Конспект урока по русскому языку на тему Причастный оборот (7 класс)


Конспект урока
7 класс
М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.
Русский язык. 7 класс. М.: Просвещение, 2012.
Тема урока: Причастный оборот
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: ноутбук, проектор, индивидуальные карточки, доска, учебник, тетради.
ХОД УРОКА
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент Приветствие.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний
Фронтальный опрос Учитель задает вопрос по ранее изученному материалу.
Что такое причастие? 
Назовите признаки прилагательного у причастия.

Чем отличается причастие от прилагательного? 
Каковы признаки глагола у причастия?
Чем отличается причастие от глагола? 
Как склоняются причастия?  Каковы условия выбора окончаний в причастиях? 
Учащиеся отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы:
Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию.
Зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение.
Причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие можно заменить сочетанием: глагол + слово «который».
Вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым.
Причастия не спрягаются.
Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных.
Учитель дает задание:
Трансформируйте данные фразы так, чтобы в них появились причастия.
• девушка, которая танцует
• ученик, который пишет
• вода, которая кипит Ученики выходят, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос.
Девушка танцующая
Ученик пишущий
Вода кипящая
Учитель предлагает учащимся распространить данные причастия.
Девушка танцующая (как?)
Ученик пишущий (что?)
Вода кипящая (в чем?) Учащиеся выполняют упражнение письменно в тетрадях.
Открытие нового знания Учитель предлагает сравнить словосочетания из 1-го и 2-го столбиков Обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота
Ваше открытие верно. Цель нашего исследования – изучить причастный оборот Ученики формулируют тему и записывают в тетрадь.
III. Работа по теме урока Учитель предлагает игру «Лишнее выражение».
Найдите «лишнее выражение». Обоснуйте.
Играющие во дворе
Висящая на стене
Изученное правило
Засыпанный снегом Ученики делают вывод о том, что данное выражение состоит из определяемого слова и причастия, остальные словосочетания являются причастными оборотами.
Учитель предлагает работу в парах.  Найдите словосочетания     «прич. + сущ.»
                       I
Служащие Родине
Растаявшие льдины
Построенные рабочими
С обрадованными ребятишками
Разбросанные ребёнком
                      II
Рассказанного стариком
Скошенные косой
Исследованной местностью
Прочитавшего книгу
Светящиеся окна
                  III
Разведанная геологами
Освещённая луной
Обнаруженного противника
Расчищенная школьниками
В написанных словах
Проверьте себя по слайду самоконтроля. (I – 2,4;     II – 3,5;     III – 3,5) Учащиеся выполняют задание.
Физкультминутка для спокойствия Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра. Но вот пришло мгновенье, Серьезным быть пора. Глазки прикрыли, ручки сложили, Головки опустили, ротик закрыли. И затихли на минутку, Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого, А себя лишь одного! Дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения. 
Закрепление материала. Учитель предлагает индивидуальную работу с карточками. Задания дифференцированы.
Ответы на слайде, после выполнения работы ученики в парах проверяют тесты, несколько человек могут объяснить свои ответы. Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях.
IV. Подведение итогов.
Что такое причастный оборот?
Что такое определяемое слово?
Каким членом предложения является причастный оборот? Домашнее задание Параграф учить
Выписать из любых художественных произведений 6-7 предложений с причастным оборотом, графически объяснить.