Не хочу учиться, а хочу жениться. Урок — игра по комедии Д. И. Фонвизина Недоросль

«НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ, А ХОЧУ ЖЕНИТЬСЯ».
УРОК-ИГРА В 9 КЛАССЕ ПО КОМЕДИИ Д.И.ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

Шабурова Д.Х., учитель русского языка и литературы, лицей № 2 для одарённых детей города Душанбе


В статье представлена разработка урока-игры по литературе в 9 классе. В викторинах, конкурсах капитанов, сценках проверяется усвоение пройденного материала, развивается умение анализировать, демонстрировать активность, способность к быстрому решению.
Подобные уроки развивают творческие способности учащихся, прививают интерес к учебному предмету.


Недоросль, воспитание, образование, благонравие, добродетель, невежественность, сатира, актуальность.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Обсудить проблемы образования и воспитания, добродетели и благонравия, затронутые в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

ХОД УРОКА:

Слово учителя
Сегодня мы ещё раз прикоснёмся к творчеству замечательного драматурга-сатирика Д.И.Фонвизина, о котором В.Г.Белинский сказал: «Русская комедия началась задолго ещё до Фонвизина, но и началась только с Фонвизина».Предметом критики писателя стали «тяжёлые злоупотребления внутренние», а это уже не критика, это сатира.
Давайте начнём урок с презентации о Д.И.Фонвизине.

Наш класс разделился на две команды : «Молодёжь» и «СССР – союз самых современных ребят».

Приветствия команд.
Команда «Молодёжь» :
Мы – молодёжь XXI века,
Всегда и везде мы добьёмся успеха!
Команда «СССР»
Мы – команда СССР,
Подаём мы всем пример
И в учёбе, и в труде,
На уроках , и в игре!

П тур Команды показывают домашнее задание – сценки.

Сценка 1-ой команды.
 Г-жа Простакова. Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...      Милон. Не пущу, сударыня. Не прогневайся!      Скотинин (в запальчивости, оправляя парик). Отвяжись, сестра! Дойдет      дело до ломки, погну, так затрещишь.      Милон (г-же Простаковой). И вы забыли, что он вам брат!      Г-жа Простакова. Ах, батюшка! Сердце взяло, дай додраться!      Милон (Скотинину). Разве она вам не сестра?      Скотинин. Что греха таить, одного помету; да вишь как развизжалась.      Стародум (не могши удержаться от смеха, к Правдину). Я боялся      рассердиться. Теперь смех меня берет.      Г-жа Простакова. Кого-то, над кем-то? Это что за нововыезжий?*     * Новоприезжий. Стародум. Не прогневайся, сударыня. Я отроду ничего смешнее не      видывал.      Скотинин (держась за шею). Кому смех, а мне и полсмеха нет. 
Милон. Да не ушибла ль она вас?    Скотинин. Перед-от заслонял обеими, так вцепилась в зашеину...      Правдин. И больно?..      Скотинин. Загривок немного пронозила.     В следующую речь г-жи Простаковой Софья сказывает взорами Милону, что      перед ним Стародум. Милон ее понимает.     Г-жа Простакова. Пронозила!.. Нет, братец.. ты должен образ выменять      господина офицера; а кабы не он, то б ты от меня не заслонился. За      сына вступлюсь. Не спущу отцу родному. (Стародуму.) Это, сударь,      ничего и не смешно. Не прогневайся. У меня материно сердце. Слыхано      ли, чтоб сука щенят своих выдавала? Изволил пожаловать неведомо к      кому, неведомо кто.      Стародум (указывая на Софью). Приехал к ней, ее дядя Стародум.      Г-жа Простакова (обробев и струся). Как! это ты! ты, батюшка! Гость      наш бесценный! Ах, я дура бессчетная! Да так ли бы надобно было      встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один,      как порох* в глазе. Батюшка! Прости меня. Я дура. Образумиться не могу.      Где муж! где сын! Как в пустой дом приехал! Наказание божие! Все      обезумели. Девка! Девка! Палашка! Девка!      Скотинин (в сторону). Тот-то! он-то! дядюшка-то!

Сценка 2-ой команды.
 Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись,      чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.      Митрофан. Ну! А там что?      Г-жа Простакова. А там и женишься.      Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был      последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору.      Г-жа Простакова. Придет час воли божией!      Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж      меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.     Цыфиркин очинивает грифель.     Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг      мой! Софьюшкины денежки было б куды класть.      Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать. 
Цыфиркин. Ваше благородие завсегда без дела лаяться изволите.      Г-жа Простакова (работая). Ах, господи боже мой! Уж ребенок не смей и      избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!      Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская      пословица: собака лает, ветер носит.      Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.      Цыфиркин. Все зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади      останешься.      Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что      Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко,      да и боже избави!      Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад * , итти по дороге со мною.      Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое...     Митрофан (пишет). Трое.      Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублей.      Митрофан (пишет). Триста.      Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?      Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три - три. Единожды нуль - нуль.      Единожды нуль - нуль.      Г-жа Простакова. Что, что, до дележа?      Митрофан. Вишь триста рублей, что нашли, троим разделить.      Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем      не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой      науке.      Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.      Цыфиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять      рублей.      Митрофан. Десять.      Цыфиркин. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у      меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.      Митрофан (пишет). Ну, ну, десять.      Цыфиркин. Сколько бы ж на год?      Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль - нуль. Один да один...      (Задумался.)      Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю;      да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу,      пустота. Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтем и без      Пафнутьича хорошохонько.      Кутейкин. Шабаш, право, Пафнутьич. Две задачи решены. Ведь на поверку      приводить не станут.      Митрофан. Небось, брат. Матушка тут сама не ошибется. Ступай-ка ты      теперь, Кутейкин, проучи вчерашнее.      Кутейкин (открывает часослов. Митрофан берет указку). Начнем      благословясь. За мною со вниманием. "Аз же есмь червь..."*     




Митрофан. "Аз же есмь червь..."      Кутейкин. Червь, сиречь животина, скот. Сиречь:      "аз есмь скот".      Митрофан. "Аз есмь скот".      Кутейкин (учебным голосом). "А не человек".      Митрофан (так же). "А не человек".      Кутейкин. "Поношение человеков".      Митрофан. "Поношение человеков".      Кутейкин "И уни..."

Ш тур Конкурс капитанов

Какие признаки классицизма мы встречаем в комедии Фонвизина?
А) соблюдение единства времени и места действия
Б) деление персонажей на высоких и низких, порочных и добродетельных
В) вера в разум, что закон и просвещение могут исправить нравы общества –
прямое выражение авторского идеала
Между кем происходят серьёзные разногласия? Какие?
Между крепостниками и просвещёнными дворянами: мир зла – мир разума,
добродетели – злонравия, закона – произвола
Смеётся ли автор над своими героями?
Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сына?
Она безумно любит своего сына и старается оградить его учения, чтобы он не
перетрудился.

IY тур Викторина «Своя игра».
Предлагается выбрать категорию и стоимость вопроса
Литература
В каком году была написана комедия «Недоросль» ?
В 1781 году
2) Назовите конфликт эпохи, получивший отражение в комедии
Борьба прогрессивных дворян с помещиками – крепостниками 3) Какую тему затрагивает Фонвизин в комедии?
Тему воспитания молодых дворян
По каким книгам в XYIII веке учили грамоте?
Псалтырь и Часослов

Русский язык
Объясните лексическое значение слова «недоросль»
Несовершеннолетний дворянин, не получивший документа об образовании
И не поступивший на службу
2) Что в переводе с греческого означает имя Митрофан?
Подобный своей матери
3) «Ко двору. Меня взяли ко двору». Каково лексическое значение слова
двор?
Ближайшее окружение государя




Математика
Сколько учителей приходили к Митрофану?
Трое
Какой по счёту год Цыфиркин обучал Митрофанушку?
Третий год
Сколько за год платила Простакова Цыфиркину?
10 рублей
4) Как Цыфиркин называл дроби?
Ломаные

География
Где жил несколько лет Стародум?
В Сибири
2) Назовите родину Вральмана
Германия

Портреты
Кто, не стесняясь, может пустить в ход кулаки?
Простакова
Чей отец умер на сундуке с деньгами?
Простаковой и Скотинина
Он изворачивается, хитрит, чувствует свою выгоду
Митрофанушка
Несмотря на молодость, он проявил подлинное бесстрашие, участвуя
В важных действиях.

Жюри подводит итоги встречи.

Слово учителя:
Вот и завершилось наше знакомство с комедией Д.И.Фонвизина. Мы вместе смеялись над глупостью Митрофанушки, удивлялись невежеству Простаковой, восхищались добродетелью и благонравием Софьи. Фонвизин устами своего героя Стародума ставит на первое место не образование, а воспитание. Наверное, с ним можно согласиться, ведь никакой красный диплом не отучит человека от хамства, наглости, бессердечности. Хочется верить, что никто из вас не станет ни Митрофанушкой, ни Простаковой.