Методические рекомендации морфологического разбора слова


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гикаловская СОШ»
п. Гикало Грозненского муниципального района ЧР.













Методические рекомендации
для учителей начальных классов
по теме: «Морфологический разбор»

















Автор: учитель начальных классов
Мусаева Элина Султановна




Методические рекомендации для учителей начальных классов
по теме: «Морфологический разбор»



Грамматические разборы способствуют:
1) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать;
2) формированию орфографических умений и навыков;
3) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения грамматического разбора они учатся рассуждать;
4) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.




2. Морфологический разбор.
Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.
Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.
В начальной школе проводится морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Порядок морфологического разбора:
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
2. Начальная форма (неопределённая форма). Спряжение.

3.Постоянные признаки: род, склонение, одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное.
3.Непостоянные признаки: число, род (в единственном числе), падеж.
3.Постоянные признаки: время; лицо и число – для глаголов в настоящем или будущем времени. Число и род ( в единственном числе) – для глаголов в прошедшем времени.

4.Непостоянные признаки: падеж, число.
4. Роль в предложении.
4.Роль в предложении.

5. Роль в предложении.




Из-за туч показалось ласковое солнышко.

Образец письменного разбора имени существительного:
(Из-за) туч– имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос из-за чего, откуда?
Начальная форма – туча.
Постоянные признаки: ж.р., I скл., нариц., неодуш.
Непостоянные признаки: в родительном падеже, в единственном числе.
В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: показалось (из-за чего?, откуда?) из-за туч.

Образец устного разбора имени прилагательного:
Ласковое – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какое?
Начальная форма – ласковый.
Употреблено в единственном числе, в среднем роде, в именительном падеже.
В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: солнышко (какое?) ласковое.
Образец письменного разбора имени прилагательного:
Ласковое– прилаг. (какое?).
Н.ф. – ласковый.
В ед. ч, в ср.р., в им. п..
Вт. чл. солнышко (какое?) ласковое
Образец устного разбора глагола:
Показалось – глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что сделало?
Начальная форма – показаться, I спряжение.
Употреблен в прошедшем времени, в единственном числе, в среднем роде.
В предложении является сказуемым: солнышко (что сделало?) показалось.
Образец письменного разбора глагола:
Показалось – гл. (что сделало?).
Н.ф. – показаться, I спр.
В прош. вр., в ед.ч., в ср.р.
Сказуемое.