Проектирование современного урока в условиях внедрения Сингапурской методики обучения


Проектирование современного урока в условиях внедрения Сингапурской методики обучения
Готовя интересный урок, учитель сталкивается с немалыми трудностями: как по-новому разработать и провести урок? Какие образовательные технологии использовать на уроке? Как организовать продуктивную деятельность учащихся? Требования к образовательному процессу меняются, вынося на первый план развивающую составляющую. Такие перемены обусловлены изменением требований современной жизни, когда для человека становятся необходимы такие качества как креативность, целеустремленность, коммуникабельность, умение ориентироваться в большом потоке информации. Поэтому, чтобы отвечать требованиям, предъявляемым Стандартами, урок должен стать новым, современным! Современный урок является звеном хорошо спланированной и продуманной системы работы учителя, где решаются не только задачи обучения, но также воспитания и развития учащихся. Модернизировать методический потенциал учителей нашей республики призван проект «Совершенствование качества образования в Республике Татарстан» совместно с сингапурской компанией Educare Cooperative Limited, целью которого является выработать у обучающихся 21 века таких навыков как коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность. Эти навыки как раз и входят в показатели эффективности современного урока по ФГОС. Эффективно сотрудничать в процессе обучения со сверстниками и учителем обучающиеся могут при помощи обучающих структур, которые формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия, определенные в Федеральном государственном образовательном стандарте для всех возрастных ступеней обучения. Получается , что сингапурская методика дружит с ФГОС , является одной из форм реализации его требований . Применяя методику иностранных коллег, мы убеждаемся, что ученики, используя учебный материал, активно взаимодействуют друг с другом, обсуждение и поиск ответов на поставленные вопросы ведут в парах, группах и подгруппах, к общему решению поставленных задач, размышляя, рассуждая и обобщая, ребята приходят сообща. Так дети учатся сотрудничать, развивать свои коммуникативные способности, способность мыслить творчески.
Образовательные структуры построены на знакомых нам, учителям, методах – кооперативный  метод обучения, работа в малых группах, парное обучение, проектная деятельность. Они основаны на  командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды) и т.д. Кооперативный метод имеет продуманную систему командной работы, процесс обучения основан на поэтапности и четкости выполнения инструкций. Это приводит к дисциплинированности, внимательности и доведению до автоматизма  выполняемых действий.
Инновационность использования образовательных структур заключается, прежде всего, в четко организованных действиях обучающихся на уроке. Проектирование урока с применением современных образовательных технологий,  в том числе образовательных структур, предполагает соблюдение следующих требований.
1. Профессиональный подход к постановке целей урока. Необходимо ясное понимание: с какой целью обучающиеся выполняют то или иное задание. При подготовке к уроку следует продумать цели всех уровней: цели обучения данному предмету; цели раздела, темы, цели всего урока, цели этапов урока – его частей или эпизодов, отдельных заданий и т.д.
Например, одной из главных целей обучения русскому языку в основной школе по требованию ФГОС является овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.). Цель обучения раздела «Речь» в 5 классе (речевая деятельность):  научить владеть техникой чтения;  выделять в тексте главную и второстепенную информацию;  разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;  извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;  правильно расставлять логические ударения, паузы;  выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух; доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста и т.д. Какую из этих целей учитель реализует на конкретном уроке, на примере конкретной темы? Как эта цель будет достигнута на различных этапах урока?
Сегодня целевая установка урока – это совместная деятельность учителя и обучающихся. Тема урока не преподносится учителем, она выводится через проблемные ситуации, проблемный диалог, и каждый из присутствующих на уроке имеет возможность определить приоритетные цели и свои результаты урока.
2.  Работа над плотностью урока. За счёт более глубокого планирования, дифференциации и индивидуализации необходимо довести плотность уроков до оптимального уровня. Сингапурскими коллегами предложено использование таймеров (часов) для формирования у детей «чувства» реального времени. Самое общее условие экономии времени вытекает из определения урока как управляемого процесса. Управление в данном случае — организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не «работает» на достижение цели. Самой распространенной ошибкой потери времени на уроке является любая деятельность учителя или обучающихся, которая не предваряется вопросом (заданием) и результат которой не проверяется. В данном случае нарушается элементарное требование дидактики к реализации приемов образовательной деятельности: вопрос (задание) – деятельность обучающихся – проверка результата выполнения.
3. Адресная информация. Необходимо использовать максимальное число каналов получения информации (слуховой, зрительный, моторный).
4. Четкость и продуманность заданий. Ясный инструктаж  по выполнению заданий,точная постановка учебных вопросов помогут добиться исчерпывающих ответов. Постоянное обучение детей формулировать вопросы поможет развивать регулятивные универсальные учебные действия.
5.  Ответственность обучающихся на уроке формируется через привлечение обучающихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.
6. Комплексное требование к решению образовательных задач  посредством учебного предмета. Данное требование возможно через систематическое использование пропедевтических творческих и информационных заданий (на 1-3 урока вперёд) для пар, команд, отдельных детей.
7. Работа над развитием речи учащихся. Умение вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом, умение взаимодействовать предусмотрено каждой образовательной структурой. РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin) — обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка. СИНГЛ   РАУНД   РОБИН   (Single   Round  Robin  или   Round  Robin)   -«однократный раунд робин» — обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.    КОНТИНИУС    РАУНД    РОБИН     (Continuous    Round    Robin) «продолжительный  раунд  робин»  -  обучающая  структура,  в  которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга. ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin) — «раунд робин в течение определенного  времени» -  обучающая  структура,  в  которой  каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени. ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН  (Think-Write-Round Robin)  -  «подумай-запиши-обсуди  в  команде».  Во  время выполнения данной  структуры участники   ОБДУМЫВАЮТ   высказывание   или   ответ   на   какой-либо вопрос,  ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде. ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (All Write Round Robin) - «все пишут раунд робин»   -   обучающая   структура,    в   которой   ученики   по   одному ЗАЧИТЫВАЮТ   свои   ответы   по   кругу,   а   ВСЕ   остальные   ученики ЗАПИСЫВАЮТ новые идеи на своих листках.
8.  Организация самостоятельной деятельности обучающихся.
9.  Использование различных режимов или уровней коммуникации с детьми(индивидуальный, парный, групповой, общий).
10. Чёткое структурирование учебного материала. Ученику необходимо увидеть основные понятия, их  углублённый вариант и дополнительные сведения культурологического характера, необязательные для запоминания. Создание учителем интеллектуального «фона»/среды возможно через использование следующих образовательных структур. КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ    (Connect-Extend-Challenge)    -    «связать-расширить-продумать» — обучающая структура, помогающая РАСШИРИТЬ (углубить)   знания   по   теме,   СВЯЗЫВАЯ   их   с   предыдущим   опытом   и ПРОДУМЫВАЯ возможные ТРУДНОСТИ. ЗУМ ИН (ZoomIn) - «увеличивать» — обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал по чтению или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определенной теме.
11.  Соблюдение здоровьесберегающего аспекта урока возможно в том числе через использование следующих приемов. МИКС ПЭА ШЭА (Mix Pair Share) — обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов). МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) — обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
12.  Дифференцирование домашних заданий. Домашнее задание требует от учителя четкого программирования дифференциации домашних заданий, подробные инструкции по использованию наиболее рациональных приёмов и времени. Необходимо донести до учащихся способ выполнения домашнего задания, это даст более продуктивный результат.
Важно понять, что технология, метод, прием – не самоцель, а способ достижения оптимального результата. Поэтому весьма важно разумное использование образовательных технологий, форм организации учебной деятельности, средств и методов обучения. Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения принесёт максимальный образовательный эффект.