КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема. Стихотворения о первом снеге.


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ВО 2 КЛАССЕ.
Учитель Ревякина А.А.
Дата: 11.01.2017Тема. Стихотворения о первом снеге.
Цели и задачи урока:
познакомить учащихся с содержанием стихотворений русских поэтов о первом снеге;
развивать речь, мышление, воображение, фантазию;
умение работать с содержанием текстов;
воспитывать любовь к красоте русской природы.
Оборудование: картина А. А. Пластoвa “ Первый снег”, фонограмма произведений П.И. Чайковского “Времена года”, картины русских художников о зиме.
Ход урока
1. Психологический настрой.
Я рада видеть каждого из васИ пусть в окно зима прохладой дышит,Нам будет здесь уютно и теплоВедь весь наш классДруг друга любит, чувствует и слышит.
2. Введение в тему урока.
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила. И на санках покатила.
- О каком времени года эта загадка?
- Нравится ли вам это время года? Чем именно?
- Назовите зимние месяцы.
- Какую поговорку о декабре вы помните?
Декабрь год кончает, а зиму — начинает.
- Почему так говорят? Сегодня 2 декабря – самое начало зимы.
- Давайте же отправимся в путешествие в снежное царство Зимы и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, внимательный взгляд натуралиста, зоркий - художника и пусть будет вместе с нами яркое образное слово писателя.
- Наша зима у поэтов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.
- Вот как она появляется у А.С. Пушкина, холодная, спокойная, величественная. Вспомните, какое стихотворение А.С.Пушкина вам уже знакомо? Из какого произведения этот отрывок?
(Чтение наизусть стихотворения “Вот север, тучи нагоняя,…” подготовленным учеником)
- Как Пушкин называет зиму? (Матушка-зима)
- Как еще можно назвать зиму?
З. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем читать стихи русских поэтов о зиме. Каждый из них по-разному воспринимал зиму. Кто-то радовался первому снегу, удивлялся завыванию вьюги, восхищался картинами русского пейзажа. Все эти произведения относятся к лирическим произведениям. Любое лирическое произведение отражает чувства человека, который его написал. Мы будем читать стихи русских поэтов и смотреть на зиму их глазами, чувствовать их сердцем.
- А кто из вас видел, как шёл первый снег? Расскажите. (Он шёл медленно, неторопливо, плавно, танцуя. И всё, что попадало на его пути, снег красил в белый цвет)
4. Работа над картиной Пластова “ Первый снег”.
- Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Аркадия Александровича Пластова “Первый снег”.
- Рассмотрите эту картину. Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки поймать снежинку)
- Какое время суток изобразил художник? (Утро, дети второпях выбежали на улицу посмотреть на первый снег)
Работа со словарём настроений.
Посмотрите на слайды и выберите слова, которые помогут передать настроение детей.
радость   восторг   волнение
удивление   восхищение   беспокойство
испуг   грусть   интерес
- Сейчас мы познакомимся с содержанием стихотворений и я попрошу вас подумать над тем, какое из стихотворений больше подходит к этой картине и объяснить почему вы так думаете?
Знакомство со стuxотворенuем И. Бунина.
- Мы уже знакомились с творчеством И.А.Бунина. Только его произведение было посвящено другому времени года – осени. А сегодня прочитаем стихотворение о зиме.
Чтение стихотворения учителем. (звучит музыка П.И. Чайковского).
Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей.
- Какая картина вставала перед вашими глазами, когда вы слушали это стихотворение?
- Какой день, какую погоду вы представили себе? (Прохладный, закат был яркий)
- Как нужно читать это произведение? С каким чувством? (Спокойно)
(Чтение 1-2 учеников)
- Прочитайте, какой была ночь?
- Когда стал падать первый снег?
- Прочитайте две последних строки. Как вы понимаете их?
Физпауза.
- Закройте глаза. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо. Ощутите прохладу и свежесть снежинок. На ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. Садитесь.
- Расскажите, какие снежинки вы видели? (Ажурные, легкие, серебристые)
Работа в парах.
Белые, как. ... (сахар, молоко)
Лёгкие, как ... (пух)
Ажурные, будто ... (кружево, звёздочки)
Знакомство со стихотворением К. Бальмонта.
- А сейчас узнаем, как описал снежинку К. Бальмонт в своём стихотворении.
1. Ученик выразительно читает стихотворение
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Чем снежинка восхищает поэта?
- А как вы думаете, как нужно читать это стихотворение. (Восторженно, восхищённо)
2. Учащиеся читают стихотворение “про себя”
- Какой же увидел поэт снежинку? Найдите и прочитайте слова, описывающие красоту снежинки. (Светло-пушистая, подчеркивает мягкость, воздушность, легкость. Белая, чистая, смелая.)
3. Повторное чтение стихотворения.
- С чем сравнивает поэт снежинку в конце пути? (Со звездой)
- Почему?
- А знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Но все они имеют шесть лучей. (Учитель показывает нарисованную снежинку)
Знакомство со стихотворением Я.Акима.
- А кто помнит, чем пахнет снег? (Он пахнет свежестью, холодом, сыростью, зимой)
Звучит аудиозапись стихотворения Я. Акима “Первый снег”.
- Какую картину можно нарисовать?
- Прочитайте, как поэт описывает первый снег?
- А что уже успел сделать снег?
Выразительное чтение.
- С какой интонацией прочитаем стихотворение? (Удивлённо, радостно)
Итог урока.
- Мы прочитали три произведения русских поэтов, какой одной темой объединены все три произведения? (Все рисуют первый снег, зиму)
- А как вы думаете, какое из них больше всего подходит к картине А. А. Пластова “Первый снег” (Я. Акима)
- Согласитесь ли вы с мнением, что снежинка – визитная карточка зимы?
- Какая она бывает? У каждого на столе приземлилась своя снежинка, волшебная. Она спряталась в вашем учебнике.
Попробуйте составить и записать на ней четверостишье, используя данные рифмы.
…… …снежинка
….… пушинка
…... ….летала
….. …..упала
(Работа детей, звучит музыка П.И. Чайковского “Сладкие грёзы”)
Зачитать детские четверостишья.
- Завершая наш урок, я хочу, чтобы музыка зимы, звучала в вашей душе, и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения.
Домашнее задание.
- Выучить понравившееся стихотворение наизусть.