Технологическая карта по литературе на тему Образ осени в стихотворении Константина Бальмонта «Осень».


Иванова Г.В.
Выполнила:
Дешнеева Мелида Хасанбековна Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема урока
Образ осени в стихотворении Константина Бальмонта «Осень».
Цель
Ознакомление со стихотворением Константина Бальмонта «Осень», формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением, совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения.
Задачи Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.
Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.
Планируемые результаты Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.
Формируемые УУД
- Личностные
- Регулятивные
- Коммуникативные
- Познавательные
Основные понятия Например, при изучении русской народной сказки: классификация русских народных сказок (волшебные, бытовые, о животных); особенности устного народного творчества, его изобразительно – выразительных средств; при изучении лирического стихотворения: особенности стихотворной и прозаической речи, их отличие; что понимаем под образом – переживанием; кто такой лирический герой и т. д.Межпредметные связи Связь с русским языком, живописью и музыкой.
Оборудование
Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Литературное чтение. ( Образовательная система «Школа 2100»)
Карточки с заданиями.
Презентация к уроку.
Задачи этапа урока
(вида работ) Деятельность
учителя
Задания для учащихся Деятельность
учеников Планируемые результаты Время
Предметные УУД I. Организация класса на работу
Задачи:
Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке.
Создать комфортную, эмоциональную обста- новку на уроке. Вводное слово учителя;
-Здравствуйте ребята, подравняйтесь, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь, мне я улыбнусь вам. Меня зовут Мелида Хасанбековна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа; высказывают свою точку зрения на проблему, Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД). 2 мин
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.
Задачи:
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. Учитель подводит итог беседы и формулирует тему урока, чётко определяет задачи.
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на этом уроке?
-Посмотрите на доску, рассмотрите внимательно иллюстрацию, что вы видите на этой картине?
-Какое это время года?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Какое произведение изучать?
-Правильно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением К. Бальмонта "Осень".

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.
Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
2 мин
III. Изучение нового материала
1.Подготовка к восприятию нового материала. Задачи:
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.
Ребята, а вы когда-нибудь слышали о Бальмонте?
- Обратите внимание на доску, там вы видите портрет Бальмонта.
-Ребята, как вы думаете, какими качествами обладал Бальмонт?
-Что вы можете сказать о человеке по его внешности?
-Обратите внимание на мимику (выражение лица)
-Какое настроение у автора?
-Обратите внимание на его позу.
-А теперь я вам расскажу о его биографии.
Бальмонт родился 15 июня 1867г. Поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века Дворянского происхождения. Настоящая фамилия его дедушки – Баламут, который решил облагородить свою фамилию считая что она ему не подходит и переделал ее на французский манер – Бальмонт. Детство он провел счастливо и весело в родительском поместье, окруженный любовью и заботой о своих близких. Учеба у Бальмонта шла не очень успешно. В 1886 году Бальмонт поступает на юридический факультет московского университета. Учебой занимается мало и был исключен из университета как организатор беспорядка. Потом Бальмонт решил заняться самообразованием и у него хорошо это получалось. С 1907 по 1914 в Москве вышло «Полное собрание стихов» Бальмонта в десяти томах. Последние 20 лет жизни поэт провёл в эмиграции, страдая от душевной болезни и бедности. Умер 23 декабря 1942, приют «Русский дом» в Нуази-ле-Гран, близ Парижа.
-Итак, ребята, что вам запомнилось из биографии поэта?
-Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении?
-Что вы знаете об осени? -Ребята, а какие цвета преобладают осенью?
-А с чем у вас ассоциируется осень?
Работа с музыкальным произведением.
- Ребята, какие чувства вы испытывали при прослушивании произведения?
- Какие картины представили?
Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)


3 - 5 мин
2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. Задача:
Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. -А сейчас я вам прочитаю это стихотворение, а вы закройте глаза и попробуйте представить ту картину, которую описывает поэт и самого лирического героя.
Первичное чтение осуществляется учителем.

-Понравилось ли вам это стихотворение?
-Какие чувства оно у вас вызвало? Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности. Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)
Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);
Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

10 мин.
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. Задача:
Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. Учитель создаёт проблемную ситуацию, формулирует творческую интонационную задачу чтеца; представляет критерии оценивания чтения; использует метод акцентного вычитывания текста; чтения с комментариями; эвристическую беседу; организует наблюдение учащихся за развитием сюжета, поступками персонажей, за развитием чувств и переживаний лирического героя; ведёт диалог с учащимися; организует дискуссию; предлагает учащимся моделировать вопросы к друг другу ; оценивает и выразительность чтения учащихся, и умения словесного рисования художественных образов, и умения полно, связно отвечать на поставленные вопросы, делать вывод, определяя главную мысль произведения.
-А теперь мы вместе будем читать, учиться наблюдать за словом…
-Критерии оценивания чтения на доске:
Дикция
Культура произношения
Интонационное богатство
Что такое брусника?
Знаете ли вы, как она выглядит?
Когда поспевает брусника?
Закройте глаза, представьте куст, где растет брусника. Каким вы его видите?
В какое время года дни становятся холоднее?
С каким настроением пишет автор эту строку
Когда улетают птицы?
Какой смысл автор включает в слово «прочь»?
Как деревья могут блестать в разноцветном уборе? Какие они. Давайте их представим и опишем.
Как вы понимаете слово «благовонье»?
Посмотрите внимательно на 3 строфу, какой прием автор там использует?
Как вы думаете, почему автор говорит о солнце и об осени, как о живом существе? Какой прием использует автор?
Какое чувство испытывает лирический герой?
С кем на ваш взгляд сравнивает Бальмонт осень?
Кто может заплакать спросонья?
Какой прием использует автор?
Давайте проследим чувства лирического героя в стихотворении. Как они меняются?
Наше предположения, которое было вначале урока совпало ли со смыслом стихотворения?
Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;
Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД); 15мин.
4. Работа учащихся в микрогруппах Задача:
Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.
Учитель разрабатывает для работы учащихся в микрогруппах индивидуально – групповые задания творческого характера, делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости, подводит итоги работы.
Сейчас я предлагаю вам поработать в микрогруппах, каждая микрогруппа получает свое творческое задание и выполняет его.
Карточка 1.Рассмотрите картину «Золотая Осень». Из ниже приведенных слов составьте связный текст об осеннем пейзаже.
Осень, грязь, слякоть, первые холода, теплые деньки,  солнце светит, поля, рощи, небо, речка , трава зеленая, березки, золотая осень, очаровывает красотой.
Карточка 2. Составьте собственное стихотворение, на тему «Осень»
Листья падают в лесу…
Карточка 3. Написать рассказ от лица птиц, используя ниже приведенные слова:
Мы улетаем; осень; холодно; солнце; листья падают; первые заморозки; капает дождь; теплые края; вернемся в следующем году.Карточка 4. Нарисуйте словесный портрет осени, используя вспомогательные слова : хмурая погода, светлый, красивая , заморозки, теплый, принаряженная, мрачный, нахохленный, ненастный, непогожий, неприветливый, угрюмый, сумрачный, пасмурный, неулыбчивый, серый, бессолнечный, тусклый, насупившийся, нахмуренный, нежизнерадостный, грозный, неласковый, смурная, неприветный, мрачный как туча, облачный, серенькая, изящно, прекрасно, восхитительно, авантажно, ярко, живописно, негрубо, распрекрасно, звучит, иконописно, эстетично, художественно, нарядно, прелестно, привлекательно, как на картинке ,благолепно, изысканно, тонко, искусно.
Карточка 5. Ребята, побудьте в роли журналистов и напишите статью об осени.
Осень - одно из самых ярких времен года, одно из самых необычных…..
Скоро, скоро начнутся первые морозы…
Как прекрасно находиться в это время в парке…
Но всё равно осень-это самая яркая и неповторимая пора…
После того, как учащиеся выполнили задания, каждая микрогруппа озвучивает результат своей деятельности. Учитель осуществляет оценивание.
Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д. Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);
Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);
Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД). 5 – 10 мин.
IV. Подведение итога урока. Задача:
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.
Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что вы узнали об авторе?
-Когда он родился?
-Понравился ли вам урок?
Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);
Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) 5 мин
V. Рефлексия Задача:
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности.
-А теперь я предлагаю провести рефлексия. На слайде вы увидите ряд слов, вам нужно высказать своё мнение по поводу урока, используя эти слова.

Я узнал...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
-А сейчас запишите в дневник домашнее задание.
1.Выучить стихотворение наизусть.
2.Нарисовать рисунок на тему «Осень». Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний. Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования. Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).