Конспект урока по курсу Мировые религии

Конспект урока по курсу «Основы мировых религиозных культур»

ТЕМА: Паломничества и святыни.

ТИП УРОКА: комбинированный урок с мультимедийной поддержкой.

ЗАДАЧИ:
Предметные: - формировать знания о понятиях п а л о м н и ч е с т
в о и с в я т ы н и.

Развивающие: - развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать умение и культуру выражения мысли;
- развивать логическое мышление, воображение,
Эмоциональную сферу.
Воспитательные: формировать толерантное отношение к предста-
вителям разных религий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- знание и понимание особенностей религий мира
и их влияние на жизнь людей;
- усвоение новых понятий п а л о м н и ч е с т в о
и с в я т ы н и.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: история.

ОБОРУДОВАНИЕ:
- Учебное пособие «Основы мировых религиозных
культур» 4- 5кл. Авторы Беглов А.Л., Саплина Е.В.,
Токарева Б.С., Ярлыкапов А.А. Изд.»Просвещение»
2012г.
- Электронное приложение к учебному пособию.
- Компьютор.
- Мультимедийная установка.





ХОД УРОКА

Этап урока
Деятельность педагога
Деятельность
обучающихся


1.Организация
начала занятия
Подготовить уч-ся к работе на уроке.

Готовность обучающихся.

П.Актуализация ранее полученных знаний
1)Как вы понимаете слово религия? (Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в единого Бога, в нескольких богов, в духов и т.д.)
2)Какие религии называются национальными? (иудаизм, индуизм).
3)Какие религии называются мировыми? (христианство, ислам, буддизм)
4)Какие религии считаются традиционными для России? (православие, ислам, иудаизм, буддизм)
Ответы на
вопросы учителя

Ш.Повторение материала предыдущего урока.
Что такое ритуал (обряд)?(Определенные действия людей.)
Что такое религиозный ритуал? (Это действия людей, которые связывают их с потусторонним миром: молитвы, обряд крещения, свадебные обряды и т.д.)
Что является ежедневным обрядом во всех религиях? (молитва).
Какие еженедельные религиозные традиции есть в разных религиях? В христианстве – воскресная служба, в иудаизме – шаббат, в исламе – совместная пятничная молитва в «соборный день»).
Какие еще религиозные обряды существуют в разных религиях мира?

Ответы на вопросы учителя.

1У.Проверка знаний.
Учитель предлагает обучающимся ответить на контрольные вопросы по пройденной теме «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».
Проверка учителем.
Выполнение тестовых заданий в электронном приложении.

У.Усвоение новых знаний.



















































































У1. Первичная проверка понимания.

УП.Итог урока. Рефлексия.






УШ.Домашнее задание.
Во многих религиях мира есть еще один ритуал – это паломничество.
Откройте учебник на стр.58 и прочитайте определение.
Как будет называться человек, совершающий паломничество? (Паломник)
!. ПАЛОМНИЧЕСТВА В ХРИСТИАНСТВЕ.
Демонстрация слайда «Храм Гроба Господня» в Иерусалиме. Это место захоронения Иисуса Христа.

На территории
·Израиля много мест, связанных с рождением, жизнью и смертью Христа. Вся территория носит название Святая Земля
- г.Вифлеем (место рождения Иисуса Христа)
- г.Назарет (место жизни Его с родителями)
- г.Иерусалим (там он был схвачен и казнен)
- оз.Неро или Галилейское море (явление чуда хождения по воде)
- р.Иордан (место крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем).

Местами паломничества христиан являются места, где находятся какие-либо реликвии - особо почитаемые святыни: остатки одежды, креста, саван, мощи и т.п.)




2) ПАЛОМНИЧЕСТВА В ИСЛАМЕ.
(Демонстрация слайда)

Паломничество в г.Мекку – ХАДЖ. Это обязанность каждого мусульманина хотя бы 1 раз в жизни совершить хадж
Главная святыня – храм Кааба (араб. – куб). Находится во внутреннем дворе Запретной мечети. В Каабе содержится черный камень.Кааба служит ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы. Углы располагаются по сторонам света и имеют свои названия. Кааба изготовлена из гранита и покрыта тканью.

Лучезарная Медина – второй по святости город мусульман. Здесь похоронен пророк Мухаммад в Мечети пророка, построенной недалеко от дома, где он жил.

Паломничество в г.Иерусалим к мечети Купол Скалы.
(Показ иллюстраций из кн.»Israel».

ПАЛОМНИЧЕСТВА В ИУДАИЗМЕ.

(Демонстрация слайда.)

Главная святыня – «Стена плача» в г. Иерусалиме. Иудеи плачут о разрушенном храме царя Давида, от которого осталась эта стена.
Вы знаете, что этот храм один раз восстанавливали, но он вновь был разрушен ( 70 г. н.э.). После этого евреи решили больше не восстанавливать храм.
Около Стены плача совершаются молитвы и проводят обряды вступления в иудейскую общину.
- А есть ли другие храмы у иудеев? ( Нет. Есть синагоги – дома собраний).

Вы заметили, что в Иерусалим приезжают паломники христиане, мусульмане, иудеи? Да, на Святой Земле есть святыни, принадлежащие верующим этих конфессий. Город Иерусалим поэтому называют «Городом трех религий».

ПАЛОМНИЧЕСТВА В БУДДИЗМЕ.
(Демонстрация слайда).

Паломничество – НАКХОР – началось с поклонения останкам Будды. Если помните, они были разделены на 8 частей и помещены в специальные ступы.
4 места в Индии считаются наиболее священными:
- место, где родился Будда (563 год до н.э.) – в маленьком княжестве в Непале, в г.Капилавасту.
- место, где к нему пришло просветление (г.Бодхгая)
- место, где он провел первую проповедь – «Четыре благородные истины» (г.Бенарес, Роща Ланей).
- место, где он умер в возрасте 80 лет – дом кузнеца Кунды в г.Кушинару.

Мы познакомились с местами паломничества верующих различных религий. Попробуйте ответить на вопросы к этой теме, данные в учебнике на стр. 61.

- Интересна ли вам была сегодняшняя тема?
- Что особенно запомнилось?
- Есть ли в сегодняшнем уроке то, о чем вы хотели бы еще поговорить или узнать побольше?
- А зачем вообще люди совершают паломничества?
- Как должны относиться люди разных религий друг к другу? (Уважительно, толерантно)

Стр.58-61.







Чтение определения.
















Работа с учебным пособием на стр.59.чтение определения «реликвии» «мощи»






См. иллюстрацию в учебнике на стр.59. Чтение рубрики «Это интересно».






















Ответы детей.











Просмотр слайда.




Иллюстрация на стр.61.




Ответы детей.



Ребята делятся впечатлениями
от урока.



Запись задания в дневнике.