Урок по теме Поршневой жидкостный насос 7 класс


Урок самостоятельного изучения новых знаний «Поршневой жидкостный насос»
Урок физики в 7 классе.
Технологии обучения : личностно – ориентированная, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная .
Продолжительность: 45 минут
Автор: Ахметова Ирина Петровна, учитель физики МОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» г. Рубцовск, Алтайский край
Цель урока: создание условий для самостоятельного изучения и применения новых знаний.
Образовательные задачи урока:
ознакомить с устройством и принципом работы поршневого жидкостного насоса с помощью компьюторной модели;
формировать навыки технического моделирования;
формировать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников
Развивающие задачи урока:
развивать навыки самостоятельной работы учащихся;
развивать умение обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
развивать коммуникативную компетенцию учащихся;
создать условия для проявления познавательной активности учащихся;
Воспитательные задачи урока:
воспитывать культуру умственного труда;
воспитывать культуру коллективной работы;
воспитывать информационную культуру;
показать роль физического эксперимента.
Тип урока – урок изучения нового материала и его первичное закрепление.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная работа, тестирование.
Оборудование: стеклянная трубка с поршнем (шар Паскаля или шприц), персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблица «Водяной насос»
Межпредметная связь: техника, биология, литература.
Структура урока:
Орг.момент – 2 мин.
Постановка цели урока: актуализация знаний - беседа, демонстрация - 5 мин.
Организация деятельности учащихся – 3 мин
Групповая работа с просмотром видеофильма и схемы работы на таблице – 10 мин.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз – 4 мин.
Продолжение групповой работы - первичная проверка понимания нового материала - 5 -7 мин.
Закрепление знаний – выполнение тестов, самопроверка, решение расчетных задач, решение качественных задач
Рефлексия – 5 мин.
Домашнее задание - 3 мин.
Описание урока
1. Обоснование выбора формы проведения урока.
Одним из результатов обучения физике в основной школе является понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании. Возрастающая потребность связи физики и различных жизненных ситуаций побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли донести знания до учащихся как можно интереснее и доступнее. Одной из таких форм является урок самостоятельного изучения принципа работы поршневого жидкостного насоса, на котором школьники сами с помощью компьюторной модели рассматривают устройство насоса, учатся сравнивать и анализировать результаты работы.
2. Методы обучения на уроке:
методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, наблюдение, сравнение и обобщение;
методы педагогики – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы – просмотр видеофильма «Водяной насос», использование презентации Power Point;
демонстрационный метод.
3. Актуальность поставленной цели урока.
При изучении законов физики учащиеся 7-х классов затрудняются применять полученные знания для объяснения принципов действия технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, решения физических задач на применение полученных знаний. Проявив самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений на примере несложного устройства водяного насоса, школьники получат опыт самостоятельного изучения принципа работы более сложных технических устройств, что явится толчком к развитию конструкторских способностей.
4. Место урока в тематическом планировании и системе уроков.
Преподавание ведётся по учебнику «Физика 7», А.В.Перышкин. Урок «Поршневой жидкостный насос» рассматривается в конце темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов», после изучения закона Паскаля и атмосферного давления. Водяной насос является подтверждением существования атмосферного давления, далее рассматривается принцип работы гидравлического пресса, гидравлического домкрата.
5.Форма организации деятельности учащихся.
На этапах 1-4 происходит фронтальная работа с классом, на 8 – индивидуальная работа, на остальных – групповая работа. Групповая форма работы не является новой для учащихся. На данном уроке учащиеся разбились на группы по принципу личных симпатий. В каждой группе выбирается консультант, учащиеся знакомятся с технологической картой. Желающий от каждой группы озвучивает просмотренный фильм или выступает с сообщением после работы с таблицей. 6. Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.
На уроке созданы условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражено в следующем:
создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
стимулирование учащихся к высказываниям;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
создание ситуации выбора и успеха;
создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;
создание обстановки для естественного самовыражения ученика;
7. Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения
Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:
своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
чёткая организация учебного труда;
групповая работа, создающая ситуацию, когда более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища;
объединение в группы по желанию учащихся, т. е. с учетом психологической совместимости;
смена видов деятельности учащихся;
выполнение упражнений для глаз для снятия усталости.
8. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.
Большая часть учащихся 7 класса владеет навыком работы на компьютере, поэтому самостоятельно просматривают видеофильм, презентация Power Point используется на данном уроке в качестве демонстрации. Презентация состоит из 11 слайдов, включая титульный.
Смена слайдов происходит путем по щелчку мыши.
Оформление презентации отвечает основным требованиям:
один и тот же вид информации помещён в одном и том же месте;
при оформлении презентации минимизировано количество используемых цветов, для выделения наиболее важных данных и развития зрительной памяти использован один и тот же цвет;
разумно использован цветовой контраст.
Использование ИКТ на данном уроке способствует:
решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом, никто не бездельничает;
повышению интенсификации урока и темпа урока: тест проецировался на экран, далее ответы к тесту для самопроверки, презентация позволила значительно сократить время на выполнение теста.
увеличению объёма выполненной работы.
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения
Результат деятельности учащихся.
Результатом деятельности учащихся на уроке является: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, понимание устройства и принципа работы поршневого жидкостного насоса при помощи компьютера, решение задач. Результат деятельности учащихся зафиксирован в технологической карте и в выполненном тесте.
Другой стороной, надпредметным компонентом результата деятельности учащихся на уроке является приобщение их к процессу творчества, открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху.
Литература
Ход урока
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке
Приветствует учащихся, определяет отсутствующих, проверяет наличие тетрадей, калькуляторов. Приветствуют учителя.
2.Постановка цели урока
Цель:
-актуализация опыта учащихся по данной теме;
-организация целенаправленной познавательной деятельности учащихся.
Слайд 1
Перед определением темы и цели урока предлагает посмотреть презентацию (слайд 1), демонстрацию опыта.
Учитель:
Предлагает вспомнить схему водопровода. Приводит строки из стихотворения Маяковского «Во весь голос»: Мой стих трудом громаду лет прорвет
И явится весомо, грубо, зримо Как в наши дни вошел Водопровод
Сработанный еще рабами Рима
- Вопрос: Чего не знали древние римляне при строительстве водопровода?
- И каким он у них был?
- Какой закон используется при строительстве водопровода?
- Как вы думаете, какое устройство нужно для поднятия воды?
- Побуждает к определению цели урока.
Насосы бывают разные: воздушные поршневые: насос для накачивания шин – велосипедных и автомобильных, мощные насосы-компрессоры, обеспечивающие продувание воздуха при выплавке металлов, перекачивание по трубопроводам горючего газа и жидкостные. Сердце – насос, перекачивающий кровь. На уроках биологии вы подробно ознакомитесь со строением сердца и его работой. Как и в любом насосе, в сердце есть клапаны и создается давление. Пищеварительный аппарат пиявки наполняется кровью подобно тому, как всасывающий насос водой.
Показывает поднятие воды в стеклянной трубке вслед за поршнем.
- Почему вода поднимается вслед за поршнем?
- На какую максимальную высоту можно поднять воду?
Один учащийся у доски коротко рассказывает по таблице схему водопровода.
Принцип сообщающихся сосудов.
Очень длинным, все время под уклон, чтобы текла вода.
Закон Паскаля.
Насос.
Формулируют тему и цель урока: изучить устройство и принцип работы водяного насоса.
Записывают тему урока: «Поршневой жидкостный насос».
Слушают, смотрят презентацию.
При подъеме поршня, под ним образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давление наружного воздуха вдавливается вода, которая будет подниматься вслед за поршнем. Вода будет подниматься, пока давление водяного столба меньше давления атмосферы. С увеличением высоты столба жидкости в трубке давление тоже растет, и достигает своего наибольшего значения, когда максимальное давление равно атмосферному.
Ученик записывает на доске: p=gρh, h=p/gρ, p=100 кПА
Организация деятельности учащихся
Цель:
подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока

Предлагает учащимся разделиться на 2 группы, выбрать в группе консультанта, ознакомиться с технологической картой (см. приложение № 1).
1 группа- самостоятельно с помощью компьютерной модели; 2 группа – самостоятельно с помощью учебной таблицы изучить устройство и принцип работы насоса.
Делятся на 2 группы, выбирают консультанта, знакомятся с картой.
Слушают задания.
Групповая работа по самостоятельному добыванию знаний
Цель:
- создание условий для самостоятельного поиска информации;
- выработка умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической формах;
- развитие творческой стороны мыслительной деятельности учащихся;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся;
- воспитание культуры коллективной работы.
Предлагает самостоятельно изучить устройство и принцип работы насоса.
Самостоятельно изучают устройство и принцип работы насоса.
Гимнастика для глаз.
Цель:
- предупредить физическое напряжение, усталость, утомление;
- способствовать усилению работоспособности во второй половине урока.
Комплекс упражнений для глаз Выключает компьютер.
Проводит гимнастику для глаз
Выполняют гимнастику для глаз.
Продолжение групповой работы:
-первичная проверка понимания нового материала
Включает компьютер.
Предлагает заполнить пробелы в технологической карте.
Показывает правильный текст на слайде.
Предлагает 1 группе отключить звук и озвучить фильм.
Предлагает 2 группе по таблице рассказать устройство и принцип работы насоса.
Предлагает сделать вывод: как устроен насос? принцип работы?
Предлагает сравнить учащимся что более наглядно: просмотр видеофильма или работа с таблицей?
- На какую предельную высоту можно поднять: 1 группа – воду, 2 группа – нефть при нормальном атмосферном давлении?
- Сравните результаты: почему нефть можно поднять выше? Заполняют пробелы.
Самопроверка.
Один учащийся по желанию озвучивает фильм, остальные при необходимости дополняют, исправляют.
По таблице рассказывает устройство и принцип работы.
Коротко называют основные части и принцип работы.

Отвечают.

Находят по формуле, записанной на доске:
h=p/gρ h = 10,2 м h = 12,5 м

Плотность нефти меньше плотности воды.
Закрепление знаний
Цель:
- создание условий для проверки полученных знаний;
- формирование умений работать в группе;
- развитие навыков решения физических задач на применение полученных знаний;
- формирование умений и навыков применять полученные знания для объяснения действия технических устройств.

Выполнение теста
Самопроверка
Решение расчетных задач
Решение качественных задач

Предлагает тест из 9 вопросов, ответы сверить друг с другом в группе (см. приложение № 2)
После выполнения теста показывает слайд с верными ответами, предлагает выставить себе оценки за тест.
Предлагает решить задачи, изложенные в карте, ответы записывает на доске.
а) Определить высоту в (м) водонапорной башни села, если манометр, установленный у ее основания, показывает давление 150 кПа.
б) Под каким давлением (в кПа) должен насос поднимать воду в трубу, чтобы фонтан из нее бил на высоту 4,5 м?
Дополнительная задача тем, кто справляется быстрее:
в) Считают, что самое сильное сердце у жирафа,т.к. ему приходится поднимать кровь на высоту до 3 м. Определить давление (в кПа), создаваемое сердцем. Плотность крови считать равной плотности воды.
Предлагает задачу из серии о Шерлоке Холмсе:
«Уважаемый Шерлок Холмс, что за сосуд вы все время перекладываете из стороны в сторону?- поинтересовался Ватсон, заглядывая в ящик. «Это фляжка в виде усеченного конуса,- ответил Холмс.- Она оказалась здесь почти случайно. Преступник хотел подшутить надо мной. Он оставил эту фляжку вместе с запиской: «Не переворачивай, взорвется!» Во фляжку была налита обыкновенная вода. Посмотрите внимательно, Ватсон, - фляжка имеет две пробки: внизу и вверху. Обе пробки довольно свободно входят в отверстие. Если фляжку нести большим основанием вниз, то вода не выливается. А если перевернуть, то нижняя пробка сразу вылетает и вода начинает вытекать». Почему?
Выполняют тесты.

Самопроверка. Выставляют оценки.
Самостоятельно решают
15 м
45 кПа
30 кПа

Так как фляжка имеет форму усеченного конуса, то давление на дно зависит от того, как ее держат. Если фляжку держать основанием вниз, то уровень воды меньше, значит и давление воды на дно меньше, чем в обратном случае.
Рефлексия
способствовать формированию умения анализировать собственную деятельность
-Ребята, что нам удалось сделать на уроке?
Выставляет оценки самым активным, комментируя их.
-Предлагает открыть программу Paint, выбрать фигуру – круг, залить его:
Красным цветом, если урок понравился,
Зеленым – не совсем понравился,
Синим-
Самостоятельно изучить устройство и принцип работы поршневого жидкостного насоса при помощи видеофильма и таблицы. Коротко называют основные узлы и принцип работы.
Выставляют оценки в дневники.
Домашнее задание
§ 46, ответить на вопросы, упр. 22 Записывают задание в дневник.