Конспект урока по русскому языку на тему Словообразование и орфография


Учитель: Лисюткина М.В.
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование и орфография».
Цели урока:
1.Образовательные: проверить усвоение изученного материала по разделу «Словообразование и орфография», закрепить знания о морфемах, закрепить знания и умения по тем орфографическим правилам, которые связаны со словообразованием.
2.Развивающие: развивать мышление, внимание, память, умение применять теоретические знания на практике, развивать речь учащихся.
3.Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, развивать любознательность, воспитывать интерес работать в парах; воспитывать самостоятельность, активность, контроль и самоконтроль, трудолюбие и прилежание, активность, усидчивость, аккуратность.Тип урока: урок-путешествие
Применяемая технология: игровая технология.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, доска, маршрутные листы.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие класса. Настрой на работу.
Вступительное слово учителя.
Учитель: - Ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного эпиграфа:
«Не можешь оторвать глаз от лесенки
слов, на которой покоится жизнь с ее
прошлым, с ее нынешним пульсом,
со взглядом в завтра…»
В. Песков.
Учитель: Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?
Словообразование - один из важнейших разделов русского языка.
Словообразование - один из важнейших источников пополнения словарного запаса
Попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Ответы учеников)
Формулирование темы и целей урока.
Учитель: Итак, тема нашего урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование и орфография». (Слайд 1)
Учитель: Какая цель стоит сегодня перед нами?
(Ответы учеников)
Перед нами стоит цель повторить, обобщить, отработать орфограммы, которые мы изучили в процессе знакомства с темой «Словообразование и орфография»: способы образования слов; правописание чередующихся гласных; гласных и, ы после приставок; е, и в приставках -пре, -при; написание сложных слов, употребление сложносокращенных слов. (Слайд 2)
Игра-путешествие.
На сегодняшнем уроке мы с вами совершим виртуальное путешествие по разделу
«Словообразование и орфография».
СТАНЦИЯ «ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ» (Слайд 3)
А начнём мы с терминологического диктанта.
Задание№1
(1 ученик у доски)
МОРФЕМА,ОКОНЧАНИЕ,КОРЕНЬ,ПРИСТАВКА,СУФФИКС,
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ,СЛОЖЕНИЕ,СОКРАЩЕНИЕ,ИЗМЕНЕНИЕ,
ЧЕРЕДОВАНИЕ,СОСТАВ,РАЗБОР,ПРАВОПИСАНИЕ,ОРФОГРАММА.
Учитель: - Какой темой объединены эти термины?
- Что изучает словообразование?
- Что такое морфемика?
- Что такое морфема? (Слайд 4)
(Ответ ученика)
Учитель: Назовите известные вам морфемы.
(Ответ ученика)
Учитель: Сегодня мы должны повторить то , что узнали о частях слова- морфемах, и орфографические правила, связанные с их написанием.
Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, находить морфемы и точно определять границы между ними.
Задание№2 Игра «Составь слово» (Слайд 5)
Учитель: - А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Выделите морфемы в словах.
- От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень,
от существительного кружок суффикс.
- Какое слово получилось? (Подарок).
- От глагола побелел взять корень,
от прилагательного маленький суффикс,
от прилагательного синий окончание. (Беленький).
- От глагола пришёл взять приставку,
от глагола улетел взять корень,
от глагола бежит окончание. (Прилетит).
Сделать морфемный разбор слов:
1: матросский, привычка, снежок, подъезд.
2: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.
(Проверка. Подведение итогов.) СТАНЦИЯ «НОВЫЕ СЛОВА» (Слайд 6)
 Учитель: Прежде вспомним, какие способы образования новых слов в русском языке вам известны?
(Ответы учеников)
(Предполагаемые ответы: приставочный, суффиксальный, сложение (основ и целых слов), бессуфиксный, сложение сокращенных основ, переход из одной части речи в другую).
Задание№3:
Определите, как образованы следующие слова, поставив против каждого из слов номер способа словообразования.
летчик электровоз престранный преподнести птицефабрика учительская выход кресло-кровать ВВС турпоход подоконник сероватый 1.приставочный
2.суффиксальный
3.приставочно-суффиксальный
4.сложение (основ и целых слов)
5.бессуффиксный
6.сложение сокращенных основ
7.переход из одной части речи в другую
Станция “Орфографическая” (Слайд 7)
Задание №4:
Учитель: Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе. Что такое орфография?
(Ответы учеников)
1.Корни с чередованием гласной
2.Гласные в приставках –ПРЕ и –ПРИ
3. Гласные И, Ы после приставок
4.Написание сложных слов
(Слайд 8)
1.Задание: выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.
Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
Р…стительный, заг…реть, зар…сли, р…сток, уг…рный газ, сл…жить, разл…жить, сл…гаемое, уб…рать.
(Проверка, подведение итогов). (Слайд 9)
1.Узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите, обозначив орфограмму.
1. Выцвести, потерять окраску. (Выгореть.)2. Слегка дотронуться до чего-нибудь. (Прикоснуться.)3. Приобрести загар. (Загореть.)4. В математике: прямая, имеющая общие точки с кривой, но не пересекающая ее. (Касательная.)5. Смуглый от загара. (Загорелый.)6. Сгореть до конца, погаснуть. (Догореть.)7. Масло, добываемое из растений. (Растительное.)8. Догадка, предварительная мысль. (Предположение.)9. Что-то описывать, передавать устной или письменной речью. (Изложение.)
2.Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова е и
пр…образовательпр…школьный пр…успевать пр…лунениепр…красный пр…рвать пр…остановить пр…одолеть пр…выкать пр…поднять 3. Задание: Экспресс-тест (Слайд 10)
Обведите кружочком номера слов, в которых после приставок следует писать Ы
1. Раз..скивать 2. Сверх..дейный 3. Без..скусный 4. Раз..грать 5. С..скать 6. Сверх..нтересный7. Меж..институтский 8. Без..мянный 9. Под..скать 10. Раз..гратьОтветы: 1,3,4,5,8,9,10 (Слайд 11)

4. Задание: вставить пропущенные буквы и определить, на какое правило даны примеры. (Слайд 12)
лед..ход
везд..ход
черн..морецземл..коп
пеш..ход
вод..пой
песн..пение
земл..делиехлеб..резка
Станция “Шифровальная (Слайд 13)
Ученики должны расшифровать аббревиатуры(сложносокращенные слова)
Завхоз МХАТ ТЮЗ Спецкор Универмаг юннат

Станция “Лингвистическая” (Слайд 14)
Дети получают карточку с предложениями, из которых следует составить связный текст, озаглавить его, определить тип и стиль текста.
Рассвет тяжело разгорался над городом.
В самом разгаре стремительное лето.
За окном легко несутся облака, солнце горячими пятнами лежит на куполах. Летает обильный пух от одуванчиков.
Нева шла громадой железной воды, волны грозно рокотали около мостовых, в домах горели свечи.
Итоги урока. (Слайд 15)
Заключительное слово учителя:
Итак, закончился наше путешествие. Вы показали хорошие знания по теме.
Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
— основные способы словообразования.
— морфемный и словообразовательный разбор.
— орфографические правила (пре-, при-, чередование корней).
— проследили, как словообразование связано с другими разделами.
— Какой можно сделать вывод?
Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
4. Рефлексия.
Какие вопросы показались вам особенно интересными?Какие вопросы вызвали затруднения?Как вы думаете, что нужно еще повторить вам самим, чтобы запомнить?
5. Домашнее задание. (Слайд 16)
Составить словарный диктант ( объем 15-20слов) на следующие пройденные орфограммы: сложносокращенные слова, правописание приставок ПРЕ - и ПРИ-,
И и Ы после приставок, проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.