Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии Спицы — волшебницы (11-13 лет)


Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев…
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Программа адресована обучающимся 5 - 6 классов средней общеобразовательной школы.
Концепция программы: обоснованность по отношению к ФГОС НОО: программа составлена с учётом «фундаментального ядра» содержащее общее образование с требованиями по предмету «Технология» в рамках ФГОС и УУД.
Концепция программы ─ линейная.
Исходя из требований Стандарта внеурочная деятельность должна:
во-первых, быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей
школьников;
во-вторых, способствовать их воспитанию;
в-третьих, разрабатываться в соответствии с такими направлениями развития личности школьника как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное;
в-четвертых, предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, занятия по интересам, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.п.Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
Планируя организацию внеурочной деятельности в основной школе, используем имеющиеся в школе условия и опыт проведения внеурочных занятий, а также сложившуюся систему воспитательной работы.
Приняты во внимание следующие требования стандарта к организации внеурочной деятельности (особенности):
- часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желаниюучащихся;
- все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность в образовательном учреждении существовала всегда, но ФГОС ООО наполнили ее новым содержанием.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка (последствие результата).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Среди многообразия видов творческой деятельности вязание занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В вязании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко-творческое воображение и мышление. Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это древний и в то же время современный вид рукоделия. Разнообразие вязаных вещей огромно: от мелких сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить в любую погоду и в любое время года.
Программа внеурочной деятельности «Спицы-волшебницы» призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Программа является программой внеурочной деятельности по обслуживающему труду. Организация внеурочной деятельности с учащимися по обслуживающему труду осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно, внеурочная деятельность по обслуживающему труду, призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, традиционное, в сущности, занятие и истинно творческая работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная идея программы.
Программа рассчитана на учащихся среднего возраста с 11 до 14 лет. Для детей этого возраста важны: личной успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание, умение выразить свою точку зрения в творческом деле, достижение успеха, повышение собственной самооценки.
Этап занятия рассчитан на одно занятие по одному часу в неделю с общим объёмом 34 часа в год.
Цели и задачи программы
Цель: формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
осуществлять эмоционально-эстетическое воспитание у обучающихся, развивать эмоциональный отклик на красоту;
закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
совершенствовать умения и формировать навыки рукоделия;
закреплять навыки работы ручными инструментами;
развивать творческое воображение, художественный вкус;
помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила, формировать готовность работать на общую пользу.
Направления программы
1 направление «Занятные петельки»
За первыйгод обучающиеся приобретают начальные сведения и навыки работы со спицами и пряжей, изготовления сувенирных изделий, представления о народных традициях разных стран. Учащиеся под руководством педагога осваивают виды петель, изучают влияние волокнистого состава пряжи на технологические свойства, цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по технологии, дополнительное время, а самое главное, усидчивость. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывать практическое применение даже самого маленького изделия.
2 направление«Фантазии из пряжи»
По мере усвоения обучающимися приёмов декоративно-прикладного творчества задания усложняются, что ещё более способствует развитию творческих способностей. Постепенно у обучающихся развивается потребность в общении с прекрасным и в жизни и в декоративно-прикладном искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки для развития зрительно-образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающих предметов быта. По окончанию данного этапа учащиеся должны уметь выполнять простейшие чертежи, подбирать пряжу в соответствии с цветовой гармонией, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы обучающиеся освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия.
3 направление«Дизайн изделий»
На данном этапе помощь педагога становится всё более минимальной: обучающиеся осваивают составление эскизов, находят дизайнерские решения. Деятельность учащихся приобретает творческий характер. Изменяется и роль учителя, он становится наставником, пробуждая фантазию, помогая ощутить обучающимся себя мастерами и творцами.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
После изучения программы школьники должны уметь:
выполнять различные виды петель;
изготавливать сувенирные изделия;
работать по чертежу или эскизу;
вывязывать узоры по на основе лицевых и изнаночных петель;
прибавлять и убавлять петли
проводить сборку и окончательную отделку вязаного изделия.
Учащиеся должны знать:
начальные сведения о свойствах пряжи, спицах;
начальные сведения о цветовой гармонии;
условные обозначения элементов вязания.
Учащиеся должны иметь представления о:
пропорциях;
народных традициях разных стран.
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обученияявляются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, изделия, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постояннотребует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн и т.д. Ребенок, сравнивая своё изделие с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Работа с одаренными детьми
1. Участие в предметной олимпиаде: школьный тур (сентябрь-октябрь).
2. Участие в интеллектуальных конкурсах и викторинах (в течение года).
3. Выполнение творческих проектов (в течение года).
4. Участие в выставках (март).
5. Работа по профессиональной ориентации (в течение года).
6. Направленность на самообразование (в течение года).
Тематическое планирование
Первый год обучения
№пптема Общее кол-во часов Количество часов
теория практика
1 Вводный урок 1 1 -
2 Материаловедение 2 1 1
3 Простые приемы работы с пряжей 2 1 1
4 Виды петель и их образование 6 1 5
5 Вязание по схемам 16 1 15
6 Повязка на голову 6 1 5
7 Итоговый урок 1 0,5 0,5
Итого: 34 6,5 27,5
Содержание программы
Первый год обучения (34 часа)
№пп№ урока тема час Деятельность учащихся Формирование УУД
1 1 Вводный урок 1 Цель и задачи первого года обучения. Из истории вязания. Организация рабочего места. Требования безопасности перед, во время и после работы. Безопасные приемы работы: ножницами, иглами, булавками, спицами. Представление различных видов декоративно- прикладного искусства Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- саморегуляция2 Материаловедение -2ч
2 Сведения о материалах 1 Общие сведения о нитках и их волокнистом составе. Классификация ниток. Познавательные
-знаково-символические;
Регулятивные
- целеполагание;
саморегуляция;
Личностные
- самоопределение.
3 Определение вида пряжи 1 Свойства ниток из натуральных и химических волокон. Безопасные способы определения вида ниток.
Гигиенические, эстетические, эксплуатационные и экономические свойства ниток и пряжи. Влияние свойств ниток на внешний вид изделия. Использование ниток б/у. 3 Простые приемы работы с пряжей - 2ч
4-5 Шнуры, кисти, помпоны 2 Знакомство с перечнем рекомендуемых материалов. Назначение шнуров, кистей и помпонов. Подручные средства. Цветоведение. Основные и дополнительные цвета. Сочетаемые и не сочетаемые цвета. Изготовление шнуров, кистей и помпонов. Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение точно выражать свои мысли.
Регулятивные
- целеполагание;
-планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция
Личностные
-нравственно-этическое оценивание.
4 Виды петель и их образование - 6ч
6 Инструменты иматериалы 1 Знакомство с историей вязания. Разнообразие спиц и область их применения. Подбор спиц и пряжи. Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение точно выражать
свои мысли.
Регулятивные
- целеполагание;
-планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция
Личностные
-нравственно-
этическое
оценивание.
7 Правила вязания 1 Положение рук, пряжи и спиц при наборе петель.Положение рук и спиц при вязании. Отработка приемов. 8-9 Вязание лицевых петель 2 Способы вязания лицевых петель. Вязание за переднюю стенку. Вязание за заднюю стенку. Переход на следующий ряд. Изготовление образцов вязания лицевыми петлями. Окончание работы-закрытие петель. 10-11 Вязание изнаночных петель 2 Способы провязывания изнаночных петель.Вязание за переднюю стенку. Вязание за заднюю стенку. Переход на следующий ряд. Изготовление образцов вязания лицевыми петлями.Окончание работы-закрытие петель. 5 Вязание по схемам – 16ч.
12-13 Условные изображения 2 Односторонняя и двусторонняя вязки. Правила чтения схем. Кромочные петли. Раппорт узора. Схемы платочной и чулочной вязок. Вязка образцов. Познавательные
- формулирование
познавательной цели;
- построение
логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-оценка действий
партнера.
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
-контроль и коррекция.
Личностные
-нравственно-
этическое
оценивание.
14-15 Узор «резинка» 2 Возникающие затруднения при вязании. Темп работы. Спущенные петли. Растянутые края.
Схема узора «резинка». Изготовление образца. Применение вязки для застежек, манжет, воротников, поясов и т.д. 16-17 Узор «путанка» 2 Рельефные узоры. Применение вязки в изготовлении одежды. Не равномерность петель. Схема узора «путанка».
Изготовление образца Оформление альбома с образцами. 18-19 Узор «горизонтальные полосы» 2 Боль и другие неприятные ощущения при вязании. Накиды при вязании. Схема узора «горизонтальные полосы». Изготовление образца Оформление альбома с образцами. 20-21 Узор «плетенка» 2 Схема узора «плетенка». Изготовление образца Оформление альбома с образцами. 22-23 Ажурное вязание 2 Особенности ажурного вязания. Применение ажурного вязания при вязании платьев, кофточек, свитеров. Пряжа для ажурного вязания. 24-25 Узор «ажурная дорожка» 2 Узоры с вытянутыми петлями. Схема узора «ажурная дорожка». Изготовление образца Оформление альбома с образцами. 26-27 Узор «бантики» 2 Схема узора «бантики». Изготовление образца. Оформление альбома с образцами. 6 Повязка на голову - 6ч
28- Повязка-ободок 1 Сведения о повязках на голову. Подготовительный этап по вязанию повязки. Выбор способа вязки. Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение точно выражать
свои мысли.
Регулятивные
- целеполагание;
-планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция
Личностные
-нравственно-
этическое
оценивание.
29-30 Плотность вязки 2 Плотность вязки по горизонтали. Плотность по вертикали. Снятие мерок обхвата головы и запись результатов. Расчет количества петель. 31-33 Изготовление повязки 3 Набор петель начального ряда. Вязание полотна высотой 10-15см, постоянный контроль качества выполненной работы. Закрытие последнего ряда. Сшивание коротких сторон вязаного полотна. Примерка повязки. 34 Итоговое занятие 1 Демонстрация повязок. Анализ деятельности обучающихся в течении учебного года. Планирование деятельности на следующий год. Итого: 34час
Тематическое планирование
Второй год обучения
№пптема Общее кол-во часов Количество часов
теория практика
1 Вводный урок 1 1 -
2 Материаловедение 2 1 1
3 Вязание по схемам 2 1 1
4 Косметичка 8 1 7
5 Куколка 8 1 7
6 Убавление и прибавление петель 6 1 5
7 Шапочка 6 1 5
8 Итоговый урок 1 0,5 0,5
Итого: 34 7,5 26,5
Содержание программы
Второй год обучения - 34 часа
№пп№
урока тема час Деятельность учащихся Формирование УУД
1 1 Вводный урок 1 Цель и задачи первого года обучения. Из истории вязания. Организация рабочего места.Требования безопасности перед, во время и после работы. Безопасные приемы работы: ножницами, иглами, булавками, спицами. Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- саморегуляция.
2 Материаловедение -2ч
2 Сведения о материалах 1 Общие сведения о нитках и их волокнистом составе. Классификация ниток. Использование ниток б/у. Познавательные
-знаково
-символические;
Регулятивные
- целеполагание;
- саморегуляция;
Личностные
- самоопределение
3 Определение вида пряжи 1 Свойства ниток из натуральных и химических волокон. Безопасные способы определения вида ниток.
Гигиенические, эстетические, эксплуатационные и экономические свойства ниток и пряжи. Влияние свойств ниток на внешний вид изделия. 3 Вязание по схемам - 2ч
4-5 Условные изображения 2 Запись условных обозначений.
Раппорт узора.
Правила чтения схем. Кромочные петли. Односторонняя и двусторонняя вязки. Возникающие затруднения при вязании. Темп работы. Спущенные петли. Растянутые края.
Рельефные узоры.
Особенности ажурного вязания. Узоры с вытянутыми петлями. Познавательные
- формулирование
познавательной цели;
- построение
логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- оценка действий
партнера.
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль и коррекция.
Личностные
- нравственно-
этическое
оценивание
4 Косметичка – 8ч
6-7 Расчет петель 2 Сообщение о косметичках. Понятие о спущенных петлях, растянутых краях. Подбор пряжи по цвету. Выбор узора вязки. Узоры «Мелкие бугорки», «Вертикальные столбики».Провязывание образцов. Плотность вязки. Расчет петель. Познавательные
- формулирование
познавательной цели;
- построение
логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- оценка действий
партнера.
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль и коррекция.
Личностные
- нравственно-
этическое
оценивание
8-9 Изготовление косметички 2 Набор петель начального ряда. Вязание полотна высотой 20-30см - по желанию, постоянный контроль качества выполненной работы. Закрытие последнего ряда. 10-11 Декоративная отделка изделия 2 Сведения об украшениях на изделиях: бисер, бусины, блестки и т.д. знакомство с образцами оформления изделий.
Способы крепления украшений: ниточный, клеевой. Выбор украшений, узора, способа крепления и отделка и полотна. 12 Сборка косметички 1 Сшивание боковых сторон вязаного полотна. Изготовление подкладки по размерам вязаного полотна из плотной ткани. Подбор
для застежки замка- «молнии». 13 Вшивание замка 1 Соединительные швы: ручные и машинные, стачные и накладные. Выбор способа вшивания замка и вшить его. 5 Куколка – 8ч
14 Цветоведение1 Цветовой круг. Понятия о основных и дополнительных, сочетаемые и не сочетаемых, теплых и холодных, нейтральных цветах, цветовой гармонии, цветовых иллюзиях. Познавательные
- формулирование
познавательной цели;
- построение
логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- оценка действий
партнера.
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль и коррекция.
Личностные
- нравственно-
этическое
оценивание
15 Схема вязки 1 Изучение схемы куколки и схемы узора вязки. Подбор пряжи по цвету и по толщине для ботиночек, ножек, пуловера, лица и волос. 16-17 Работа с несколькими клубками 2 Взаимодействие цветов. Технология вязки несколькими клубками. Свойства цветной пряжи. Фактура вязаного полотна. Советы по работе с несколькими клубками.Возможные затруднения и дефекты. 18-19 Изготовление куклы 2 Вязание по схеме, меняя клубки по цвету через определенное количество рядов при вязке лицевыми петлями. Вязка головы с убавлением количества петель. 20 Сборка изделия 1 Соединение боковых сторон полотна изнанкой наружу, совмещая ряды по цвету и сшивание соответствующим цветом, оставшимся кончиком пряжи от вязания ряда. Выворачивание, наполнение синтепоном. Обозначение ножек, ручек. 21 Оформление головы 1 Оформление лица вышивкой, пуговками, бусинками и т.д. При помощи крючка закрепить волосы. Оформить прическу косичками, хвостиком, бантиками и т.д. 6 Убавление и прибавление петель – 6ч
22 Фасонные петли 1 Понятие о фасонных петлях,убавлении и прибавлении петель. Способы прибавления петель.Способы убавления петель. Познавательные
- формулирование
познавательной цели;
- построение
логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- оценка действий
партнера.
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль и коррекция.
Личностные
- нравственно-
этическое
оценивание
23-25 Вязание геометрических фигур 3 Вязаниеобразцов разных треугольников, ромбов, квадратов, шестигранников.
Оформление альбома образцов вязания. 26-27 Изготовление прихватки 2 Вязание полотна прихватки выбранной формы.Подкрой деталей прихватки из синтепона и х/б ткани, на детали из х/б ткани припуски на обработку по всем сторонам. Соединить детали ручными швами. Способы украшения по внешнему контуру: обвязывание крючком, настрачивание тесьмы и т.д. 7 Шапочка - 6ч
28 Из истории головных уборов 1 Головные уборы народов разных стран, традиционные, национальные, женские, мужские.Современные головные уборы. Вязаные головные уборы. Познавательные
- формулирование
познавательной цели;
- построение
логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- оценка действий
партнера.
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль и коррекция.
Личностные
- нравственно-
этическое
оценивание
29 Выбор пряжи, вязки, расчет петель 1 Цвет в одежде. Подбор пряжи по цвету. Выбор узоравязки.Провязывание образцов. Плотность вязки. Снятие мерки обхвата головы.Расчет количества петель. 30-31 Изготовление шапочки 2 Набор петель начального ряда. Вязание полотна высотой 20-25см, постоянный контроль качества выполненной работы. Убавление петель. Закрытие петель последнего ряда. 32 Сборка и отделка шапочки 1 Складывание вязаного полотна изнанкой наружу. Сшивание боковых сторон вязаного полотна, при совмещении рядов, теми же нитками. Примерка. Виды отделок головных уборов. 33 Уход за вязаными изделиями 1 Правила ухода за вязаными изделиями. Способы удаления пятен, катышек, затяжек. Международные символы по уходу за одеждой, пряжей и т.д. 8 34 Итоговый урок 1 Обобщение полученных знаний, теоретических и практических. Демонстрация изделий, изготовленных на занятиях. Организация выставочного стенда. Итого: 34часа
Ресурсное обеспечение программы
Кадры Учитель технологии Стришина В.П.
Материально-технические пряжа, спицы, иглы, нитки, ножницы, бумага для выкроек, линейки, утюг, гладильная доска, английские и портновские булавки, сантиметровая лентаНаглядные средства обучения фотографии с изображением вязаных изделий, эскизы, образцы вязок, таблицы, готовые связанные на спицах изделия, журналы мод, подшивка «волшебный клубок».
Помещение Кабинет технологии
Литература
Технология: поурочные планы по разделу «Вязание», 5-7 классы / Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2007.
«Начинаем вязать спицами икрючком», книга для учащихся / Э. А. Фомичева. – М.: «Просвещение»,1991.
Журналы burda special учимся вязать на спицах, самые красивые образцы узоров, 1/2004
Подшивка журналов «волшебный клубок»
Журналы мод «крючок и спицы» 2006.
Журналы «Маленькая Diana» на русском языке 2007.
Женские рукоделия. – М.: Цитадель, 2000.
Рукоделие. «Берегиня» опыт мастеров. – М.: АО «Аксцент»,1993.
Шали, шарфы, пледы, пончо. Вяжем крючком и спицами. / Чижик Т.Б., Чижик М.В. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.