Урок-игра по русскому языку в 6 классе на обобщение и систематизацию знаний по разделу Словообразование.


Урок-игра на повторение по разделу «Словообразование. Орфография. Культура речи.» (6 класс)
Цели:
Повторение материала по разделу «Словообразование».
Формированию интереса к русскому языку.
Задачи урока:
Образовательные:
повторить орфограммы:
- «Буквы О и А в корне -кос- – -кас-»
- «Буквы О и А в корне -гор- – -гар-»
- «Буквы О и А в корне -зор- – -зар-»
- «Буквы Ы и И после приставок»
- «Гласные в приставках пре- и при-»
- «Соединительные О и Е в сложных словах»
- «Сложносокращенные слова»
Развивающие:
развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Словообразование».
Формы урока: урок-игра.
Ход урока
Слово делится на части,Ах, какое это счастье!Может каждый грамотейДелать слово из частей!
I.Организационный этап.Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведём необычный урок русского языка. Для начала проверим свою готовность к уроку.
Обратимся к эпиграфу. Выразительное чтение эпиграфа.
- Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части? (Морфемика; морфемы). Какие морфемы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание). Как называется раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова? (Словообразование).
II. Сообщение целей урока. Подготовка к основному этапу занятия.
Молодцы! Сегодня мы будем играть в «Лото». Перед каждым участником игры лежит одинаковая таблица, разделенная на 15 ячеек. Каждая ячейка отведена под определенную орфограмму из раздела «Словообразование»:
- «Буквы О и А в корне -кос- – -кас-»
- «Буквы О и А в корне -гор- – -гар-»
- «Буквы О и А в корне -зор- – -зар-»
- «Буквы Ы и И после приставок»
- «Гласные в приставках пре- и при-»
- «Соединительные О и Е в сложных словах»
- «Сложносокращенные слова»
Вы должны будете заполнить ячейки своей таблицы карточками, на которых написаны слова с пропущенными буквами на вышеперечисленные орфограммы.
В коробке, с которой я буду подходить к каждому из вас по очереди, находятся карточки со словами на определенную орфограмму. Участник, к которому я подошла, достаёт одну карточку. Перед тем, как закрыть ячейку карточкой на определенную орфограмму, участник должен вслух прокомментировать своё решение.
Например: участник достал следующую карточку – ПР…МУДРЫЙ. Его комментарий: «В слове ПРЕМУДРЫЙ пишется приставка ПРЕ, так как сходно со значением ОЧЕНЬ».
Также вам может попасться карточка со словом-исключением. Например, участник достал следующую карточку – ВЫГ…РКИ. Его комментарий: «В слове ВЫГАРКИ в корне пишется буква А, хоть и положение у нее безударное, а по правилу в корне с чередованием -гор- – -гар- в безударном положении пишется буква О, но мы пишем А, так как это слово является исключением из правила «Буквы О и А в корне -гор- – -гар-».
Игру продолжает следующий участник. Он тоже достаёт одну карточку, так же закрывает ячейку и комментирует свой ответ.
Если вам попалась карточка со сложносокращенным словом, нужно назвать один из трех способов его образования (1.части, состоящие из нескольких звуков;2.начальные буквы;3.начальные звуки).
Участник, который неправильно назвал пропущенную букву или отказался назвать её, должен вернуть карточку обратно в коробку. Он продолжает игру в следующем круге, то есть когда право достать карточку из коробки дойдет до него снова.
Если у вас уже закрыта ячейка с орфограммой, со словом на которую вы достали карточку, вы должны положить карточку обратно в коробку. Но вам дается право вынуть ещё одну карточку. Если вы опять достали карточку со словом на орфограмму, ячейка под которую тоже закрыта, ход передается другому участнику. А вы продолжаете игру в следующем круге.
Выигрывает тот, кто первым сумеет закрыть все ячейки своей таблицы. Второе место у того, кто закроет все ячейки вторым и т.д. Игра продолжается до последнего участника.
III. Основной этап. Игра.
Комментарий для учителей.
На таблицу одного участника:
Карточки со словами на тему «Буквы О и А в корне -кос- – -кас-» (на корень -кос- 1 шт., -кас- 1 шт.)
Карточки со словами на тему «Буквы О и А в корне -гор- – -гар-» (на корень -гор- 1 шт., -гар- 1 шт.)
Карточки со словами на тему «Буквы О и А в корне -зор- – -зар-» (на корень -зор- 1 шт., -зар- 1 шт.)
Карточки со словами на тему «Буквы Ы и И после приставок» (буква Ы после приставок 1 шт., буква И после приставок 1шт.)
Карточки со словами на тему «Гласные в приставках пре- и при-» (на приставку пре- 2 шт., на приставку при- 2 шт.,
Карточки со словами на тему «Соединительные О и Е в сложных словах» (на соединительную гласную О в сложных словах 1шт., на соединительную гласную Е в сложных словах 1шт.)
Карточки со словами на тему «Сложносокращенные слова» 1шт.
Например: если участников 20 человек, то количество карточек на каждую тему умножаем на 20.
Размер каждой карточки должен совпадать с размерами ячеек.
Например:
пр…открыть

без…мянныйпар…воз
к…сатьсяМГУ
з…рница-кос- пре-
-кас-
-гор- пре-
-гор-
Буква Ы после приставок Сложносокращенные слова Буква И после приставок
-зор- при-
-зар-
Соединительное О в сложных словах при-
Соединительное Е в сложных словах