Программа элективного курса программы элективного курса «Развитие науки и культуры в XIX в.»


Программа элективного курса
программы элективного курса «Развитие науки и культуры в XIX в.»
Пояснительная записка
Элективный курс «Развитие науки и культуры в XIX в.» ориентирован на преподавание в 8 классах общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры.
Курс включает в себя материал истории России, может помочь в восполнении пробелов в предыдущей подготовке ученика, предоставляет возможность ученику проявить себя. Предмет истории культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных её сфер – истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, истории искусства и т.д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, которая рассматривает культуру целостной системой и взаимодействии всех её областей. Исследования культуры по отдельным отраслям являются важнейшим материалом изучения историко-культурного процесса в целом. При рассмотрении научно-технической, нравственно-идейной, художественной сферы деятельности человека для историка важно выявить и показать социальные аспекты истории культуры, роль народа, деятельность интеллигенции в этом процессе.
При прохождении курса учащимися могут использоваться учебная и специальная литература, ресурсы Интернет, а так же презентации.
Цель: сформировать у учащихся представления об основных этапах, динамике и особенностях развития культуры и науки в России в XIX веке.
Задачи элективного курса:
Образовательные: способствовать формированию и углублению у учащихся знаний о культуре России XIX в.
Развивающие: продолжить развитие у учащихся способности к восприятию, анализу, обобщению информации, формирование познавательных процессов у учащихся: речи, памяти, мышления.
Воспитательные: пробудить интерес к русской культуре, умение работать в коллективе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- конкретно-исторические сведения, касающиеся различных аспектов развития культуры;
- историко-биографическая информацию, касающуюся выдающихся деятелей культуры;
- вклад России в мировую культуру.
Уметь:
– анализировать фактический материал по курсу;
– строить самостоятельные заключения;
– объяснить содержание основных терминов и понятий;
– работать с историческими источниками.
Владеть:
- готовностью к кооперации, к работе в коллективе.
Контроль по элективному курсу осуществляется:
Текущий – на лекциях, семинарах в тестовой форме;
Итоговый – написание реферата в процессе изучения курса по выбранной учащимися теме, ее публичная презентация на одном из практических занятий.
Программа курса рассчитана на 16 часов, включает в себя 2 раздела, где в хронологическом порядке представлено развитие культуры XIX в.: «Культура дореформенного времени. Первая половина XIX века», «Культура пореформенного времени. Вторая половина XIX века».
Содержание курса:
Тема 1. Вводное занятие. (1 час)
Культура дореформенного времени. Первая половина XIX века.
Влияние идеи просветительства на общественное сознание. Становление института цензуры. Влияние церкви и религии на школьное образование.
Тема 2. Развитие системы образования. (2 часа)
Уездные, приходские училища. Среднее образование, гимназии.Усиление сословности образования. ( 1 час)
Развитие университетского образования в первой половине XIX века. (1 час)
Создание системы университетского образования в России и устав 1804 года. Учреждение императорских университетов и их уставы. Общий устав императорских университетов 1835 года.
Тема 3. Культурно-просветительские учреждения. (1 час)
Открытие типографий в губернских городах. Развитие библиотечного дела.Идея создания публичного музея. П.М. Третьяков.
Тема 4. Наука. Научные центры. (1 час)
Увеличение числа научных центров. Создание Русского географического общества. Электротехника. Медицина. Гуманитарные науки.
Тема 5. Общественная мысль. ( 1 час)
Понятие «Общественное сознание». Идеи Просвещения. Н.М. Карамзин. Попытки свержения самодержавия. Теория «официальной народности». Западничество и славянофильство. Развитие идей утопического социализма.
Тема 6. Художественная культура. ( 2 часа)
Литература. Музыка. Театр. Живопись. Скульптура. Архитектура.
Тема 7. Город и деревня в культурной жизни накануне буржуазных реформ. (1 час)
Особенности планировки, застройки, благоустройства городов. Социальная структура дореформенного города. Дореформенная деревня. Промыслы.
Тема 8. Культура пореформенного времени. Вторая половина XIX века. ( 1 час)
Начало капиталистического периода в истории России. Движение за распространение просвещения народа. Государственная поддержка православной церкви, ее влияние на систему школьного образования.
Тема 9. Система образования. (2 часа)
9.1. Реформа школьной системы. Участие земств в развитии школьного дела. Деятельность комитетов грамотности. Повышение грамотности населения. Открытие новых университетов. Открытие первого бессословного семиклассного женского училища. ( 1 час)
9.2. Развитие университетского образования во второй половине XIX века. ( 1 час)
Подготовка и проведение реформы 1863 года.Университетский вопрос во второй половине 1860 – 70-х гг. Устав 1884 г.
Тема 10. Культурно-просветительские учреждения. (1 час)
Деятельность книжных издательств. Зарождение нелегальной революционной печати. Народные чтения. Музеи.
Тема 11. Интеллигенция в общественно-культурной жизни. (1 час)
Термины «Разночинец», «Интеллигенция». Основные черты самосознания русской интеллигенции. Общественные настроения разночинской интеллигенции в последней четверти XIX века.
Завершающий раздел. Класс заранее делится на группы и выполнив реферат с презентационным материалом выступает (2 часа).
Тематическое планирование элективного курса «Развитие науки и культуры в XIX в.»
№ п/п Тема Содержание Формы
1. Вводное занятие.
Культура дореформенного времени. Первая половина XIX века. Влияние идеи просветительства на общественное сознание. Становление института цензуры. Влияние церкви и религии на школьное образование. Лекция, беседа.
2. Развитие системы образования.
Уездные, приходские училища. Среднее образование, гимназии. Усиление сословности образования.
Развитие университетского образования в первой половине XIX века. Создание системы университетского образования в России и устав 1804 года. Учреждение императорских университетов и их уставы. Общий устав императорских университетов 1835 года. Лекция, беседа.
Работа с источниками, таблицей.
3. Культурно-просветительские учреждения.
Открытие типографий в губернских городах. Развитие библиотечного дела.Идея создания публичного музея. П.М. Третьяков. Семинар.
4. Наука. Научные центры.
Увеличение числа научных центров. Создание Русского географического общества. Электротехника. Медицина. Гуманитарные науки. Лекция, просмотр фильма «Наука XIX века».
5. Общественная мысль.
Понятие «Общественное сознание». Идеи Просвещения. Н.М. Карамзин. Попытки свержения самодержавия. Теория «официальной народности». Западничество и славянофильство. Развитие идей утопического социализма. Работа в группах.
6. Художественная культура.
Литература. Музыка. Театр. Живопись. Скульптура. Архитектура. Семинар.
7. Город и деревня в культурной жизни накануне буржуазных реформ.
Особенности планировки, застройки, благоустройства городов. Социальная структура дореформенного города. Дореформенная деревня. Промыслы. Лекция.
8. Культура пореформенного времени. Вторая половина XIX века. Начало капиталистического периода в истории России. Движение за распространение просвещения народа. Государственная поддержка православной церкви, ее влияние на систему школьного образования. Лекция.
9. Система образования. Реформа школьной системы. Участие земств в развитии школьного дела. Деятельность комитетов грамотности. Повышение грамотности населения. Открытие новых университетов. Открытие первого бессословного семиклассного женского училища.
Развитие университетского образования во второй половине XIX века.
Подготовка и проведение реформы 1863 года.Университетский вопрос во второй половине 1860 – 70-х гг. Устав 1884 г. Лекция.
Просмотр видеофильма «150-летие принятия Университетского устава в 1863 году», работа в группах с источниками и таблицей.
10. Культурно-просветительские учреждения.
Деятельность книжных издательств. Зарождение нелегальной революционной печати. Народные чтения. Музеи. Сообщения учащихся.
11. Интеллигенция в общественно-культурной жизни. Термины «Разночинец», «Интеллигенция». Основные черты самосознания русской интеллигенции. Общественные настроения разночинской интеллигенции в последней четверти XIX века. Лекция.
12. Завершающий раздел. Класс заранее делится на группы и выполнив реферат с презентационным материалом выступает.
Литература:
Бирюкова Н.В. История архитектуры: учебное пособие. − М., 2006. – 367 с.
Воронихина Л.М. Русская живопись XIX века. - М., 1990. – 320 с.
Георгиева Т.С. История русской культуры: учебное пособие. – М., 1998. – 572 с.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. − М., 2005.− 407 с.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: учебное пособие. – М., 1997. – 687 с.
Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки: учебное пособие. − М., 1985. – 384 с.
Пилявский В.И. История русской архитектуры: Учебник для вузов. − СПб., 2004. – 512 с.
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. − М., 2003. – 608 с.
Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. − М., 1998. – 688 с.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX в. − М., 1989. – 384 с.
Шульгин В.С. История русской культуры IX-XX вв. − М., 2003. − 480 с.
Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. − СПб., 2002. – 576 с.
Яковкина Н.И. История русской культуры: первая половина XIX века. Лекции. − СПб., 1998.− 256 с.