Рабочая программа элективного курса Занимательная математика для 5-7 классов


Согласовано
Зам. директора по УВР
______Кургалина Т.А.
«___»__________2014 г. Утверждаю
Директор МОУ «СОШ г. Ермолино»
__________________Полетаева Н.Н.
«___»_____________2014 г.
Рабочая программа элективного курса
подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам
«Занимательная математика».
5-7 класс
Составитель: Кузнецова Татьяна Алексеевна,
учитель математики
г. Ермолино2014-2015 уч. год
Пояснительная записка
Цел
Современный этап развития общества характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах государственной и общественной жизни. Эти изменения существенно влияют на требования, предъявляемые к системе образования. Общее образование призвано обеспечивать условия успешной социализации учащихся, реализации школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это указывает на необходимость изменений в организации и управлении образовательным процессом.
Принятые в последние годы Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования задают направление таких изменений.
Но они возможны только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады, в данном случае олимпиады по математике.
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 5, 6 или 7 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.
Поэтому цель данного курса состоит в:
Создании условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Получение представления о математике как о живой, развивающейся науке, движимой внутренними и внешними стимулами развития.
Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.
Задачи:
Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников.
Разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей.
Получение конкретных представлений о взаимосвязях математики, других наук и практики, являющихся движущими силами самой математики и позволяющими математике воздействовать на другие науки и практики.
Восприятие математики как важной части системы наук, культуры и общественной практики, понимание сути математизации наук и практики.
Формирование мотивации и познавательного интереса учащихся.
Место курса в учебном плане основной школы
В соответствии с учебным планом школы в 5-7 классах изучается элективный курс «Занимательная математика», который имеет свои самостоятельные функции.
Данный курс направлен на:
- развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
- последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
- формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
- формирование обще учебных умений и навыков;
- развитие общих геометрических представлений учащихся;
- развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.
В данном курсе дополнительно рассматриваются некоторые темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в данных классах: задачи на движение, логические задачи, практические геометрические задания.
        На изучение элективного курса «Занимательная математика» отводится всего 34 часа (1 час в неделю).
Учебно-методический план
№ Тема Кол-во часов
1 Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности. 1
2 Факторы развития математики 6
3 Школьный тур олимпиады 4
4 Олимпиада «Кенгуру» и «Олимпус» 6
5 Математический вечер. 3
6 Разбор структуры проектно-исследовательской работы. Защита проектов. 3
7 Взаимосвязь математики с другими науками. Решение практических задач. 2
8 Проведение конференции среди учащихся. 2
9 Решение задач. 6
10 Анализ работы прошлого учебного года. Составление плана работы на бедующий учебный год. Пожелания и дополнения учащихся. 1
11 Проведение диагностики развития интеллектуального уровня учащихся. Анкетирование учащихся младших классов на выявление одаренных детей. 1
Всего: 35
Планируемые результаты освоения программы
        Изучение курса «Занимательная математика» в 5-7 классах направлено на достижение определённых результатов обучения.
К важнейшим результатам обучения относятся следующие:
в личностном направлении:
развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления;
развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
развитие умений работать с учебным математическим текстом;
формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
в предметном направлении:
овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
В результате изучения элективного курса учащиеся научатся:
Применять теорию в решении задач.
Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
Анализировать полученную информацию.
 Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
Решать числовые и геометрические головоломки.
Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Кол-во часов
1 Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности. 1
2 Внешние факторы развития математики. 2
3 Внутренние факторы развития математики. 2
4 Субъективные факторы развития математики. 2
5 Подготовка к школьному туру олимпиады. 2
6 Проведение школьного тура олимпиады. 2
7 Разбор олимпиадных заданий «Кенгуру» и «Олимпус». 4
8 Проведение общероссийской олимпиады «Олимпус». 2
9 Математический вечер. 3
10 Разбор структуры проектно-исследовательской работы. Защита проектов. 3
11 Взаимосвязь математики с другими науками. Решение практических задач. 2
12 Проведение конференции среди учащихся. 2
13 Решение дистанционных олимпиадных задач. 1
14 Решение исторических задач. 1
15 Решение практических задач. 1
16 Решение логических задач. 2
17 Разбор заданий и проведение анализа по результатам олимпиады «Олимпус» 1
18 Анализ работы прошлого учебного года. Составление плана работы на бедующий учебный год. Пожелания и дополнения учащихся. 1
19 Проведение диагностики развития интеллектуального уровня учащихся. Анкетирование учащихся младших классов на выявление одаренных детей. 1
Всего: 35
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
А.П. Савин  «Занимательные математические задачи»  «АСТ» Москва, 2009
И.Н. Петрова           «Проценты на все случаи жизни».         Челябинск, 1996
Л.М. Лихтарников  «Занимательные логические задачи».   «МИК»  
     С.-Петербург, 2011
Л.М. Лихтарников  «Числовые ребусы, способы их решения». «МИК»
     С.-Петербург,1996
М. Гарднер              «Математические чудеса и тайны».       «Наука» Москва, 1986
М.Ю. Шуба      «Занимательные задания в обучении математике» «Просв.» Москва, 1995
Рабочая тетрадь для 5 кл. «Геометрия. Анализ данных. Доли» «Просв.» Москва,2011
Кенгуру «Задачи прошлых лет», http://mathkang.ru/page/zadaniya-proshlykh-letОлимпус «Архив тестов», http://www.olimpus.org.ru/mathematicsarchive