Конспект урока Озёра. Болота. (8 класс)

Открытый урок географии по теме:
«Озера, болота,».
8 класс
Цели и задачи урока:
Личностные:
-Воспитание любви и чувство гордости к Отечеству;
-Формирование коммуникативной компетентности;
-Формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
-Формирование и развитие ИКТ-компетенции;
-Формирование умения работать в группе;
-Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
Предметные:
-Формировать умения и навыки использования знаний о водных ресурсах России в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений;
-Формировать значимость охраны окружающей среды;
- -Овладение основами картографической грамотности.
Учащиеся должны усвоить следующие понятия и связи:
Крупные озёра и их происхождение;
Зависимость размещения озер;
Причины образования болот и их роль в природе;
Определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам;
Наносить на контурную карту разные виды озёр России;

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географическим словарем, Интернет; индивидуальная работа на местах; работа в парах, работа в группах, практическая работа, применение кейсов (кейс-технологии).

Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, физическая карта России, карта Брянской области. Презентация «Озера.Болота», контурные карты, технологическая карта.


Структура урока:
Проверка ранее изученного материала.
Этап мотивации
Изучение нового материала.
Работа с кейсами.
Практическая часть.
Проблемное поле
Рефлексия
Выставление оценок. Домашнее задание.

Ход урока.

Проверка ранее изученного материала.

Фронтальная работа. Повторение терминов с помощью презентации (вопрос-ответ Слайды 1-2)
Исток– начало реки.
Устье –конец реки, место впадения реки в море, озеро, другую реку.
Речная система – главная река с притоками.
Бассейн реки – местность, с которой река получает питание.
Падение реки – это превышение истока реки над устьем в метрах.
Уклон реки – отношение падения реки (в сантиметрах) к её длине (в километрах)
- Что определяют по уклону и падению реки?
Ответ учащихся: скорость течения
- Как разделяются реки по режиму питания?
Ответ учащихся: снеговое, дождевое, грунтовое, смешанное
Ответ учащихся: смешанное, преимущественно снеговое с участием дождевого и грунтового питания с весенним половодьем.
- Назовите причину весеннего половодья В Брянской области?
Ответ учащихся: основная причина на нашей территории это таяние снега.
2 Проверка творческих заданий. Сообщение и презентации по рекам с.Медведово:
Р.Титва, р.Пенейка.(4мин.)

II. Этап мотивации.
Цель: обеспечить мотивацию к усвоению нового материала.
_- Волга, Енисей, Байкал, Лена- найди лишнее (Слайд 3)
-О чем пойдет речь на уроке?
- Запишите тему урока. Какие еще внутренние воды вы знаете?
- Вспомним значение слова «озеро».
-Какие озера вы знаете? Для чего нужны знания об озерах?
- Используя глаголы: хочу узнать
хочу обсудить.
хочу научиться (Слайд6)
Запишите ваши личные образовательные цели урока.
- И так наши цели на уроке: расширить свои знания об озёрах России;
узнать где и почему там они находятся;
научиться слушать и слышать друг друга, работать в парах и
группах.
.
Изучение нового материала.
Цель: обеспечить усвоение уч-ся типов озерных котловин,
систематизировать знания об озерах России;
активизировать самостоятельность в добывании знаний;
развивать умение творчески и осмысленно работать с текстом.

Учитель. Да. Это третий урок по теме «Внутренние воды». Какие еще внутренние воды вы уже знаете ?
Ответ учащихся: реки, озёра, болота,

Учитель. Мы продолжаем изучение раздела «Разнообразие внутренних вод России». Посмотрите на слайд и скажите, что здесь изображено?
Ответ учащихся: озеро.
Ответ учащихся: Озера – это замкнутые котловины, заполненные водой .
Учитель. Тема сегодняшнего урока: «Озера, болота,».Слайды4-5

Проблемный вопрос. Недалеко от Кольского полуострова находится мало чем привлекательный остров. Ученые обнаружили на нём « пятиэтажное озеро». В нём несколько несмешивающихся слоёв воды. Здесь можно встретить представителей морей и рек. А есть слой воды, где обитают животные, которые могут жить без кислорода. Что это за озеро?. С чем связаны его особенности? Какие знания об озерах помогут нам ответить на эти вопросы? ( Слайд 7)

- Давайте вспомним, какие бывают озёра? Как они различаются?( Слайды8-9)
Ответ учащихся: пресные, солёные, сточные, бессточные.
слайд
Озера бывают:






Учитель. Почему вы так считаете?
Ответ учащихся: рисунок А - река впадает в озеро, и из этого озера река берет свое начало, значит оно сточное;
рисунок Б – реки впадают в озеро, но ни одна река из него не вытекает.
Учитель. Ребята, как вы думаете, сточные озера чаще всего бывают пресные или солёные?
Ответ учащихся: Сточные озера, как правило, пресные, т.к. реки, вытекая из озера выносят соли. Бессточные озера – соленые, в них реки впадают, но ни одна река не вытекает. В таком озере соли накапливаются.
Учитель. Найдите на карте озёра, и определите какое из них будет сточным, а какое бессточным?
Ответ учащихся: Сточное - Байкал; бессточное - Каспийское. показ на карте!( Слайды 10-13)

IV. Работа с кейсами. (4 мин)
Учитель. Ребята, нам необходимо разделиться на 2 группы. Каждый в группе получает кейс (проблемную информацию) и вопросы к нему. Необходимо внимательно ознакомиться с информацией, обсудить ее в группах и ответить на вопросы. 4 мин
Рекомендации по работе с кейсом.
1. Прочитайте внимательно кейс.
2. Обсудите его в группе, выдвиньте ключевую проблему и запишите её в тетрадь.
3. Письменно дайте краткие ответы на вопросы после кейса.
4. Если затрудняетесь ответить, можете использовать текст учебника П.39, с. 225
5. Каждая группа выбирает представителя, который будет выступать с ответом.
1 кейс.
На территории Байкала расположено 23 особо охраняемых территории, и более 400 памятников природы. Сохранение Байкала для настоящих и будущих поколений как мирового источника чистой пресной воды, как природного участка с неповторимыми ландшафтами и уникальной фауной и флорой, является главной природоохранной задачей и важнейшим условием устойчивого развития Байкальского региона.
Уникальность озера и всего Байкальского региона общеизвестна. Здесь представлены разнообразнейшие ландшафты от горной тундры и горной тайги до степей и полупустынь. Ядром, определяющим особую ценность территории Байкальского бассейна, является само озеро, которое имеет важное значение для биосферы планеты.
В озеро Байкал впадают 336 рек, наиболее крупная из которых – Селенга. Вытекает же из Байкала только одна река – Ангара. Воды в Байкале 23 тыс. км3 – столько же, сколько во всех пяти Великих Американских озёрах или в Балтийском море. Байкальская вода – одна из самых чистых в мире благодаря уникальному животному и растительному миру.
Озеро Байкал является уникальным природным наследием, которое находится под охраной ЮНЕСКО. Однако оно имеет множество проблем, которые требуют решения, ведь они приводят к негативным последствиям: вымирают эндемики, засоряется окружающая среда, истощаются водные запасы, увеличивается количество выбросов в атмосферу.
Вопросы к кейсу.
Сколько рек впадает в оз. Байкал и сколько рек берет из него начало? (Впадает – 336 рек, а вытекает – 1);
Какая река берет начало из озера Байкал? (Ангара);
Сформулируйте проблему. (Экологическая проблема: засоряется окружающая среда, истощаются водные запасы, увеличивается количество выбросов в атмосферу).
Пути решения проблемы. (Прекращение необратимых воздействий на природу, контроль за выбросами промышленности, находящейся на территории Байкала. Установка систем дополнительной очистки выбросов в атмосферу.)
2 кейс.
По территории страны озера размещены крайне неравномерно. Есть районы, где озер много, но есть и такие, где озер почти нет (лесостепь и степь Восточно-Европейской равнины). Наиболее многочисленны озера там, где их существованию способствуют климатические условия и рельеф.
Дело в том, что для возникновения озер необходим избыток влаги (поэтому основная масса озер находится в областях избыточного увлажнения) и наличие емкостей для воды, т.е. котловин. Там, где нет котловин, происходит заболачивание территории и избыток влаги накапливается в болотах. Происхождение озерных котловин на просторах России весьма различно. Крупные озера имеют в основном котловины тектонического (Байкал, Телецкое и др.) или ледниково-тектонического происхождения (Ладожское, Онежское, Имандра. Для этих озер характерны обычно и большие глубины. Есть озера вулканические. Они встречаются на Камчатке и Курильских островах и приурочены к кратерам вулканов. Режим озер во многом зависит от того, вытекают ли из него реки. В озеро обычно несет свои воды более или менее значительное число рек и ручьев. Если из озера вытекает река, такое озеро является сточным.
Вопросы к кейсу.
1.Что влияет на размещение озер? (климат, рельеф, избыточное увлажнение, наличие котловин, близость грунтовых вод
2. Почему в одних районах очень много озер, а в других их почти нет? ( количество озер уменьшается к югу в связи с увеличением засушливости климата)

Какое влияние оказывают озёра на компоненты природы? (Меняют микроклимат, способствуют поднятию уровня грунтовых вод, превращаются в болота, в которых происходит накопление торфа, в соленых озерах идет накопление солей, влияют на рельеф.)
4.Как различаются озера по происхождению озерных котловин?( тектонические, ледниково тектонические, вулканические.) Что влияет на размещение озер? (климат, рельеф, избыточное увлажнение, наличие котловин, близость грунтовых вод)


Обсуждениия в группах, ответы на вопросы.


Учитель: знакомит кратко с другими типами озерных котловин . (слайды 14-24)
Приложение 1
Типы озер и их описание

1) Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах, трещинах земной коры). Такие озера продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира - Байкал (1637 м).
Озера  ледниково-тектонического   происхождения   (тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника) расположены на северо-западе Русской равнины. Самые крупные из них - Ладожское, Онежское, Имандра.
2) Моренные озера занимают понижения между моренными котловинами. Таким озером является озеро Селигер на Валдайской возвышенности.
3) Вулканические озера находятся в кратерах вулканов на Курильских островах, на полуострове Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает.
4) На территории, имеющей вечную мерзлоту, образуются термокарстовые озера. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии таких озер множество, самое известное - озеро Неджели.
5) В долинах рек распространены небольшие озера - старицы – это старые русла рек, имеющие очертания подковы - т. к. это бывшие излучины рек, меандры.
6) Если имеется распространение растворимых в воде горных пород, например, известняков, гипсов, доломитов, то в таких районах образуются карстовые озера. Как правило, они имеет округлую форму.
- Почему в одних районах озер очень много, а в других их почти нет? Каковы условия образования озер? (Влажный климат, избыточное увлажнение; наличие котловин; близкое залегание грунтовых вод; близкое залегание водоупорных пластов, не позволяющих поверхностной воде просачиваться.)


Физминутка.
(Слайд заполнение схемы).

Практическая часть. Закрепление знаний и способов действий

1. Учитель: Вернемся к проблемному вопросу, который я задала в начале урока?
(Это остров Кильдин и озеро Могильное. Это озеро было частью моря. Остаточное
Озеро.) Слайды
2.Стрелки с названием озер ( Слайды 25-28)
Учитель. Найдите указанные озёра в атласе и подпишите на контурной карте.
- Почему озеро Чаны окрашено розовым цветом?
Ответ учащихся: оно солёное.
Учитель. Пользуясь картой, назовите солёные озёра России. Покажите эти озера на карте?
Ответ учащихся: оз.Баскунчак, оз. Эльтон.

3.Учитель. У вас схемы озерных котловин. Определите по контурам их происхождение. Слайд29-30). Расставьте перед указанными озерами соответствующие буквы. Проверочная работа( Приложение2)

4.- От чего зависит питание озер?
Ответ учащихся: от режима питающих их рек.
-Если изменится питание озер, что с ними может произойти? Ответ учащихся: сначала оно превратится в болото, а затем высохнет.

Проблемное поле

Учитель. Пользуясь учебником, параграф 13. стр 85, дайте определение болоту и назовите причины образования болот? (Слайд31)

Ответ учащихся: Болота - это переувлажненные участки местности.
Причиной образования болот является избыточное увлажнение, плоский рельеф, зарастание озер, близость грунтовых вод.

Учитель. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» (Слайды 32-33)

Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.
В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу.
И сделайте вывод: Какое значение имеют болота? Надо ли их осушать? работа по группам

Вред болот
Польза болот

территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;
опасное место для жизни людей.
болото – место обитания птиц;
на болотах образуется торф;
на болотах растут ценные ягоды; болота дают начало многим рекам;
на болотах идет очистка воды


Вывод учащихся: Болота имеют большое значение. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой



 VII. Рефлексия (Слайд34)
Вернемся к вашим целям, которые вы поставили перед собой.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (слайд):
сегодня я узнал
я научился
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
было интересно
у меня получилось
Учитель. Ребята, как вы думаете - знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?
Как вы считаете, достигли мы поставленной цели урока?

Благодарю вас за хорошую работу на уроке.


VII. Выставление оценок.

Домашнее задание: п 13. Подготовить сообщение и презентацию « Интересное озеро России»,
заполнить таблицу «Типы озерных котловин», термины, в.4-5 (Слайд 35)










Приложение 2
1.Заполни таблицу Лист заданий Ф.И. ________________________
Название озера
Географическое положение
Тип котловины
Причины образования котловины













3. Проверочная работа
Обозначить с помощью условных знаков типы озёр по происхождению:
О – остаточное; Л – ледниковое; Т – тектоническое; В-вулканичкское

Каспийское.
Ханка.
Байкал.
Ладожское.
Телецкое.
Онежское.
Таймыр.
Чаны
Кроноцкое
Домашнее задание на выбор: 1.Подготовить сообщение с презентацией «интересное озеро России».



соленые

пресные

бессточные

сточные