Тема урока: Сжатое изложение отрывка из художественного текста.


Тема урока: Сжатое изложение отрывка из художественного текста.
По материалу упражнения 119.
Цели урока: уметь применять на практике приемы осмысленного изучающего чтения, при котором нужный материал берется на заметку, выписывается;
подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.
Оборудование: слайды, портрет В.И. Даля, проектор, интерактивная доска, ноутбук.
Организационный момент

Мотивация к работе (сегодня мы попробуем определить приемы сжатия теста для изложения…)

Актуализация знаний
-Ребята, давайте поговорим об известном ученом В.И. Дале
-Что вы о нем знаете? (автор «Толкового словаря….»)
-Какая у него была профессия? (Полковой лекарь)
-Благодаря этому человеку в русском языке сохранились многие диалектные слова. Некоторые из них стали общеупотребительными, а другие архаизмами. И первый толковый словарь составил именно В.И. Даль
-Как же пришло в голову лекарю собирать слова русского народа и систематизировать их.
Первоначальная работа с текстом. Упражнение 119
Знакомство с памяткой «Как готовится к сжатому изложению» (учебник, часть 1, страница 165)

А. Чтение текста.
Б. Словарная работа
Мичман-
Ямщик-
Наст-
Замолаживать-
(Значение слов дано на слайдах, выбрать правильное толкование каждого слова)
В. Определить стиль и тип речи текста. Определить тему теста. Озаглавить текст. (варианты «Дело всей жизни», «Важное решение», «Решение, которое перевернуло жизнь В. Даля»)
Г. Определить основную мысль текста. (Морозный мартовский день 1819 года оказался главным в жизни В.И. Даля: в этот день он принял решение собирать слова).
Анализ текста для краткого его пересказа.
- на какие две большие части можно разделить текст?
Эпизод из жизни В.И. Даля
Даются необходимые пояснения – сообщается, кто этот седок, которого везет на легких санях ямщик, какую роль в жизни мичмана сыграет этот день.
- Для чего нужна первая часть, ведь главное о Дале мы узнаем из 2 части? (эта часть призвана заинтересовать читателя, которому хочется узнать, кто же этот человек, замерзающий от холода и в то же время не теряющий интереса к словам, к тому, как говорят в народе. Таким образом, именно эта часть характеризует Даля как человека, не отступающего от принятого решения). - Какие подробности можно опустить, изложить более кратко?
Можно сократить описание ямщика и седока (… укутанный в тяжелый тулуп, через плечо поглядывает на седока, жмется от холода, форма греет плохо, поднял воротник, сунул руки в рукава).
- Нужно ли воспроизводить диалог между мичманом и ямщиком? (Диалог нужен, но его надо изложить в одно предложение).
- Надо ли цитировать буквально то, что записал Даль в свою записную книжку? (не обязательно для нашей задачи: мы хотим показать, как случилось, что Даль принял решение собирать слова).
- Итак, в первой части желательно сохранить все то, что привело Даля к решению собирать слова.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Найдем и запишем ключевые слова и словосочетания, которые помогут кратко изложить первую часть текста.
Работа в парах Сани, ямщик, мичман, холод, пасмурнеет, замолаживает, записная книжка.
-какие факты из 2 части текста необходимо использовать в изложении?
Работа в парах (мартовский день1819года, на пути из Петербурга в Москву, 40лет упорной работы, «Толковый словарь живого великорусского языка»).
Релаксация. (итак, мы рассмотрели приемы сокращения, сжатия текста, …. пересказ)
Д/З. Подготовить черновой вариант изложения.