Методические рекомендации по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ (в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ). Категория обучающихся 1-4-е классы, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)


КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»
Центр коррекционной и оздоровительной работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ
(в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
категория обучающихся 1-4 классов – с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
.
г.Нижневартовск2015 год
Коррекционное сопровождение обучающихся 1-4 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Вариант АООП НОО - 6.1
Основные направления коррекционной работы,
которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Характеристика обучающегося:достижения обучающегося полностью соответствуют достижениям здоровых сверстников (приближен к возрастной норме и имеющий положительный опыт общения со здоровыми сверстниками) к моменту завершения обучения.
Обучающийся полностью включен в общий образовательный поток.Сроки обучения по АООП НОО – нормативные (1-4кл.)
направление «Развитие письменной и устной речи»
обогащение и активизация словаря;
развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;
формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических, развитие операций языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения; звукослоговая структура слов);
развитие слухового внимания;
совершенствование фонетической стороны речи – закрепление произносительных навыков;
развитие просодической и интонационной стороны речи: развитие дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению; формирование предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладения комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации;развитие пространственно-временного гнозиса: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)
развитие межличностной системы координат "ребенок-взрослый-сверстники»: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками.
направление «Развитие познавательных процессов»
развитие внимания: свойств внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;
развитие памяти: свойств памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания;
развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны;
развитие мышления:овладение основами логических операций и действий сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений, отнесения к известным понятиям и обозначение речевыми высказываниями; а также развитие процессов символизации, понимания и употребления логико-грамматических конструкций;
развитие мотивационно - регулятивного компонента деятельности (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии): способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; способность к приемами анализа, систематизации информации, способами ее получения, хранения, переработки; понимание причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
развитие пространственно-временных отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)
направление «Психологическое развитие»
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Коррекционное сопровождение обучающихся 1-4 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Вариант АООП НОО - 6.2
Основные направления коррекционной работы,
которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Характеристика обучающегося:достижения обучающегося соответствуют достижениям здоровых сверстников (приближен к возрастной норме, но имеющий особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями).
Обучение в специальных условиях.
Сроки обучения по АООП НОО – пролонгированные.
направление «Развитие письменной и устной речи»
обогащение и активизация словаря;
развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;
формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических, развитие операций языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения; звукослоговая структура слов);
развитие слухового внимания;
совершенствование фонетической стороны речи – закрепление произносительных навыков;
развитие просодической и интонационной стороны речи: развитие дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению; формирование предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладения комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации;развитие пространственно-временного гнозиса: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)
развитие межличностной системы координат "ребенок-взрослый-сверстники»: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками.
направление «Развитие познавательных процессов»
развитие внимания: свойств внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;
развитие памяти: свойств памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания;
развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны;
развитие мышления:овладение основами логических операций и действий сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений, отнесения к известным понятиям и обозначение речевыми высказываниями; а также развитие процессов символизации, понимания и употребления логико-грамматических конструкций;
развитие мотивационно - регулятивного компонента деятельности (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии): способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; способность к приемами анализа, систематизации информации, способами ее получения, хранения, переработки; понимание причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
развитие пространственно-временных отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)
направление «Психологическое развитие»
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Коррекционное сопровождение обучающихся 1-4 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Вариант АООП НОО - 6.3
Основные направления коррекционной работы,
которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Характеристика обучающегося:достижения обучающегося не соответствуют требованиям к итоговым достижениям по сравнению со здоровыми сверстниками на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования.
- обучающийся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение в специальных условиях.
Сроки обучения по АООП НОО – индивидуальные пролонгированные
направление «Развитие письменной и устной речи»
расширение и обогащение словарного запаса, через развитие представлений о себе и круге близких людей, окружающем мире;
формирование понимания обращенной речи и устной речи на доступном уровне (разговорно-диалогической). Формирование умения задавать простые вопросы, отвечать на них.
формирование общей разборчивости речи с целью улучшения понимания речи обучающегося окружающими.
развитие мелкой моторики: функциональных возможностей кистей и пальцев рук и коррекция ее нарушений.
направление «Развитие познавательных процессов»
развитие внимания: свойств внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;
развитие памяти: свойств памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания;
развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны;
развитие мышления:овладение основами логических операций и действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления простых аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений, отнесения к общеизвестным понятиям и обозначение простыми речевыми высказываниями; а также развитие процессов символизации, понимания и употребления простых логико-грамматических конструкций;
развитие мотивационно - регулятивного компонента деятельности (освоение начальных простых форм познавательной и личностной рефлексии): развитие мотивации к обучению, способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (выполнение 2-3-х сложных действий (инструкций); пошаговое планирование, контроль и оценка собственных учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации, определение наиболее эффективных способы достижения результата; способность к простейших приемами анализа, систематизации информации, способами ее получения, хранения, переработки; понимание причины успеха (неуспеха) учебной деятельности;
развитие пространственно-временных отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)
направление «Психологическое развитие»
развитие мотивации к обучению;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности;
готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Коррекционное сопровождение обучающихся 1-4 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Вариант АООП НОО - 6.4
Основные направления коррекционной работы,
которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Характеристика обучающегося:достижения обучающегося с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта не соотносятся к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с НОДА.
Обучающийся с тяжелыми множественными нарушения развития (ТМНР). В структуре ТМНР - умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая сочетается с двигательными нарушениями, а в ряде случаев еще и с сенсорной, эмоционально-волевой, а также соматическими расстройствами.Обучение строится на основе специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
Форма обучения - обучение на дому или семейное образование. СИПР предусматривает не только адаптацию ребенка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.
Сроки обучения по СИПР – индивидуальные пролонгированные.
направление «Развитие письменной и устной речи»
расширение и обогащение словарного запаса, через развитие представлений о себе и круге близких людей, окружающем мире;
формирование понимания обращенной речи и устной речи на доступном уровне (разговорно-диалогической). Формирование умения задавать простые вопросы, отвечать на них.
формирование общей разборчивости речи с целью улучшения понимания речи обучающегося окружающими.
развитие мелкой моторики: функциональных возможностей кистей и пальцев рук и коррекция ее нарушений.
направление «Развитие познавательных процессов»
развитие внимания: свойств внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;
развитие памяти: свойств памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания;
развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны (элементарные представления о цвете, форме, величине);
развитие мышления:овладение основами логических операций и действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления простых аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений, отнесения к общеизвестным понятиям и обозначение простыми речевыми высказываниями; а также развитие процессов символизации, понимания и употребления простых логико-грамматических конструкций;
развитие мотивационно - регулятивного компонента деятельности (освоение начальных простых форм познавательной и личностной рефлексии): развитие мотивации к обучению, способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (выполнение 2-3-х сложных действий (инструкций); пошаговое планирование, контроль и оценка собственных учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации, определение наиболее эффективных способы достижения результата; способность к простейших приемами анализа, систематизации информации, способами ее получения, хранения, переработки; понимание причины успеха (неуспеха) учебной деятельности;
развитие пространственно-временных отношений: ориентировка в микро- и макропространстве (ориентировка в схеме тела, в пространстве относительно себя, на плоскости), ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года, соотнесение действий человека с временными промежутками, составление и прослеживание последовательности событий, определение время по часам, соотнесение времени с началом и концом деятельности).
направление «Психологическое развитие»
осознание себя, как "Я";
осознание своей принадлежности к определенному полу;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия.
Рекомендуемая литература:
(учитель-логопед)
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи у младших школьников. Часть 1,2,3. – М., ВЛАДОС, 2013
Воробьева В.К. Методика развития связной  речи у детей системным недоразвитием речи. М., 2007. 
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.-Москва. ВЛАДОС, 2001.
Ефименкова Л.И., Мисаренко г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей при тяжелых нарушениях произношения. М., 1984.
Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.-Ярославль. Академия развития, 2006.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у школьников с общим недоразвитием речи.-СПб., 2001.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 1998.
Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред.Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 1983. – С.8–25.
Логопедия / Под. Ред. Волковой Л.С. М., 2002.
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии.-М., 2007.
Методическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Авт.сост. О.Ф.Богатая, И.В.Григорьева, О.Ю. Давиденко, Л.Л.Петренко, С.Б.Сикорская.-Сургут, 2006.
Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений 4 вида/ Под ред. Л.И.Плаксиной,-М.,1997.
Соколова Т.Н. Школа развития речи. – М., РОСТ, 2006.
Ястребова  А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1997.
Львов М.Р.  Методика  развития  речи  младших  школьников. М.П., 1985.