», ряд авторских видео роликов и слайд-шоу, видеотеку фрагментов фильмов и мультфильмов для студии «Маленькие озвучатели фильмов».
«Мультимедиа для дошколят» охватывает весь спектр логопедической работы с детьми в течение всего учебного года. Материалы подобраны, разработаны и систематизированы по следующим направлениям логопедической коррекции:
1.Диагностика уровня развития речи.
2.Коррекция нарушений звукопроизношения: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков.
3.Обучение грамоте: способствование формированию навыков звукового анализа и синтеза.
4.Развитие лексико-грамматической категории.
5.Развитие связной речи.
6.Развитие оптико-пространственной ориентации.
7.Развитие и подготовка руки к письму.
«Мультимедиа для дошколят», включенный в коррекционно-развивающий процесс на различных этапах обучения, способствует повышению качества и эффективности преодоления речевых нарушений.
Оценка результатов эффективности данной формы работы
50800025019000
52832030353000
Использование «Мультимедиа для дошколят» создаёт ряд преимуществ:
наглядность, эмоциональная привлекательность формирует положительную мотивации к обучению;
информационная емкость обеспечивает полноту раскрытия интеллектуальных способностей личности, повышает эффективность занятий;
музыка, анимация способствует проведения совместной деятельности на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
доступность, мобильность, вариативность помогают обеспечивать высокую степень дифференциации и индивидуализации обучения;
«Мультимедиа для дошколят» не только создаёт аудио, видео, фотографический ряд, обеспечивая эффектное и интересное восприятие каждым воспитанником информации, но и предоставляет возможность для совместной деятельности детей и взрослых при которой ребёнок выступает в позиции субъекта познания, общения и деятельности.
Практическое применение «Мультимедиа для дошколят» в коррекционном процессе.
Диагностическое направление
Для обследования уровня развития речи на основе речевой карты Нищевой Н.В. создала авторский «Электронный альбом обследования речи». Он предполагает самое широкое использование мультимедийных игровых презентаций. Данный наглядный интерактивный диагностический материал можно использовать как при индивидуальном обследовании, так и при наблюдении за развитием речи у подгруппы детей при работе с интерактивной доской. Мультимедийный диагностический материал снижает утомляемость воспитанника при обследовании, раскрепощает его, помогает расположить ребенка к себе и создать у него положительное отношение к процессу диагностики. При обследовании все внимание ребенка сосредоточено на выполнении задания, что очень важно для получения объективности результата.
«Электронный альбом обследования речи» состоит из разделов:
•Обследование звукопроизношения
•Обследование лексической стороны речи
•Обследование грамматической стороны речи
•Обследование связной речи
•Обследование психических процессов.
Стимульный материал презентации создан с учетом гендерного принципа, возраста и интересов современных детей, что способствует индивидуализации процесса обследования речи.
При создании слайдов для обследования звукопроизношения использовала предметы и героев мультфильмов, понятных и близких современным детям («Фиксики», «Лунтик»), реалистичные фотографии природы, животных и зверей. При этом все картинки были анимированные и ребенок мог сам проверить правильность выполнения задания. Так при назывании детёныша, маленький зверек мог двигаться только к своей маме. При обследовании согласования числительных с существительными на экране постепенно возникают предметы и их надо было посчитать, при этом ребенок мог закрасить уже посчитанную фигурку. При обследовании умения образовывать глаголы от звукоподражаний ребенок, назвав слово, проверял как подаёт голос то или иное животное - мяукает кот, мычит корова и др.
При обследовании связной речи ребенок мог сам выбрать серию картинок, а после выполнения сам проверить правильно ли он разложил серию картинок.
Диагностика уровня развития речи воспитанников ДО с использованием «Электронного альбома обследования речи» интерактивного материала значительно сократила сроки и время обследования речи воспитанников не только старшего возраста, но и младшего среднего, тем самым предоставив возможность быстрее составить список воспитанников, рекомендованных к зачислению на логопункт и приступить к непосредственной коррекции нарушений их речи.
На этом этапе была проведено логопедическое обследование. Выявление уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта осуществлялось в процессе проведения традиционного исследования речевой деятельности воспитанников с использованием электронного наглядного материала и специально организованного наблюдения с использованием комплексного подхода к его организации через вовлечение всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей) с целью фиксации образцов произносительных ошибок в речи детей, имеющих речевую патологию. Использована методика Нищевой Н.В.
Для выявления влияния использования ИКТ на качество коррекции произносительной стороны речи проводилось обследование фонетической стороны речи, на основе методических указаний к представленных в «Справочнике логопеда» автора М.В. Поваляевой, где даны критерии оценки звуковой стороны речи, оценка в баллах, уровень развития звуковой стороны речи:
•высокий уровень: правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка; умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении); хорошая регуляция темпа и речевого дыхания – 3 балла;
•средний уровень: неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков – 2 балла;
•низкий уровень: дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации; способность регулировать темп речи и дыхания отсутствует – 1 балл.
Начальная диагностика уровня развития фонетической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста, зачисленных на логопункт
14140208978300

1423448942700
Коррекционное направление
В современных условиях информатизации для успешного решения задач образования педагогу необходимо быть компетентным не только в области грамотного использования готовых электронных образовательных ресурсов, но и в области создания и применения авторских интерактивных заданий и упражнений, реализующих личные методические находки на основе использования прикладных и инструментальных программных средств для мультимедийного сопровождения совместной деятельности взрослого и детей.
В настоящее время существует достаточное количество лицензионных игр по развитию речи. Однако, с их помощью не всегда можно решить коррекционные задачи с учетом индивидуальных особенностей и интересов каждого конкретного ребенка, с учетом особенностей его речевого развития, часто невозможно изменить предлагаемый речевой материал на автоматизацию звуков и адаптировать его для конкретного воспитанника в соответствии с его Индивидуальным маршрутом коррекции речи в условиях логопункта.
Поэтому я самостоятельно разработала и апробировала интерактивные задания и упражнения, использовав программу SMART Notebook, входящую в программное обеспечение Smart Board.
Благодаря надежности, простоте использования и широким возможностям программы SMART Notebook новые, интересные интерактивные задания, творческие упражнения гармонично пополнили традиционный коррекционно-методический материал, создав дополнительные условия для реализации требований ФГОС ДО.
Многочисленные исследования подтверждают особое позитивное воздействие, которое оказывает интерактивная доска на воспитанников с нарушением речи. Разнообразие способов представления информации (аудио-, видеоматериалы, графические изображения и рисунки самих детей, взрослая и детская речь, тактильные ощущения) позволяет задействовать все основные сенсомоторные анализаторы дошкольника, что в свою очередь способствует лучшему усвоению и закреплению материала. Работа с интерактивной доской развивает креативное мышление, делает обучение наглядным и интересным, создаёт дополнительные условия для индивидуализации и дифференциации образования.
Систематизировав полученный интерактивный материал, я составила сборник интерактивных упражнений и заданий «SMART-калейдоскоп».
Сборник «SMART–калейдоскоп» - это последовательный и систематизированный комплекс интерактивных игр и упражнений, который создаёт дополнительные условия:
- для осуществления современного, инновационного подхода к решению коррекционных, образовательных и воспитательных задач, что способствует росту качества коррекционно-развивающего процесса;
- для дозированной подачи учебного материала с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка,
- для адаптации речевого материала к уровню развития речи воспитанника, что является катализатором резкого роста уровня его мотивации;
- для индивидуализации обучения;
- для повышения познавательного интереса;
- для работы с частями и моделями изучаемых объектов и процессов;
- для автоматизированного контроля и самоконтроля.
Цель сборника – способствование эффективной и своевременной коррекции нарушений и речевого развития ребёнка с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Предусматривается решение задачи: создать максимально благоприятные условия для коррекции и развития у детей всех структурных компонентов речи: моторной сферы, психологической базы речи, звуковой стороны речи
Принципы:
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе своего образования (индивидуализация образования);
- индивидуально-личностного подхода, утверждающего субъект-субъектные отношения взрослых и детей в образовательном процессе;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- учета и развития мотивационной сферы дошкольников;
- деятельностного подхода: рассматривает деятельность как активную (субъектную) позицию ребенка, действующего по собственной воле и желанию;
- интеграции содержания дошкольного образования.
Сборник «SMART-калейдоскоп» охватывает весь спектр коррекционной работы с воспитанниками в течение всего учебного года. Интерактивный материал соответствует комплексно-тематическому планированию образовательного процесса, осуществляемого в условиях логопункта детского сада. Материал систематизирован по направлениям логопедической коррекции:
- артикуляционная гимнастика;
- развитие просодики и коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия и обучение грамоте;
- развитие лексико-грамматических категорий;
- развитие связной речи;
- подготовка руки к письму;
- развитие оптико-пространственной ориентации;
- развитие психических процессов.
Направления логопедической коррекции Интерактивные
игровые задания Результат
Артикуляционная гимнастика -«Домик для язычка»
-«Истории про Веселый Язычок»
-«Артикуляционная гимнастика с Тигрёнком»
-«Артикуляционная гимнастика с Молнией МакКуин – гоночным автомобилем»
«Как правильно поставить язычок, чтобы красиво произнести звук?»
Цель. Закрепление знаний строения артикуляционного аппарата
Цель. Развитие артикуляционной моторики
Цель. Формирование артикуляционного праксиса для сонорного звука «Р» упражнения
Цель. Закрепление знаний об артикуляционном укладе звука
Развитие просодики и коррекция звукопроизношения -ИУ «Гонки по вертикали с Молнией МакКуин – гоночным автомобилем. Длительно произнеси звук «Р»»
-ИУ «Помоги самолёту Супер Джетт долететь до Москвы. Длительное произнесение звука «Р»»
-ИУ «Кого встретил Тигрёнок в Африке? Назови диких животных, в названии которых есть звук «Р»»
-ИУ «Пары. Назови слова со звуком «Р»» .
-«Укрась елочку шарами с картинками со звуком «Р»».
Цель. Тренировка раскатистого длительного произнесения звука «Р».
Цель. Автоматизация твердого и мягкого звука «Р» в прямых, обратных слогах со звукосочетаниями ТР, ДР и без, (в зависимости от этапа автоматизации).
Цель. Автоматизация твердого звука «Р» в словах.
Цель. Автоматизация твердого звука «Р» в словах.
Цель. Автоматизация твердого звука «Р» в словах.
Развитие фонематического слуха и восприятия. Обучение грамоте -ИУ «Отгадай по звуку насекомое».
-ИУ «Сортировщик изображений. Где стоит звук «С» в слове?
-ИУ «Водовороты. Разложи картинки»
-ИУ «Что везет грузовичок?»
-ИУ «Пары – найди одинаковые буквы, слова»
-ИУ «Анаграмма»
Цель. Развитие фонематического слуха.
Цель. Учить определять позицию звука в слове.
Цель. Учить выделять заданный звук в словах.
Цель. Выполнять фонетический разбор слов;
Цель. Закрепление знания букв
Цель. Составлять слова из заданных букв
Развитие лексико-грамматических категорий -ИУ. «Назови игрушки ласково».
-ИУ «Увеличительное стекло»
-ИУ «Сосчитай, сколько игрушек продается в магазине?».
-ИУ «Сортировщик» «Приметы лето и осени».
-ИУ «Кто где живет?»
-ИУ «Где пролетает самолёт?»
-ИУ «Распространение простого предложение»
Цель. Совершенствовать умение образовать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Цель. Совершенствовать умение образовать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами.
Цель. Упражнять в согласовании прилагательные и числительных с существительными в роде, числе и падеже.
Цель. Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщений знаний по лексической теме «Осень»
Цель. Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщений знаний
по лексической теме «Дикие животные наших лесов»
Цель. Совершенствовать умение образовывать и использовать предложно-падежные конструкции с предлогами В, НА, ЗА, ПРЕД, ОКОЛО, МЕЖДУ, ПОД, НАД
Цель. Совершенствовать навыки построения простых предложений по вопросам, по картине; распространение с помощью однородных членов.
Развитие связной речи -ИС «Упорядочивание изображений» «Разложи картинки по порядку»
Цель. Совершенствовать навык составления рассказов по серии картинок
Развитие моторики рук Печатание букв с помощью распознающего текст пера.
Печатание букв волшебным пером
Проведение различных типов линий между объектами на экране
Рисование геометрических фигур с помощью пера распознавания фигур (овал, квадрат, круг, прямоугольник)
Закрашивание предметов, выделение предметов с помощью специальных перьев
Стирание краски для того, чтобы открыть спрятанный предмет.
Передвижение объектов по экрану интерактивной доски, которое требует точности, легкости прикасания, координированности движений руки
Развитие координации, точности движений пальцев рук.
Развитие оптико-пространственной ориентации -ИУ «Что я загадала? Передвигаться по ячейкам таблицы и добраться до картинки –отгадки»
Цель. Совершенствование ориентировки в пространстве.
Развитие психических процессов -ИУ «Пары» «Найди пару»
-ИУ «Мозаика. Мнеморина»
-ИУ «Узнай птицу по голосу»
Цель. Развитие зрительного внимания и памяти
Цель. Развитие зрительного внимания и памяти
Цель. Развитие зрительного внимания и памяти, логического мышления, воображения Цель. Развитие слухового внимания и памяти,
Большинство заданий продумано так, что выполнять их можно полностью или частично, в зависимости от уровня речевого развития ребёнка. Благодаря мультимедийным возможностям SMART Notebook и электронной доски на слайды добавлены анимация, ссылки на аудио и видео файлы.
Итоговая диагностика уровня развития фонетической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
87122031115000

7824244646000
Таким образом, работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в коррекционно-развивающем процессе дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивных упражнений в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона Анимированные, озвученные, динамичные игры вызывают большой интерес. Удобный интерфейс программы SMART Notebook позволяет дошкольнику самостоятельно выбирать тип инструмента для выполнения задания и самому проверять правильность его выполнения. Воспитанник становится не только зрителем иллюстративного материала, но и активным участником всех заданий, что способствовало формированию интегративных качеств личности детей дошкольного возраста.
Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса средствами ИКТ заключалась в следующем:
1.Возможность создания большего количества и вариантов одного и того же интерактивного упражнения с учётом интересов, гендерного типа, возраста воспитанников.
2.Возможность творческих упражнений для самостоятельной деятельности ребенка
3.Возможность для самостоятельного выбора самим ребенком заданий, персонажей, с которыми ребенок будет действовать, средств для выполнения упражнения (перья разного цвета и толщины).
4.Возможность дозированной подачи учебного материала с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка, для того чтобы создать ситуацию успеха.
5.Возможность адаптации закрепляемого речевого материала к уровню развития речи воспитанника.
6.Возможность действовать самостоятельно или обратиться за помощью к взрослому, другим детям;
7.Возможность проверки им самим правильности выполнения задания. Ребенок получает одобрение не только со стороны педагога, но и со стороны компьютера. Не верное – только со стороны компьютера, что эмоционально не так сильно затрагивает чувства ребенка.
Маршрут I
образовательный маршрут II образовательный маршрут III
образовательный
маршрут
Маршруты развития воспитанников
Дети I и II оздоровительного маршрута без серьезных патологий с высоким уровнем интеллектуального развития Дети II оздоровительного маршрута со средним уровнем интеллектуального развития и дети III оздоровительного маршрута с высоким и средним уровнем интеллектуального развития дети III оздоровительного маршрута с низким уровнем интеллектуального развития (если ребенок абсолютно здоров, но имеет низкий уровень интеллектуального развития, значит его надо вести по более высокому образовательному маршруту)
Объем и интенсивность интеллектуальной нагрузки Задания и упражнения, способствующие интенсивному развитию.
Больший объем речевого материала в интерактивных заданиях и упражнениях Задания, упражнения общеразвивающей направленности
Средний объем речевого материала в интерактивных заданиях и упражнениях Упрощенные задания, упражнения и игры.
Небольшой объем речевого материала в интерактивных заданиях и упражнениях
Развивающая предметная среда
Сложные варианты
заданий
Алгоритмы
действий схематичного характера
Самостоятельная
деятельность с интерактивными средствами
1.Задания,
соответствующие программным задачам
2.Алгоритмы действий
описательного
характера
3.Совместная с
педагогом деятельность с интерактивными средствами
1.Индивидуальные
задания, соответствующие программным задачам
2.Алгоритмы действий
описательного характера
3.Совместная с педагогом деятельность. При необходимости индивидуальное сопровождение.

Педагогическая технология взаимодействия с детьми
Форма общения – диалог, беседа
Педагог – информатор, советник, организатор
Методы, приемы – вербальные, наглядные (предложения, обсуждения)
Самостоятельная деятельность детей :
- После многосложной инструкции к выполнению интерактивного задания, ребенок действует самостоятельно.
- При необходимости для выполнения задания самостоятельно выбирает интерактивный инструмент для выполнения задания (перо, толщину линии, тип линии, геометрическую фигуру. заливку фигуры и др.)
- при необходимости для выполнения задания самостоятельно печатает буквы, чертит геометрические фигуры, рисует персонажей.
-при необходимости для выполнения задания самостоятельно передвигает объект по экрану доски.
- После выполнения задания, самостоятельно переходит к автоматизированной проверке задания.
- самостоятельно проверяет выполнение им самим задания, при необходимости, самостоятельно исправляет ошибку, лишь при затруднении обращается за помощью проверяет правильность Форма общения – диалог, беседа
Педагог – партнер, наставник
Методы, приемы – вербальные, наглядные
Самостоятельная деятельность детей :
После пошагового объяснения способа выполнения интерактивного задания ребенок действует самостоятельно, при затруднении педагог стимулирует, предлагает помощью, после выполнении задания и автоматизированной самопроверки вместе с педагогом исправляет ошибку.
Самостоятельно выбирает интерактивный инструмент (перо, толщину, тип линии) предложенных педагогом.
Самостоятельное печатание букв с использованием пера распознавания букв и фигур. Форма общения – совет, помощь, объяснение
Педагог – помощник, наставник
Методы, приемы – образцы, замедленный показ, тактильно – мышечный контакт
Самостоятельная деятельность детей :
Словесное и наглядное сопровождение педагогом выполнения интерактивного задания воспитанником, самостоятельное включение функции автоматизированной самопроверки и совместное пошаговое выполнение работы над ошибками взрослого Самостоятельно выбирает интерактивный инструмент (перо, толщину, тип линии) из предложенных педагогом.
Формы организации совместной деятельности 1.Индивидуальная по коррекции звукопроизношения 2.Фронтальная, подгрупповая, индивидуальная (приоритетная фронтальная работа) 1.Индивидуальная по коррекции звукопроизношения 2.Фронтальная, подгрупповая, индивидуальная (приоритетная подгрупповая работа) 1.Индивидуальная по коррекции звукопроизношения 2.Фронтальная, подгрупповая, индивидуальная (приоритетная индивидуальная работа)
Таким образом, индивидуализации обучения способствовало соблюдение принципа индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку и внедрение пошаговой технологии осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в ходе реализации содержания образовательной области «Речевое развитие» с использованием ИКТ.
III этап. Анализ эффективности данного направления и обобщение опыта логопедической деятельности.
На данном этапе были осуществлены следующие профессиональные действия:
- итоговая диагностика уровня развития речи;
- сравнительный анализ результатов начальной и итоговой диагностик фонетической стороны речи с целью выявления эффективности применения ИКТ в коррекционной работе;
- обобщение опыта – создание комплекта авторских разработок, рекомендаций для родителей и педагогов.
80442853314100Основные критерии оценки (ожидаемый результат) эффективности работы логопункта

823193-21145500За прошедший период с логопункта было выписано с речевой нормой 61 воспитанник старшего возраста, что составило 81%; выпущены в школу с полностью скорректированными речевыми компонентами 49 детей - 88 %;
В 2014-15 учебном году выпущены в школу – 12 воспитанников, что составило 48%. Из них с чистой речью – 11 детей, что составило 91%, 1 воспитанник – со значительным улучшением речи, что составило 9%. В 2015-2016 учебном году выпущены в школу - 21 воспитанник. Из них с чистой речью - 20 воспитанников, что составило 96 %, с максимально возможной коррекцией речи 1 воспитанник, что составило 4 %
Сравнительный анализ результатов начальной и итоговой диагностик уровня автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией показал стабильную положительную динамику: увеличение количества детей с высоким уровнем автоматизации звуков с 60 % до 80 %, уменьшение количества детей со средним уровнем автоматизации звуков с 40 % до 20 %, отсутствие детей с низким уровнем. Наряду с заметным улучшением звукопроизношения, сокращению сроков коррекции и устойчивости достигнутых результатов, у детей, по итогам психолого-педагогического наблюдения, повысилось качество всех компонентов речевой деятельности (фонематического восприятия, слоговой структуры, лексико-грамматической организации речи, связного высказывания), появились речевая уверенность и активность, инициативность, потребность в общении, заметно повысился уровень сформированности коммуникативной деятельности.
Таким образом, оптимизация коррекционного процесса способствовала обеспечению развития коммуникативной и речевой деятельности воспитанников в соответствии с возрастными показателями.
Анализ эффективности работы по обеспечению субъектности участников коррекционно-образовательного процесса через внедрение интерактивных форм взаимодействия и повышение логопедической компетентности родителей.
Оказание эффективной помощи детям с нарушениями речи с целью обеспечения максимальной коррекции речевого недоразвития и качественного усвоения ими содержания образования невозможно без грамотно организованной деятельности сплоченной команды взрослых, искренне заинтересованных в судьбе каждого ребенка. На логопедическом пункте создана и успешно реализуется модель взаимодействия всех участников образовательных отношений, в которой главная роль отводится учителю-логопеду, а другие специалисты планируют свою образовательную деятельность в соответствии с его рекомендациями.
Данная модель обновляется и преломляется в соответствии с изменяющимися возрастными и индивидуальными особенностями детей, что обеспечивает ее гибкость, адресность и целесообразность.
Модель взаимодействия со специалистами и родителями
13364219525Воспитатель
Педагогический анализ развития детей;
Создание психологической и речевой базы для логопедических занятий;
Закрепление фонетического, лексико-грамматического материала, изучаемого под руководством логопеда;
Развитие и совершенствование психических процессов, памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;
Постоянное совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
Свободное речевое общение, закрепление речевых навыков детей на занятиях и в повседневной жизни;
Формирование связной речи;
Преодоление отставания и приобретения интегративных качеств по пяти образовательным областям;
Расширение и активизация речевого запаса на основе углубления представлений об окружающем мире;
Развитие коммуникативных навыков.
00Воспитатель
Педагогический анализ развития детей;
Создание психологической и речевой базы для логопедических занятий;
Закрепление фонетического, лексико-грамматического материала, изучаемого под руководством логопеда;
Развитие и совершенствование психических процессов, памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;
Постоянное совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
Свободное речевое общение, закрепление речевых навыков детей на занятиях и в повседневной жизни;
Формирование связной речи;
Преодоление отставания и приобретения интегративных качеств по пяти образовательным областям;
Расширение и активизация речевого запаса на основе углубления представлений об окружающем мире;
Развитие коммуникативных навыков.
483946215367Инструктор ФК
Формирование навыков правильного дыхания;
Совершенствование общей и мелкой моторики;
Развитие физических качеств и основных движений.
00Инструктор ФК
Формирование навыков правильного дыхания;
Совершенствование общей и мелкой моторики;
Развитие физических качеств и основных движений.
-42926023495Музыкальный руководитель
Формирование представлений о средствах муз. выразительности (динамика, темп, ритм), навыков вокальной деят-ти;
Формирование мелкой моторики средствами муз-ритмической деят-ти;
Развитие общей моторики, координации, гибкости и двигательных навыков.
00Музыкальный руководитель
Формирование представлений о средствах муз. выразительности (динамика, темп, ритм), навыков вокальной деят-ти;
Формирование мелкой моторики средствами муз-ритмической деят-ти;
Развитие общей моторики, координации, гибкости и двигательных навыков.

-427482196977Мед. персонал
Обследование детей врачами-специалистами;
Медикаментозное пролечивание (по назначению);
Профилактические, оздоровительные процедуры;
Массаж.
00Мед. персонал
Обследование детей врачами-специалистами;
Медикаментозное пролечивание (по назначению);
Профилактические, оздоровительные процедуры;
Массаж.

483616016129Воспитатель ИЗО
Совершенствование общей и мелкой моторики средствами художественной выразительности
Развитие психических процессов;
Совершенствование связной речи.
00Воспитатель ИЗО
Совершенствование общей и мелкой моторики средствами художественной выразительности
Развитие психических процессов;
Совершенствование связной речи.
135483669469Учитель-логопед
Диагностика речевого и психического развития детей;
Составление планов коррекционной работы;
Формирование навыков правильного звукопроизношения;
Развитие фонематического слуха и восприятия;
Расширение и обогащение словаря;
Развитие лексико-грамматических категорий;
Формирование связной речи;
Развитие психологической базы речи;
Подготовка к обучению грамоте;
Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики.
00Учитель-логопед
Диагностика речевого и психического развития детей;
Составление планов коррекционной работы;
Формирование навыков правильного звукопроизношения;
Развитие фонематического слуха и восприятия;
Расширение и обогащение словаря;
Развитие лексико-грамматических категорий;
Формирование связной речи;
Развитие психологической базы речи;
Подготовка к обучению грамоте;
Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики.

-602361190500Учитель-дефектолог
Обследование детей;
Проведение консультаций для родителей и педагогов, воспитывающих детей «группы риска».
00Учитель-дефектолог
Обследование детей;
Проведение консультаций для родителей и педагогов, воспитывающих детей «группы риска».

42750749017Педагог-психолог
Обследование детей;
Проведение консультаций для родителей и педагогов
00Педагог-психолог
Обследование детей;
Проведение консультаций для родителей и педагогов

Реализация данной модели невозможна без активного участия родителей. Но родители детей с речевой патологией – особые родители, у которых наблюдаются типичные особенности, препятствующие их активному вовлечению в коррекционно-образовательную деятельность:
•неконструктивная тревожная мнительность;
•паническое беспокойство за будущее ребенка;
•педагогический пессимизм;
•чувство вины перед ребенком;
•растерянность;
•низкий уровень психолого-педагогической и логопедической компетентности;
•пассивность;
•трудности в детско-родительских отношениях.
Перечисленные особенности трансформируются как -
•в гиперсоциальность:
oизлишняя принципиальность;
oтребовательность;
oнетерпимость;
oзавышенный уровень притязаний в отношении возможностей ребенка.
•так и в гипосоциальность:
oнавязывание ребенку представления о самом себе как о «младшеньком», «кумире», «единственной радости»;
oпатологическая зависимость от интересов ребенка;
oразвитие и укрепление у ребенка потребительского отношения к окружающим;
oформирование у ребенка вне родительской опеки черт тревожности, неполноценности на фоне повышенной агрессивности.
Таким образом, обозначилась проблема активного вовлечения родителей в коррекционно-образовательную деятельность.
Сложившаяся ситуация нацелила на поиск новых активно-деятельностных (интерактивных) форм взаимодействия с родителями с целью обеспечения их субъектности в коррекционно-образовательном процессе. Одними из средств по обеспечению субъектности являются информационно-коммуникационные технологии.
Использование ИКТ способствует:
•Формированию субъектности родителей в коррекционно-образовательном процессе.
•Увеличению объема получаемой родителями информации о воспитании и обучении детей с нарушение речи.
•Повышению логопедической компетентности родителей в вопросах речевого развития воспитанников, коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи, что является основой для формирования их активной позиции.
•Минимизации времени доступа родителей к требуемой ими информации.
1.Одной из форм является создание и работа личного сайта учителя-логопеда – где родители могут:
-ознакомиться с электронным портфолио учителя-логопеда, что позволяет родителю получить информацию о педагоге, способствующую выстраиванию доверительных отношений с родителями;
-ознакомиться с документацией учителя-логопеда: рабочей программой учителя-логопеда, в которую входят критерии диагностики речевого развития и календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми, что вызывает родительский интерес к определению состояния речевого развития ребёнка и содержанию коррекционной работы при условии возможности вносить свои коррективы и влиять на её качество; выбрать и прочитать различные статьи-консультации, советы, рекомендации, направленные на реализацию родительской потребности в педагогических знаниях.
2.организована «Электронная родительская почта» для пополнения «Семейной медиатеки» теоретическими и практическими материалами по потребностям и запросам родителей
Эффективной формой так же явилась организация на логопедическом пункте для родителей «Академии развития речи».
Были определены:
базовые принципы взаимодействия с родителями:
•деятельностного подхода;
•индивидуального подхода;
•включения грамотной речи в иерархию ведущих ценностей семьи;
•необходимого разумного;
•преодоления трудностей по мере их поступления;
•передачи информации через яркие, интерактивные формы и образы;
•педагогического оптимизма;
основы конструктивного взаимодействия:
•семья в жизни ребенка является постоянной величиной;
•понятие «семья» отражает разнообразие типов семейного уклада;
•уважение и принятия ценностей и укладов семей;
•учет и уважение этнических, культурных и социо-экономических различий семей;
•предоставление широкого выбора типов участия семьи в работе логопункта;
•каждый член семьи – личность со своими интересами, привычками, потребностями;
•партнерство - ключевой момент успеха в коррекционно-образовательном процессе;
•педагогическая гибкость и внимательность.
Было сформулировано педагогическое кредо: «Мы вместе справимся с любой проблемой!»
Деятельность «Академии развития речи» осуществлялась в соответствии со следующими формами организации родителей: фронтальной, подгрупповой, индивидуальной.
Формы сотрудничества носили активно-деятельностный (интерактивный) характер:
• анкетирование;
•игротека «Вторая жизнь ненужных вещей - играем с пользой для малышей!» с авторскими настольно-дидактические играми на развитие речевого слуха, дыхания, мастер-класс «Речевые игры на кухне»;
•тематические родительские собрания «Презентация логопедического пункта ДОУ», «Речевое развитие детей» с использованием видео-визитки, электронных презентаций, отличающихся информационной ёмкостью, доступностью, наглядностью, эмоциональной привлекательностью;
•серию индивидуальных логотренингов «Домашний логопед»: «В гости к Тигренку», «Уроки Пишичитая», «Королева Грамматики» с авторскими интерактивными играми и заданиями по коррекции нарушений звукопроизношения, обучению грамоте, развитию лексико-грамматического строя.
Эффективными моментами явились:
-интерактивная образность подачи материала, исходя из того, что любая информация качественней усваивается через яркие образы;
В результате проведённой работы у 100% родителей повысился уровень коррекционно-логопедической компетентности, который выражался в сформированности:
•осознанного и деятельностно-ответственного отношения к речевым проблемам ребенка;
•субъектности в коррекции, развитии, воспитании и образовании детей.
Критерии оценки уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей
Анкетирование родителей.
1. Появилось ли у Вас понимание цели логопедической работы по устранению нарушений речи звукопроизношения:
а) да, полное понимание
б) в целом да, остались некоторые вопросы
в) понимание осталось на прежнем уровне
г) считаю, это всё не обязательно
2. Появилось ли у Вас желание активно участвовать вместе с логопедом в процессе коррекции нарушений речи:
а) да, вся семья обеспокоена этим
б) стараемся, но времени не хватает.
в) иногда, по ситуации
г) считаю, это нам не обязательно участвовать, достаточно работы детского сада и логопеда
3. Получили ли Вы полное представление о речевом развитии ребёнка дошкольного возраста в соответствии с возрастной нормой:
а) да, полное
б) в общем да, остались некоторые вопросы
в) только по некоторым вопросам
г) считаю, это всё не обязательно
4. Появилось ли у Вас понимание основных специальных терминов, часто используемых логопедом в общении с Вами:
а) да, полное
б) в общем да, остались некоторые термины не понятными
в) осталось много терминов не понятно
г) считаю, это всё не обязательно
5. Появилось ли у Вас желание самостоятельно пополнять запас специальных знаний и умений через интернет, консультации с логопедом:
а) да, хочу ещё узнать
б) да, но только при необходимости
в) считаю, что достаточно
г) считаю, это всё не обязательно
6. Можете ли Вы организовать занятие в домашних условиях со своим ребёнком по заданию логопеда:
а) да, без труда
б) да, но иногда имеются затруднения
в) считаю, что достаточно занятий в садике
г) считаю, это всё не обязательно
7. Как Вы оцениваете эффективность собственной работы по коррекции нарушений речи у своего ребенка:
а) на отлично
б) хорошо, иногда были ошибки
в) считаю, это всё не обязательно
В соответствии с данными критериями были условно определены три уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей.
Уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей
2014-2016 учебный год
863047463000
88058116204800
Таким образом, в результате реализации приоритетного направления профессиональной деятельности в межаттестационный период была обеспечена оптимизация системы логопедического сопровождения детей с речевой патологией:
•созданы эффективные условия, способствующие формированию коммуникативной и речевой деятельности у детей, через оптимизацию работы посредством ИКТ;
•обеспечена субъектность родителей в коррекционно-образовательном процессе посредством внедрения интерактивных форм взаимодействия и как следствие повышение коррекционно-логопедической компетентности родителей.
В результате профессиональной деятельности повысилось качество коррекционно-образовательной работы с детьми, что подтверждается следующими результатами: участие воспитанников в ежегодной гражданско – патриотической Всероссийской акции «Красная гвоздика», посвящённой 70-летию Великой Победы, сертификаты участников,2015 г.; Всероссийском конкурсе чтецов «Педагогический экспресс «Образование – XXI век» «Цветная карусель», сертификаты участников, 2016 г.; городском фестивале детского творчества «Новоуральские звёздочки», Диплом участника, 2016 г.; фестивале музыкально-литературных композиций «Читая книги о войне», Диплом участника, 2016г.; конкурсе «Азбука проектов», сертификаты участников,2014 г. и 2016 г.
За прошедший период с логопункта было выписано с речевой нормой 61 воспитанник старшего возраста, что составило 81%; выпущены в школу с полностью скорректированными речевыми компонентами 49 детей - 88 %; катамнестические данные выпускников логопедического пункта в 1-х классах школ города подтверждают выше указанные результаты коррекции и развития, дети успешно обучаются в общеобразовательных школах и гимназиях города.
Проектная часть
Уровень речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, поступивших в детский сад в 2015, 2016 годах, в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. По данным анализа результатов логопедического обследования детей (методика - Н.В. Нищевой), нарушения речевого развития наблюдаются у 90% младших дошкольников, относящихся к "группе риска" по возникновению речевых нарушений (снижение качества и разборчивости речи в виде нечеткого, недифференцированного произношения как гласных, так и согласных звуков). У 84% младших дошкольников нарушено звукопроизношение (10-18 несформированных звуков). Характер нарушений произносительной стороны речи свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах онтогенеза.
Таким образом, актуальной становится проблема раннего выявления и профилактики нарушений в звукопроизношении (с момента поступления в ДОУ) и организации своевременной коррекционно-развивающей помощи, при использовании потенциала сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции.
Отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности, отрицательно влиять на усвоение чтения и письма.
Данные факторы позволили определить мне основное направление профессиональной деятельности следующий межаттестационный период:
Оптимизация коррекционно-образовательного процесса в детском саду через активные формы работы с участниками коррекционно-развивающего процесса для организации работы по профилактики речевых нарушений.

Реализация выбранного направления работы и поставленных задач позволила:
- организовать и провести цикл практических семинаров для педагогов МАДОУ «Росток» по темам: «Интегрированная совместная деятельность ребёнка и педагога как способ подготовки детей к обучению грамоте» (2013 г.); «Развитие лексико-грамматических категорий у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в рамках психолого-педагогического сопровождения воспитателей детских садов (2014 г.);
- провести мастер классы для учителей-логопедов в рамках методического объединения «Инновационные технологии в работе логопеда. Использованием интерактивного комплекса «SMART Notebook» для индивидуализации процесса коррекционного образования» (2015 г.), для воспитателей МАДОУ «Интерактивная доска Smart. Приёмы работы» (2016 г.)
Возросший уровень профессиональной компетентности позволил мне представить опыт профессиональной деятельности педагогическому сообществу на методических мероприятиях разного уровня через участие:
- в педагогическом форуме: «Новоуральское образование: курс на компетентности, востребованные в будущем»: доклад «Оптимизация системы логопедического сопровождения воспитанников ДОУ в условиях логопункта посредством использования информационно-коммуникационных технологий на этапе реализации ФГОС ДО», стендовый доклад «Оптимизация логопедического сопровождения в детском саду через внедрение ИКТ в работе с семьями воспитанников в условиях логопункта» (2016 г.);
- в педагогической конференции «Развитие социального партнёрства семьи и детского сада на основе дидактического пособия «Детский календарь» в рамках реализации ФГОС»: доклад «Детский календарь» – как один из ресурсов взаимодействия участников образовательных отношений в ходе коммуникативного развития детей» (2015 г.);
- в выставке программно-методических материалов в рамках научно-практической конференции «ФГОС ДО: проблемы, пути их решения и перспективы», стендовый доклад «Индивидуализация образовательного процесса через использование схемных и знаковых моделей в системе коррекционной образовательно-развивающей работы» (2014 г.);
- в педагогической конференции «Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: задачи муниципальной системы образования»: стендовый доклад «Организация самостоятельной деятельности детей в процессе автоматизации звуков речи» (2013 г.);
- в городском методическом объединении воспитателей младших групп «Единое образовательное пространство – детский сад и семья». Выступления по темам: «Использование интерактивной доски при организации детско-родительских игротек по сенсорному и речевому развитию», «Использование информационно-коммуникативных технологий при организации родительских собраний», «Лэпбук – возможности применения в работе на раннем возрасте» (2015-2016 уч. г.);
- в педагогическом совете ДОУ: выступление «Использование технологии интерактивного комплекса «SMART Notebook» для индивидуализации коррекционно- образовательной работы» (2014 г.), «Использование ИКТ в работе воспитателя» (2015 г.);
- в семинаре-практикуме: «Коррекционно-развивающее обучение: опыт, поиск, развитие», СКОШ № 59, (2014 г.);
- публикацию статей: «Использование средств ИКТ в работе воспитателей с родителями воспитанников», «Оптимизация логопедического сопровождения в детском саду через внедрение ИКТ в работе с семьями воспитанников в условиях логопункта», «Применение ИКТ в работе воспитателей с родителями воспитанников ранних и младших групп», викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста «Что за прелесть эти сказки» и другие на порталах Инфоурок.ru, educontest.net «Всероссийский фестиваль педагогического творчества» (2016 г.);
- публикацию методических и практических материалов: в «Сборнике логопедических рекомендаций и практических материалов по формированию лексико-грамматического строя и связной речи» (2014 г.), в сборнике «Большие возможности маленьких ладошек» по развитию мелкой моторики (2015 г.). В сборнике письменных консультаций для родителей «Скоро в школу», статья «Развитие речи старшего дошкольника» (2016 г.)
Сведения о повышении квалификации:
- курсы повышения квалификации для логопедов ГАО УДПО Свердловской области «Институт развития образования» по программе «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» в объёме 72 часов (2015 г.);
- курсы повышения квалификации для логопедов ГАО УДПО Свердловской области «Институт развития образования» по программе: «Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации дошкольников и младших школьников в условии инклюзивного образования» в объёме 40 часов (2016 г.);
- курсы повышения квалификации ГАО УДПО Свердловской области «Институт развития образования» по программе «Развитие профессиональной компетентности экспертов по вопросам лицензирования, аттестации и государственной аккредитации» в объёме 24 часов (2014 г.);
- семинар ГАО УДПО Свердловской области «Институт развития образования» по программе «Методы и приёмы в работе с интерактивной доской» в объёме 8 часов (2014 г.);
- вебинаре ООО «Студия «ВиЭль» г. Санкт-Петербург по программе «Развитие и коррекция развития речи детей 4-8 лет (Акименко В.М.)» в объёме 2 часов (2016 г.);
- вебинаре «Учебно-методический центр» ЗАО «ЭЛТИ КУДИЦ» г. Москва по программе «Семинар для учителей-логопедов, работающих с детьми дошкольного возраста» в объёме 6 часов (2016 г.).
Сообщаю о себе следующие сведения:
- образование высшее: Свердловский ордена «Знак почёта» государственный педагогический институт, 1992 год, специальность «олигофренопедагогика и логопедия», квалификация: «учитель и логопед вспомогательной школы»;
- стаж педагогической работы – 33 года, в данной должности – 25 лет, в данном учреждении – 3 года.
Моя профессиональная деятельность отмечена Почётной Грамотой Управления образования Администрации Новоуральского городского округа, 2013 г.; Почетным Знаком «Ветеран атомной промышленности», 2009 г.
Список используемой литературы:
1. Логопедия /под ред. Волковой Л.С.: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1999. - 527.с.;
2. Винарская Е Н. Дизартрия. Речевые расстройства при очаговых поражениях головного мозга. Сравнительная характеристика и диагностика клинических форм. Практическая методика коррекционно-педагогической работы /Винарская Е.Н.. - М.: АСТ АСТРЕЛЬ Транзиткнига, 2009. - 141с.;
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / Гвоздев А.Н. – М., 1961. – 260с.;
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников./ Ефименкова Л.Н. – М.,2001. – 225с.;
5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. /Фомичева М.Ф.: Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание».- М.: Просвещение, 1989. – 239с.;
6. Поваляева М.В. Справочник логопеда /Поваляева М.В.. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. - 448с.;
7. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: (коррекция стертой дизартрии) /Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2010. - 191с.;
8. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми /Богомолова А.И.. - СПб.: Издательство «Библиополис», 1994. - 208с.;
9. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков Н, Т, Д. Дидактический материал /Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2012. - 64с.;
10. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей /Агранович З.Е. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 48с.;
11. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи /Ткаченко Т.А.: методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 112с.;
12. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика /Буденная Т.В.- М.: Изд-во "ГНОМ и Д", 2008. - 64с.;
13. Ястребова Л. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу: (система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей) /Ястребова Л.В., Лазаренко О.И.- М.: АРКТИ, 2007 г. - 136с.;
14. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков» /Сухин И.Г.- Ярославль: Академия развития, 2012. - 192с.;
15. Чистякова М.И. Психогимнастика /Чистякова М.И. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.;
16. Репина З.А. Уроки логопедии /Репина З.А., Буйко В.И. - Екатеринбург: Литур, 2005 – 208 c.;
17. Волкова Г.А. Логоритмика /Волкова Г.А..- М.: Просвещение, 1999. - 50с.;
18. Власова Т. М. Фонетическая ритмика в школе и детском саду /Т. М. Власова, А.Н.
Пфафенродт. - М.: Учебная литература, 2007. - 376с.;
19. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми /В.И. Селиверстов. - М.: Учебная литература, 1997. - 344с.;
20. Чарели Э.М. Учитесь говорить: комплекс упражнений и методических рекомендаций по воспитанию дикции, дыхания, произношения и речевого голоса. - екатеринбург, 2001.70с.;
21. Худенко Е.Д, Лазеева Н.Н. Коррекция и развитие эмоционально - волевой сферы у детей - инвалидов. /Худенко Е.Д, Лазеева Н.Н. – М: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2001 – 60с.;
22. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 - 7 лет. /Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2006. – 160с.;
23. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. Начальное обучение. /Юрова Е.В. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2008. – 256с.;
24. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. /Лопухина И.С.: пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997. – 256с.;
25. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи./Лопухина И.С.: Пособие для логопедов и родителей. – М.: АКВАРИУМ, 1995. – 384с.;
26. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 – 305 с.;
27. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. /Минаева В.М.: Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2009. – 48с.;
28. Темникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5 – 7 лет с речевыми нарушениями. /Темникова В.Э. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013. – 48с.;
29. Алифанова Е.А, Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. /Алифанова Е.А, Егорова Н.Е.: Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 2009. – 80с.;
30. Левчук Е.А. Музыка звуков Автоматизация и дифференциация звуков в стихах, пословицах, поговорках, загадках, рассказах и былинах. / Левчук Е.А. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 – 64с.;
31. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития дошкольников. /Белая А.Е., Мирясова В.И.: Пособие для родителей и педагогов. – М.: «Издательство АСТ», 2014. – 48с.;
32. Н.А. Уварова Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей: Методические рекомендации. Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи», 2005 г.;
33. Л.В. Коломийченко, Л.П. Жолобова. Диагностика психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста /материалы экспериментальной работы – г. Добрянка, 2005 г.;
34. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. – Ярославль, Издательско-полиграфический комплекс «Индиго», 2009 г.;
35. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /Авт.-сост. Глебова С.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г.;
36. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях – Ярославль, ООО «ИПК «Индиго», 2009 г.