Большая психологическая игра В мире профессий.

Большая психологическая игра
"В мире профессий".
Цель: создание условий для развития навыков целеполагания и планирования деятельности в будущей профессии.
Задачи:
осознание целей выбора будущей профессии;
проживание ситуации сотрудничества;
развитие навыков конструктивного взаимодействия;
создание благоприятных условий для работы в группе;
развитие рефлексии.
Предполагаемый психологический результат:
развитие социальной и личностной критичности, умения соотносить свою деятельность с деятельностью других людей;
осмысление целей выбора будущей профессии;
получение опыта конструктивного взаимодействия.
Сюжетная канва. В ходе проведения занятия старшеклассники оказываются в ситуации двойного выбора. Участники попадают на необитаемый остров в результате кораблекрушения. Задача ребят - самоопределиться в этой ситуации, выбрать себе профессию, которая поможет выжить в экстремальной ситуации. После спасения им нужно перенестись в недалекое будущее и также осуществить свой выбор – выбрать профессию, о которой они мечтают. В результате старшеклассники должны прийти к выводу о том, совпал ли их выбор профессии в экстремальных условиях с выбором, который они собираются сделать в будущем.
Условия проведения: пространство для свободного перемещения участников.
Методическое обеспечение: ватман, маркеры, карточки с названиями профессий, магниты, магнитная доска, магнитофон.
Время на игру и на обсуждение: 1-1,5 часа в зависимости от уровня сплоченности коллектива, уровня личностной зрелости каждого участника. Обсуждение 15-20 минут.
Участники:
Возраст – 16-17 лет. Размер группы – группа до 14 человек.
Форма обсуждения: круглый стол.
Комментарии
Данный вид развивающей работы может быть использован в рамках психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся.
Игра может проводиться с двумя группами учащихся, попадающих на соседние необитаемые острова.

Подробный сценарий игры (с указанием каждого этапа)
№ этапа
Время на проведение
Содержание
Задачи
Необходимые материалы

1
5
Приветствие. Все участники сидят в круге.
Ведущий. Традиционное приветствие мы проведем сегодня под девизом “Твое будущее”. Приветствуя друг друга, вы должны сделать вашему партнеру по группе небольшой прогноз на будущее. Например, “Здравствуй, Олег, я рад тебя видеть, я думаю, что через 2,5 года ты будешь более добродушным и отзывчивым” и т.д.
Создание атмосферы положительного настроя.
 

3
3
Ведущий. Для работы нам необходимо рассмотреть правила.
доверительный стиль общения
активное участие в происходящем
уважение к говорящему.
не оценивать другое мнение
правило поднятой руки («один в эфире»).
 
 

4
5
Разминка. Игра “Атомы”. Участники стоят в кругу.
Ведущий. На нашем занятии вам предстоят различные испытания, выдержать которые вы сможете благодаря взаимной поддержке, уважению, а также вниманию и находчивости. Это упражнение создаст благоприятный настрой для нашей дальнейшей работы.
Представьте себе, что все мы – атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времен объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-то число, например, три. И тогда атомы должны объединиться по три атома каждый.
Молекулы выглядят так (ведущий вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями).
По моей команде “Начали!” все начинают хаотично двигаться по аудитории, по команде “Молекулы по три” - объединяются с тем, кто находится ближе к вам.
Создание атмосферы творчества и положительного настроя.
 

5
2
Установка и правила игры.
Ведущий. Представьте себе, что вы отправились в путешествие по морю на красивом корабле, чтобы отдохнуть и набраться сил. И очень далеко от берега корабль потерпел крушение, вы чудом спаслись и оказались на одном из необитаемых островов.
Вы на необитаемом острове, и найдут ли вас, неизвестно. Ваша задача – выжить. Поймите серьезность и опасность произошедшего. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Люди иногда в этих обстоятельствах теряют человеческий облик, вспыхивают ссоры и драки со смертельным исходом. Вам нужно освоить остров, организовать свою жизнь на нем. Поэтому вам необходимо распределить между собой обязанности и овладеть определенной профессией, чтобы выжить на острове.
Погружение участников в ситуацию игры (в игровую реальность).
Ватман, маркеры, карточки с названиями профессий, магнитная доска, магниты

6
5
Карта необитаемого острова
Задание группе:
Вам необходимо нарисовать карту необитаемого острова, дать ему название и рассказать об этом острове. Придумать самим, что это за остров.
Создание атмосферы доверия и сплочение учащихся в совместной деятельности.
Ватман, маркеры

7
15
Выбор профессии на необитаемом острове
Задание группе:
Перед вами карточки с названиями профессий, каждый из вас должен выбрать именно ту профессию, которая поможет выжить на острове.
Для этого вы должны поместить карточку с названием профессии на доску, написать свое имя и указать, с какой целью вы выбрали ту или иную профессию. (Каждый участник должен озвучить свой выбор).
Обсуждение:
- Легко ли было выбрать профессию в экстремальных условиях?
- Соответствовал ли сделанный выбор вашим желаниям и возможностям?
- Какие человеческие качества проявились в группе?
Построение своей деятельности, отношений с другими членами группы.
Карточки с названиями профессий ВРАЧ, АГРОНОМ, КАМЕНЩИК, ЗООТЕХНИК, ПОВАР, РАСКРОЙЩИК ОДЕЖДЫ, ПСИХОТЕРАПЕВТ, ПРОКУРОР, ДИЗАЙНЕР, ЭКОНОМИСТ, ПРОДАВЕЦ.
МЕДСЕСТРА, БИОЛОГ, ПЛОТНИК, ВЕТЕРИНАР, ШВЕЯ, ПСИХОЛОГ, АДВОКАТ, ФОТОГРАФ, ВОДОЛАЗ, БУХГАЛТЕР, КОНДИТЕР.


8
3-5
Релаксация
Сядьте удобно на стуле, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Сейчас вы уснете. Представьте себе, что вы отдыхаете на песчаном берегу моря. Ласковые волны перекатываются одна за другой. Теплое солнце согревает вас своим теплом. Побудьте на этом берегу, отдохните.
Возвращайтесь оттуда, где вы только что отдыхали. Открывайте глаза, потянитесь, выпрямитесь, посмотрите друг на друга.
Мы продолжаем.
Снятие эмоционального напряжения.
Магнитофон, музыка с записью шума воды или спокойная музыка

9
15
Возвращение с острова и перемещение в недалекое будущее
Ваше пребывание на необитаемом острове завершилось благополучно – вас обнаружил пролетающий над морем самолет, и пока мы летим домой Вы должны ответить на вопросы с элементами юмора.
1. Назовите, самую сладкую профессию? (Кондитер).
2. Назовите, самую начитанную профессию? (Библиотекарь).
3. Самая зелённая(садовод, лесник, цветовод – декоратор).
4. Самая детская(воспитатель, педиатр, учитель)
5.Самая денежная(банкир, профессиональные теннисисты, боксёры, модель)
6.Самая общительная(журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик – затейник.)
7.Вопросы с участием сказочных персонажей.
Кем мог работать в наши дни герой мультфильма «Кот Матроскин?». Назовите профессии. (дояр, коммерсант, животновод).
8. Кем бы мог работать в наши дни волк из сказки «Волк и семеро козлят».
(Пародистом).

Вы отлично справились с заданием, но испытания на этом не закончились.
2 Задание. «Пантомима». Вам необходимо изобразить профессию, указанную на карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команда соперников должна угадать, какую профессию им демонстрируют.
Список профессий: 1. Штукатур, хирург, строитель, дирижёр, модель, автомеханик.
2. Тракторист, парикмахер, тренер, швея, кассир ( выдает деньги), хореограф.
3. Задание. «Угадай профессию». На карточках дано описание содержания деятельности по данной профессии. Вы должны угадать её.
1. Автомеханик, актёр, дизайнер, дрессировщик, журналист,
инженер – конструктор, кинооператор.
2. Композитор, предприниматель, программист, психолог, эколог, фермер, ювелир – гравёр.
Но прошло 2,5 года И каждый из вас – уже состоявшийся молодой специалист, получивший диплом об образовании.
Задание группе:
- Подумайте и скажите, что с вами произошло за это время?
- Какую профессию вы выбрали?
- Как вы себя чувствует в рамках этой профессии?
Спросить у каждого участника занятия (обратить внимание на доску с надписями):
- С какой целью вы выбирали свою профессию во время пребывания на необитаемом острове?
- Чем вы руководствовались, выбирая профессию в будущем?
Предоставление возможности участникам сопоставить цели выбора профессии.
 

10
 
Возвращение в свои настоящие роли (деролинг)
Ведущий. Настало время возвращаться в наши дни. Мы с вами снова в училище, в нашей группе.
Выход из ситуации игры.
 

11
20
Подведение итогов игры Ведущий. Поздравляю! Вы достойно справились с выпавшими на вашу долю испытаниями. Вам удалось выжить на необитаемом острове, спастись и дважды выбрать себе профессию.
Рефлексия
- Расскажите, что показалось вам самым важным, интересным?
- Чему вы научились?
- Что было решающим в выборе профессии на острове и реальной жизни?
- Что помогало проходить испытания?
Предоставление возможности участникам проанализировать свои чувства, дать обратную связь другим игрокам.
 






15