Конспект к занятию элективного курса Текст как речевое произведение. Анализ исходного текста.Проблема текста.


Тема: Лингвистический анализ текста. Проблема текста.
Цели занятия:
образовательная: обучение лингвистическому анализу текста, подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ч. 2, зад. 25 ЕГЭ);
развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления; формирование способа действий;
воспитательная: способствовать нравственному развитию личности обучающихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Задачи:
расширять лексический запас;
воспитывать читательскую культуру;
выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя.
‒ Сегодня мы продолжим работу над лингвистическим анализом текста, постараемся привести ваши знания и умения в стройную систему, закрепим навыки видеть идейно-тематическое и эстетическое своеобразие исходного текста, что будет способствовать совершенствованию вашей собственной речи. Эта работа очень трудная и важная, она является очередным этапом в подготовке к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку (ч. 2, зад. 25 ЕГЭ).
II. Проверка домашнего задания.
‒ В качестве домашнего задания вам был предложен для анализа текст известного журналиста Василия Пескова. Это отрывок из очерка «Отечество», из цикла «Святые места», написанного в 1967 году.
Несколько слов об авторе (слайд 2)
Василий Песков родился в 1930 году в селе под Воронежем. С 23 лет занимался журналистикой, начинал в областной молодёжной газете. Более 40 лет проработал в «Комсомольской правде». Обошёл и объездил всю Землю. Это север, юг, Центральная Азия, Дальний Восток, Камчатка, Балтийские острова, граница Европы и Азии. Выезжал за рубеж: девять раз в США, три раза на Аляску, шесть раз в Африку, был в Австралии, Антарктиде, Китае, во Вьетнаме
Всё его журналистское творчество проникнуто горячей любовью к Отечеству.
(слайд 3)
«Понятие Родины ‒ это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней».
В. Песков
Эти слова Василия Пескова можно считать эпиграфом ко всему его творчеству и к нашему занятию.
‒ Для проверки домашнего задания мы разделимся на 4 группы, каждая из которых в течение 5-7 минут проведёт «Мозговой штурм», а затем представитель от группы подведёт итоги работы. (слайд 4)
1) На основе анализа ключевых слов, выявления микротем сформулировать тему, основную мысль текста.
2) Определить тип(ы) речи данного текста.
3) Определить стиль, найти приметы стиля.
4) Работа с изобразительно-выразительными средствами. Найти ИВС, указать их роль в раскрытии темы, основной мысли.
(Можно использовать карточки-информаторы)
Выводы
‒ Сравните и дополните свои записи.
1) Любовь к святым места, к Отечеству тема патриотизма.
Основная мысль. Заставить любить Родину нельзя. любовь надо воспитывать, а воспитание это должно проходить в культурной среде. Необходимо сохранять памятники прошлого, ведь именно они вместе с окружающим нас миром, вместе с нашими настоящими делами, вместе с родным домом и выражаются дорогим словом Отчизна. (слайд 5)
2) Тип речи ‒ рассуждение (наличие тезиса, доказательств, вывода) с элементами описания и повествования.
Описание Красной площади и храма Василия Блаженного предваряет рассуждения автора, вызывает чувство особой гордости, восхищения красотой и величием этих символов России. Рассказ очевидца, реставратора Барановского, передаёт его недоумение и ужас от идеи сноса храма. (слад 6)
3) Публицистический стиль ориентирован на открытое выражение авторской позиции, повышенную экспрессивность речи, широкое использование изобразительно-выразительных средств. (слайд 7)
4) Риторические вопросы
Было удивительно: как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах?
Можно представить эту площадь без храма Василия Блаженного?
(А что показало время?)
Риторические восклицания
Запомнились камни на узкой лестнице ‒ сколько людей прошло!
Слова очевидца Барановского передают его эмоциональное состояние. Используется очень ёмкий фразеологизм «комок в горле застрял». Используются неполные предложения (Не мог говорить, не мог поверить… Не сломали...) как отражение волнения.
Для подчёркивания особой значимости своих мыслей автор использует высокую лексику и фразеологию (я → мы, Родина → Отечество, сотворивший чудо, хлеб насущный, снимая шапку); для усиления экспрессивности ‒ парцелляцию (6 абзац 1-2-3).
Предложения со значением долженствования (5 → призваны).
‒ Мы со всех сторон исследовали исходный текст. Это необходимо для создания своего собственного сочинения-рассуждения на его основе.
Т.о. перед нами лирическое раздумье автора о том, что умещается в слове Родина, из чего вырастает любовь к своему Отечеству.
А теперь вы можете определить тему сегодняшнего занятия.

III. Восприятие нового материала.
‒ Подберите синоним к словам «вопрос», «задача» ‒ «проблема».
‒ Сформулируйте определение «проблемы» используя ключевое слово и:

I вариант ‒ причастный оборот
Проблема ‒ это сложный вопрос, требующий серьёзного размышления, исследования.
II вариант ‒ придаточное определительное
Проблема ‒ это сложный вопрос, который требует решения.
В толковом словаре (слайд 9):
проблема ‒ это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема поиска смысла жизни, проблема отцов и детей и др.
‒ Проблема предполагает наличие какого-либо противоречия, конфликта между явлениями, понятиями, точками зрения. (слайд 10)
Тема ≠ Проблема
о чём? конфликт
→←
‒ Выделяют различные категории, виды проблем.
‒ Какие виды проблем могут быть? (слайд 11)
Проблемы:
философские («вечные»);
политические (в сфере управления государством);
экологические (человек ↔ природа);
социальные (социально-экономические) (в сфере общественных (социальных) отношений);
нравственные (морально-этические) (взаимоотношения между людьми).
Алгоритм действий (слайд 12)
Проблема может быть сформулирована (слайд 13)
1) в виде повествовательного предложения:
Проблема истинного патриотизма. Проблема взаимоотношения человека и природы. Проблема интеллигентности.
2) в виде вопроса:
Что такое истинный патриотизм? Какими должны быть взаимоотношения человека и природы? Кого можно считать интеллигентным человеком?
‒ Задумайтесь над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей всего человечества.
‒ Формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только конкретный факт, случай, описанный в тексте, но и многие подобные ситуации.
В тексте может быть не одна, а несколько проблем → проблематика текста. Обычно они объединяются в одну общую (главную) (более значимую).
‒ Какие же проблемы поднимаются в тексте В. Пескова? Попробуйте самостоятельно определить и записать проблемы данного текста.
(слайд 16)
Проблема сохранения памятников истории и культуры;
проблема воспитания любви к Родине;
проблема сущности понятия «любовь к Родине» (В чём состоит любовь к Родине? Из чего она складывается?).