Конспект урока по географии 10класс Мировые природные ресурсы


Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»
Цели: 
Образовательная: усвоить понятие «ресурсообеспеченность»; представлять основные закономерности размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми, уметь определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Воспитательная: воспитать бережное отношение к природе
Развивающая: развивать умения и навыки работы с картами и текстом, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
- выявить существенные признаки и компоненты понятия «ресурсообеспеченность»;
- квалифицировать страны мира в связи с обеспеченностью полезными ископаемыми;
- определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира;
- приводить примеры негативного влияния жизнедеятельности человека на природу;
Оборудование: карта «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы.
Тип урока: комбинированный
Ход урокаI.Проверка домашнего задания (опрос)
1. Задание по карте.
Вариант 1. Показать на карте страны с монархической формой правления, унитарные государства.
Вариант 2. Показать на карте страны с республиканской формой правления, федеративные государства.
II.Изучение нового материалаУчитель: Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ресурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполните практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов.
Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.
Неисчерпаемые ресурсы — это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Земле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.
Другая группа ресурсов - исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относятся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ресурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лесные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.
Вопрос: Вспомните, как можно восстановить эти ресурсы? (Земельные — с помощью рекультивации и мелиорации, биологические с помощью создания особо охраняемых территорий — заповедников, заказников, национальных парков.)
Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова.
Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? (Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования.Её можно выразить количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.)
На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Минеральные ресурсы относятся к невозобновимым. Добыча минеральных ресурсов постоянно растет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.
III. Практическая работаЗадание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные приложение учебника таблицы 5:
Страна Запасы угля (в млрд т) Добыча (в млн т) Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)
США 445 1020 436
Китай 296 1240 239
Россия 202 250 808
ЮАР 116 220 527
Австралия 116 280 414
ФРГ 106 250 424
Индия 78 330 236
Украина 47 75 626
Великобритания 45 50 900
Казахстан 34 70 485
 
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.
Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспеченность углем в целомзначительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Самые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.
Задание № 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью используя данные приложения учебника таблица 3.
Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.
Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковуюресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.
Задание № 3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные приложения учебника, таблица 4.
Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Страны имеют неодинаковуюресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшаяресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.
Задание № 4. Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов топливными ресурсами, используя данные приложения учебника, таблица 3.
Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливными ресурсами.
Вывод: Ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире неодинакова. Наиболее высокая обеспеченность газом и углем. Ресурсообеспеченность нефтью невысока (40 лет). Зарубежная Азия имеет более высокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа. В 21 веке человечество будет больше использовать угля и газа, так как этими видами топлива мир в целом обеспечен лучше, чем нефтью.
Учитель: Вспомните, какова закономерность размещения полезных ископаемых? (Нерудные полезные ископаемые залегают в осадочных чехлах платформ, а рудные - в фундаментах платформ и в складчатых областях.)
Рассмотрим ресурсообеспеченность стран и регионов рудами. Наиболее используемые руды — железные, медные, алюминиевые, оловянные.
IV.      Вопросы для закрепления
1.  Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
2. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?
3.  Какие страны наиболее обеспечены нефтью?
4.  Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом.
5. Где на земле находятся рудные пояса?
6.Какими рудами богата Юго-Восточная Азия?
7. Где находятся «медные пояса»?
8. В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земельного фонда?
9. Каким топливом мир наиболее обеспечен? (Уголь, газ.)
10. Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям — «вглубь» и «вширь»?
V. Домашнее задание
1. Прочитать текст учебника, с.50, задание 2
2. Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.
3. Подготовить сообщение на одну из тем:
1. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.
2. Биологические ресурсы планеты.
3.Ресурсы мирового океана.
4. Рекреационные ресурсы.
5. Климатические и космические ресурсы.