Методический материал по созданию рабочей программы по внеурочной деятельности Моя первая экология


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Создание рабочей программы по внеурочной деятельности «Моя первая экология»»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 18 по 22 февраля 2013 года
2 сессия с 18 по 22 марта 2013 года
Выполнила: Штыкова Ирина Николаевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ ООШ №11 г. Новокуйбышевска
2013г.
Оглавление
Введение 3
Паспорт СДП 3
Актуальность (в том числе анализ реальных результатов,
профессиональная проблема и
противоречия в образовательной деятельности 3 Цели, задачи, результативность 4
Основная часть 5-15Заключение (прогнозируемые эффекты, риски) 16
Список источников 17
Введение
Паспорт ИР
Итоговая работа представляется на примере рабочей программы по внеурочной деятельности «Моя первая экология»
Целевая аудитория: обучающиеся 2 класса
Сроки 2013-2014гг
Предусматривает совместную работу учителя, администрации школы, родителей обучающихся, библиотекаря
Место реализации - ГБОУ ООШ №11 г. Новокуйбышевска
Актуальность. Приоритетной целью современной школы является создание оптимальных условий для полноценного личностного развития ребёнка. Согласно требованиям стандартов второго поколения произошло смещение акцентов в результатах образования. На смену ранее существующего комплекса знаний, умений и навыков, которыми должен вооружить учитель каждого ученика, пришло совершенно иное понимание результатов образования, а именно: формирование и развитие способностей ученика самостоятельно определять учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующей личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
В соответствии с ФГОС НОО в целях реализации основной образовательной программы начального общего образования предусмотрено введение внеурочной деятельности. Это объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека – возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает, чем будет заниматься, исходя из своих интересов, мотивов. Иными словами внеурочная деятельность является своеобразным ресурсом, позволяющим школе достичь нового качества образования.
В рамках реализации ФГОС НОО под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно – урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования [4]
По мнению Д.В.Григорьева, П.В.Степанова, внеурочная деятельность, объединяет «все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [2].
Анализ сложившейся ситуации, связанной с введением стандартов второго поколения, показал множество противоречий возникших в образовательной деятельности:
-между результатами предыдущих стандартов (знаниями, умениями и навыками) и результатами новых образовательных стандартов: развитием универсальных учебных действий (личностными, предметными и метапредметными);
- между старыми условиями организации обучения и новыми требованиями к организации обучения, продиктованными ФГОС (введение внеурочной деятельности);
- между введение внеурочной деятельности в образовательный процесс и отсутствием рабочих программ по внеурочной деятельности
На основе выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему: необходимость создание рабочей программы по внеурочной деятельности, которая бы способствовала эффективному воспитанию и социализации детей.
Цель данной работы: создание рабочей программы по внеурочной деятельности.
Задачи:
-изучение интересов обучающихся и создание программы по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями стандарта;
-формирование и развитие у младших школьников универсальных учебных действий через системно – деятельностный подход;
-создание системы отслеживания результативности;
-Внедрение новых образовательных ресурсов.
Ожидаемые результаты:
-создание программы;
-повышение интереса к деятельности и как следствие развитие универсальных учебных действий;
-внедрение электронных ресурсов и ресурсов вне школы (музеи, зоопарки, выставочные залы);
-создание системы оценки результатов деятельности учащихся.
Основная часть
Определение внеурочной познавательной деятельности представлено в работах Г.Ф. Цветковой, которая рассматривает этот вид деятельности как «деятельность по самоорганизации и самореализации школьников, достигаемая особыми усилиями педагогов, направленными на получение обучающимися знаний об окружающем мире и формировании собственного активного отношения к нему, совершаемая вне урока, она является основой для активизации познавательного процесса, предполагающего субъектную позицию учащегося, что способствует реализации его возможностей и развитию интересов и склонностей. [6]. Психолого – педагогический потенциал этого вида деятельности позволяет ей выступать в роли системообразующего компонента педагогического процесса.[3]
Следует отметить, что понятие «деятельность» в составе различных педагогических терминов красной нитью проходит через весь образовательный стандарт второго поколения. И внеурочная деятельность является тому подтверждением. Только в деятельности, умело организованной педагогом, ребёнок сможет овладеть универсальными способами действия, применимыми в жизненных ситуациях, при решении практических задач. Именно с этой точки зрения и составлена программа по внеурочной деятельности «Моя первая экология».
Программа «Моя первая экология», имеет эколого-биологическую направленность. Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы.
Цель курса - экологическое образование младших школьников, развитие познавательных способностей через природоведческую тематику с использованием современных активных форм обучения.
Задачи:
формирование экологической и общей культуры учащихся младших классов;
повышение уровня знаний школьников;
углубление мотивации и активизации деятельности учащихся в природе
Новизна программы.
Программа составлена в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов [1], соответствует требованиям к содержанию образовательных программ внеурочной деятельности, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Изучение курса целесообразно начинать в начальной школе со 2 класса. Объем занятий 68 часов. Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно – эстетического циклов. Продолжительность занятия-35 минут.
Ценностные ориентиры.
-развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
-формирование представлений о природе как универсальной ценности;
-изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
-развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
-развитие представлений о различных методах познания природы( искусство как метод познания, научные методы);
-формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
-вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Прогнозируемые результаты:
Личностные результаты.
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно – прикладного искусства, музыка и т.д.);
-воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
-формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты.
-овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умение ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
-освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
-формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимания информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты.
-в ценностно – ориентационной сфере – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
-в познавательной сфере – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения природной и социоприродной среде;
-в трудовой сфере – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
-в эстетической сфере – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- в сфере физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Особенности содержания обучения.
Объектом изучения программы является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует ее осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать природно – следственные связи. В содержание программы включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.).
Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер создания: художественной, нравственной, практической.
Подобное содержание программы не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция программы заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мир и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения программы будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, презентаций, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Содержание программы.
Раздел Деятельность УУД
Первые шаги по тропинке открытий.
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др.
Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение – основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?
Десять заповедей друзей леса, составленные ученым – экологом Ф.Тасси.
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперед», «Прогулка вслепую» и д.р.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза из плотной материи (из расчета одна повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы. -работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природ наблюдений и измерений;
-использовать полевой дневник для записи и /или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
-вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
-применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
-выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);
-составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
Природа в наших ощущениях.
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие – один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов.
Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зеленого цвета – основного цвета леса, коричневого – цвета коры и почвы или голубого – цвета неба.
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов – биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов – для изучения различных микро – и макрообъектов. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной пленки и резинового колечка.
Упражнения на расширение опыт сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какого – нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему).
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, карточки – задания, пластмассовые или картонные стаканчики из – под пищевых продуктов,, тонкая полиэтиленовая пленка, цветные резиновые колечки. -изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
-проводить наблюдения за природными объектами;
-работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;
-изготавливать простейшие модели приборов;
-составлять описания объекта изучения;
-выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т.п.;
-оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
Геометрия живой природы.
Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений.
Спираль в движении, росте и развитии растений и животных – способ достижения дополнительной жесткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развертываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге.
Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая.
Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити длиной 25-30 см, карточки – задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы. -выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;
-соотносить форму и свойства различных природных объектов;
-выявлять и описывать разнообразие определенных природных объектов и явлений;
-устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.
Природа и ее обитатели.
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) – одиночные или образуют заросли, угнетен ли рост и т.д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения.
Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.
Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки – задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.
-планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
-составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
-находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
Лесные ремесла.
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрешки.
Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т.п.)
Лесная палитра: растения – красители. Красильная мастерская в работе – окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Лес – кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садово – паркового искусства или иных интересных с точки зрения изучаемой темы объектов; посещение мастерских народного промысла, студий художников.
-приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
-различать предметы наиболее известных народных промыслов;
-приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.
Учебно-тематический план. 2 класс (8 – 9 лет).
№ п/п Наименование раздела Всего часов В том числе занятия
теоретических практических
Первые шаги по тропинке открытий (12 часов)
1 Готовимся наблюдать и изучать 2 1 1
2. Какие качества необходимы юному исследователю 2 1 1
3. Учимся наблюдать 3 1 2
4. Тренируем наблюдательность 3 1 2
5. Десять заповедей друзей леса 2 1 1
Природа в наших ощущениях (14 часов)
6. Как мы воспринимаем окружающий мир 2 1 1
7 Тренируем органы чувств 2 1 1
8 Какого цвета лес? 2 1 1
9 Рисуем впечатления 2 1 1
10 Учимся пользоваться приборами 2 1 1
11 «Микроскоп» из пластикового стаканчика 2 1 1
12 Игра «Давайте познакомиться» 2 1 1
Геометрия живой природы (14 часов)
13 Что такое симметрия? 2 1 1
14 Лучевая симметрия 2 1 1
15 Живая спираль 2 1 1
16 Такие разные листья 2 1 1
17 Различаем деревья по кроне 2 1 1
18 О кронах, густых и ажурных 2 1 1
19 Организм и среда обитания 2 1 1
Природа и ее обитатели (18 часов)
20 Учимся планировать наблюдение 2 1 1
21 Наблюдаем за животными 4 1 3
22 Изучаем условия обитания растений 4 1 3
23 Все связано со всем 2 1 1
24 Изучаем поведение животных и растений 2 1 1
25 Чья «столовая»? 2 1 1
26 Что и кто влияет на живой организм? 2 1 1
Лесные ремесла (10 часов)
27 Лес в работе народных умельцев 2 1 1
28 Лесные мотивы 2 1 1
29 Животные и растения в народном творчестве 2 1 1
30 Лесная палитра 2 1 1
31 Лес – кормилец и врачеватель 2 1 1
Итого 68 31 37
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Моя первая экология» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: три раза в год проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Критерии диагностических исследований детей с целью выявления уровня экологического образования по следующим критериям:
-интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных;
-контроль своего поведения, поступков, не причинения вреда окружающей среде;
-правила поведения в природе;
-эмоциональная реакция при встречи с прекрасным и передача своих чувств;
-желание участвовать в экологически ориентированной деятельности.
Для осуществления образовательного процесса по программе «Моя первая экология» необходимы следующие ресурсы:
Дидактическое обеспечение: печатные пособия.
Научно – методическое обеспечение: нормативные документы, методическое объединение, педсовет.
Психолого – педагогическое сопровождение: анкетирование, опрос, тестирование.
Материально- техническое обеспечение: набор рабочих инструментов для практических занятий; микроскопы, лупы; компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; набор гербариев; видео – аудиоматериалы; цифровые ресурсы.
Кадровые ресурсы: учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Заключение
Внеурочная деятельность детей, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Задача педагога, работающего по новым образовательным стандартам – заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Выводы.
1.Программа создана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.
2.Данная рабочая программа даёт педагогу пример распределения содержания материала по темам с учётом времени, отводимого на программы внеурочной деятельности.
3.Примерное планирование позволит определить перспективы работы с младшими школьниками вне класса, выбрать наиболее интересные и актуальные объекты и явления для изучения, чётко спланировать содержание и последовательность занятий.
4.Программа может адаптирована любым педагогом и использоваться в любом образовательном учреждении.
Возможные риски.
Мало компьютерной техники.
Посещение музеев, выставочных залов, зоопарков платные.
Список информационных источников
Использованные источники
Нормативно – правовая база
1.Закон РФ «Об образовании»
2. Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Д. В. Григорьев// Стандарты второго поколения : пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2010. – С.25.
3.Организация внеурочной деятельности младших школьников: Сборник инструктивно-методических материалов, под ред. Т.А.Файн – Биробиджан: ОблИПКПР, 2011.
4.Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
5. Шмелькова Л. В., Бурункин Д. А. Планирование и анализ реализации внеурочной деятельности // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 5-11.
Основная литература
5.Цветкова Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореферат дис… Канд. Психол. Наук. – Екатеринбург, 2002.
6. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
7.Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций.- М., 2005.
Дополнительная литература
8. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
9.Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
11.Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М.: Просвещение, 2007.
12.Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М.: Про-Пресс, 2009.