Презентация по русскому языку Словообразование наречий


Урок русского языка в 7 классеАвтор презентации: Грибанова И.Э., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского краяСловообразование наречий Разряды наречий по образованиюСоотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением (наземь, набок, дома); наречия, образованные от имен числительных, - со значением числа (дважды, вдвое, вдвоем); наречия, образованные от имен прилагательных, - со значением качества (тепло, красиво, ласково, угрюмо); наречия, образованные от глаголов, - со значением действия (лежа, нехотя, шутя, немедля). Время образования наречийПроцесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают.Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость Пример: здесь, там, так, тогдаРанними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена Пример: дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку,а также от старых форм ныне существующих имён Пример: поделом, справа, слева.Другие наречия более поздние по своему образованию Пример: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз. Лексико-морфологические разряды наречий:Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий:1) наречия, соотносительные с местоимениями;2) наречия, соотносительные с именами существительными;3) наречия, соотносительные с именами прилагательными;4) наречия, соотносительные с именами числительными;5) наречия, соотносительные с глаголами. Способы образования наречий — приставочно-суффиксальный: догонять → вдогонку; крутой → вкрутую; сухой → досуха;— суффиксальный способ: веселый → весело; когда → когда-нибудь;— приставочный способ: где → кое-где; завтра → послезавтра;— сложение основ: мимо ходить → мимоходом(сложение, осложненн. суффиксацией)морфолого-синтаксический способ : словообразование наречий путем перехода из одной части речи в другую: говорить шёпотом; скакать верхом; зимой холодно. Сложение разных видов:сложение слов: еле, еле – еле-еле;сложение с первым элементом полу-: полулежа;сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы. Задание 1. Определите способ образования наречий:1) четырежды – … 2) засветло – … 3) назавтра – … 4) давным-давно – …

Задание 1. Проверьте:1) четырежды – … (суффиксальный);2) засветло – … (приставочно-суффиксальный);3) назавтра – … (приставочный);4) давным-давно – … (сложение слов). Задание 2. Определите способ образования наречий:вдали –медленно –мягко –быстро-быстро – тише – когда-то – Задание 2.Проверьте:вдали – (приставочно-суффиксальный);медленно – (суффиксальный);мягко – (суффиксальный);быстро-быстро – (сложение слов);тише – (суффиксальный);когда-то – (суффиксальный). Задание 3.Восстановите текст.Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы.Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно. Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно.Он запел.(Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками.Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки. Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом.Образец записи: не + мало – немало.Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно. Спасибо за урок!