Урок литературы в 5 классе по теме «Стихотворение К. Бальмонта « Снежинка» с использованием кейс-технологии (работа в группах)».


Урок литературы в 5 классе
по теме «Стихотворение К. Бальмонта « Снежинка» с использованием
кейс-технологии (работа в группах)».
Цели урока:
научить работать над словом, интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств, формы;
Задачи урока:
Образовательные:
обеспечить в ходе урока повторение и закрепление литературоведческих понятий: строфа, виды рифмовки, эпитеты, олицетворения, сравнения;
сформировать умение работать по кейс технологии
Воспитательные:
воспитание любви к родной речи;
формировать нравственные качества личности, культуру.
Развивающие:
развивать эмоции, создавая на уроках эмоциональные ситуации радости, удивления, занимательности, используя яркие иллюстрации;
развитие интеллекта, духовности, эстетического видения действительности.
Форма урока: Урок открытых мыслей с применением кейс технологии
Методы обучения: работа с кейсом, беседа, создание проблемной ситуации
Методическое оснащение урока:
кейс
презентация урока;
раздаточный материал: карточки с текстом стихотворения Бальмонта “Снежинка”, анкета «Откровенно говоря»
Ход урока (фрагмент)
 Вступительная беседа. (Презентация)-Зима. В представлении каждого человека зима – это искрящийся снег, переливание снежинок, приятный скрип снега под ногами и горы, горы пушистых сугробов. Издревле люди любовались этой красотой. Композиторы перекладывали звуки зимы на ноты. А поэты посвящали ей свои стихи. Одним из таких поэтов был К.Д. Бальмонт.
- Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Снежинка». Изучить подробно это стихотворение нам поможет вот такой кейс, в котором содержится определённая информация. Сейчас каждая группа получит по файлу для дальнейшей работы. (раздаются кейсы)
- Найдите файл со стихотворением К.Д. Бальмонта «Снежинка». Попробуем раскрыть образ снежинки на примере этого стихотворения.
  Чтение учителем под музыку П.И. Чайковского “Времена года. У камелька”
Снежинка.
Светло-пушистаяСнежинка белая,
Какая чистая,Какая смелая!
Дорогой бурноюЛегко проносится,Не ввысь лазурную -На землю просится.
Лазурь чудеснуюОна покинула,Себя в безвестнуюСтрану низринула.
В лучах блистающихСкользит, умелая,Средь хлопьев тающихСохранно-белая.
Под ветром веющим Дрожит, взметается.На нем, лелеющем,Светло качается
Его качелямиОна утешена,С его метелямиКрутится бешено.
Но вот кончаетсяДорога дальняя,Земли касаетсяЗвезда кристальная
Лежит пушистая Снежинка смелая.Какая чистая,Какая белая!
 - Вы прослушали стихотворение Константина Бальмонта. Давайте поработаем над ним. 1 группа изучает биографию поэта. 2 группа работает над осмыслением содержания стихотворения. 3 группа работает над изобразительно-выразительными средствами языка. 4 группа выполняет творческое задание. В файлах есть вопросы, которые помогут вам справиться с полученным заданием. На выполнение задания даётся не более 5 минут. (работа в группах)
-Ребята, время вышло. Слово предоставляется группе, которая нам расскажет об авторе этого стихотворения. (выступление 1 группы)
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, "высокообразованная, умная и редкостная женщина", ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта.Александр Блок назвал Бальмонта "поэтом с утренней душой". Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны
- Спасибо за интересный рассказ. А теперь послушаем вторую группу ребят. Они работали над тем, о чём же это стихотворение, какое содержание вложил поэт?
- С каким настроением написано стихотворение? (настроение спокойствия, размышления, умиротворения)
- Куда стремится снежинка?  (Не ввысь лазурную, на землю просится).
- Как автор относится к снежинке?  (Он любуется ею, восхищается её смелостью, красотой, чистотой)
- Какие слова на это указывают?  («Скользит, умелая, звезда кристальная. Какая чистая! Какая смелая!)
- Спасибо за сообщение. Садитесь. 3 группа работала над вопросом  изобразительно-выразительного средства.
- Найдите эпитеты, которые помогают представить снежинку. (Светло-пушистая, белая, чистая, смелая. Умелая, сохранно белая, пушистая)
- О ком можно сказать “смелый”?
- Что у человека может быть белым, чистым?
- Почему она смелая, узнаем дальше
- Какая появилась часть речи? (Глаголы)
- Как вы понимаете “просится”? (Она стремится по собственной воле)
- Подберите синоним к слову “дорога” (Путь: жизненный путь, жизненная дорога)
- Какой эпитет относится к “дороге”? (Бурная дорога. “Бурная” – лучше сочетается со словом жизнь. Бурная жизнь – сложный, жизненный путь, проходящий ярко, насыщенно, в борьбе и стремлениях).
- Откуда и куда проносится? (Из выси лазурной (в прямом значении – голубое небо, в переносном – прекрасное, тихое, безмятежное) в безвестную страну-землю, что подтверждает смелость снежинки. Она не боится “бурной дороги”, стремительности движения.)
- Что покинула? (Лазурь, т.е. небо – родной дом)
- Куда низринула? (В безвестную страну, т.е. на землю)
- Покинула и низринула – волевой характер движения.
- А человек сознательно стремится в неизвестное будущее.
- Найдите эпитеты.
- В чем ее умение? (Умение сохранить белизну и чистоту, когда другие тают).
- Человек сохраняет чистоту души.
- Какой персонаж появился? (Ветер)
- Как ведет себя ветер по отношению к снежинке? (Дрожит, взметает, лелеет, что показывает непостоянство ветра)
- Ветер для человека – это превратности судьбы, резкие повороты, изменения.
- Какова тема? (Конец пути).
- Как называет снежинку поэт? (Звезда кристальная)
- Чем отличается снежинка от звезды? (“Звезда” ассоциируется с “ небом”, имеет четкие очертания, символ чистого, высокого)
8 строфа.
- Сравним с 1-ой строфой. (Возвращает к началу, но не является повторением).
- С какой целью поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”? (Чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой).
- Спасибо большое. А теперь посмотрим, что получилось у 4 группы ребят.
-Молодцы. Какова же тема стихотворения?  (Тема жизненного пути). Снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой. Также и человек, преодолевая трудности жизни, должен оставаться добрым, сохранив чистоту души.
- А закончим мы наш урок изготовлением вот такой снежинки.