Урок математики 4 класс «Столбчатые и линейные диаграммы»


Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме «Столбчатые и линейные диаграммы»
Предмет: Математика.
Класс: 4
Тема: Столбчатые и линейные диаграммы.
Тип: Урок «открытие» нового знания
Цель: Образовательная – познакомить с новым типом диаграмм, научить строить и читать столбчатые и линейные диаграммы.
Воспитательная – формировать положительное отношение к процессу познания, освоение личностного смысла учения;
Развивающая – развивать умение планировать свою работу по изучению незнакомого материала; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её и представлять информацию на основе схем, моделей; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Методы: деятельностныйОборудование: ПК, интерактивная доска, карточки для работы в группах, угольник, мел, доска.
Формы работы: самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока:
Оформление доски Деятельность учителя Деятельность учащихся
Осуществляемые действия Формируемые умения
1 этап – Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (2 мин)
«То, что мы знаем, ограничено, а то чего мы не знаем, бесконечно»
Пьер Симон Лаплас
Здравствуйте, дорогие ребята!
К нашему уроку я приготовила высказывание французского астронома, физика, математика.
Посмотрите на доску, прочитайте.
- Как вы понимаете эти слова?
- А как бы вы изобразили это высказывание графически?
-Вы согласны с этими словами?
- Вы готовы добывать знания? Приветствуют учителя. Высказывают своё мнение, изображают на доске рисунки, схемы. Выражают положительное отношение к процессу познания. Слушают и понимают других.
2 этап - Актуализация и пробное учебное действие. (6 мин)


-13462033013659855201333511557013335
Вид тр--та Расстояние, кмСкорость, км/ч
Авто--ль 1170 90
Катер 300 60
Лошадь 60 20


а+в+с=п<1 = 3600 : п × а
<2 = 3600 : п × в
<3 = 3600 : п × с

Вид тр-ртаРас-ие км Скорость км/ч Время,
час
Автом-ль1170 90 13
Катер 300 60 5
Лошадь 60 20 3
- Чему были посвящены последние уроки математики?
- Где может храниться информация?
1) Посмотрите на доску. Где хранится информация?
Прочитайте схему.
Сформулируйте вопрос по схеме.
2) Посмотрите на приборы.
- Несут ли эти приборы информацию? Прочитайте.
- Что общего у приборов?
- Чему равна цена одного деления шкалы?
3) Группа туристов выбрала себе маршрут и совершила путешествие с целью полюбоваться горами, озёрами.
- Изучите таблицу, используя данные, ответьте на вопросы:
- На чём путешествовали туристы?
- Назовите скорость водного транспорта.
- Сколько времени они ехали на лошади?
- Какое действие мы сейчас совершали?
- Можно эту информацию представить в другой форме? Как?
- Как называется такой способ представления информации?
- Что такое диаграмма?
- Что показывает круг?
- Что ещё можно прочитать по диаграмме?
- Расскажите алгоритм построения круговой диаграммы.
- Для чего используют диаграммы?
Я построила круговую диаграмму по столбику «расстояние», а вы постройте круговую диаграмму по столбику «время» -Учились строить таблицы, диаграммы, добывали информацию.
-В тексте, рисунке, схеме, таблице, диаграмме.
-Информация хранится в схеме.
- У всех приборов есть шкала.
-На термометре 50 ед., на спидометре – 10.
Учились читать информацию по таблице.
Текст, видео, фото, рассказ, диаграмма, рисунок.
Круговая диаграмма.
Графическое изображение информации.
Целое. Расстояние, которое проехали туристы.
На чём путешествовали.
Что на лошади они проехали меньше расстояние, чем на катере или машине. (и т.д.)
1. Находим сумму всех величин. 2.Находим величину центральных углов, соответствии каждой части.
3.Строим в окружности централь-ные углы.
-Чтобы наглядно показать соотношение величин.
Ученики выполняют задание, которое вызывает у них затруднение Анализируют, сравнивают, группируют различные объекты, факты. Самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают её.
3 этап – Выявление места и причины затруднения. (2 мин)
Какое задание вам надо было выполнить?
-Вы смогли его сделать?
-Почему? Что вызвало у вас затруднение?
Построить круговую диаграмму по столбику «время».
Не могли построить.
Мы не можем разделить 360 на 21. Учатся определять круг своего незнания
4 этап - Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)
Всегда удобно представлять информацию таким типом диаграммы?
Какую цель поставим перед собой?
-Действительно, чертить окружность и вычислять значение углов иногда бывает затруднительно. Столбик из таблицы «расстояние» я показала через другой тип диаграммы.
-Что показывают столбики?
-Что вы можете рассказать по диаграмме?
-Как бы вы назвали эту диаграмму?
Где проверим своё предположение?
-Как называются такие диаграммы?
-Кто из нас был близок к названию «столбчатые»?
-Почему назвали «столбчатые»?
-Чем отличаются «столбчатые» от «линейных»?
Вот, мы и познакомились с другим типом диаграмм.
Составьте план, что ещё нам нужно знать про столбчатые и линейные диаграммы.
Нет.
Познакомиться с другим типом диаграмм.
На чём путешествовали туристы
Что на лошади они проехали меньше расстояние, чем на катере или машине. (И т.д.)
Ученики предлагают свои версии.
По учебнику.
«столбчатые»
Похожи на столбики.Строятся при помощи столбиков и линеек.
Составить алгоритм построения столбчатой диаграммы.
Научиться строить столбчатые диаграммы.
Научиться читать столбчатые и линейные диаграммы. Учатся определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Учатся самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения. Анализируют, систематизируют.
5 этап - Реализация построенного проекта. (7 мин)
Вид тр-ртаРас-ие км Скорость км/ч Время,
час
Автом-ль1170 90 13
Катер 300 60 5
Лошадь 60 20 3
План составлен, давайте будем действовать.
Чтобы составить алгоритм построения столбчатой диаграммы поработаем в парах. Пользуясь текстом учебника с.41, диаграммой представленной на доске, составьте алгоритм построения столбчатой диаграммы.
- Давайте проверим, что получилось?
Какой 1 шаг?2 шаг? и т.д.
- Можно шаги 2-3 поменять последовательность?
Какую работу мы сейчас проделали?
Достигнута наша цель урока?
Ученики, работая по тексту учебника, составляют алгоритм построения столбчатой диаграммы. Когда работа выполнена, пары поднимают знак «домик».
2 пары предлагают свои алгоритмы.
1)Построить прямой угол.
2)На горизонтальном луче отметим точки на равном расстоянии.
3)Изобразим шкалу величин на вертикальном луче.
4)От выбранных точек горизонтального луча построим вертикальные столбцы, длины которых равны данным величинам
-Да. Это нестрогое условие.
-Составили алгоритм построения столбчатой диаграммы.
Нет. Надо научиться строить. Учатся работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Представляют информацию в виде текста, схемы.
Аргументируют свою точку зрения. Понимают точку зрения другого.
6 этап - Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. (8 мин)
Вид тр-ртаРас-ие км Скорость км/ч Время,
час
Автом-ль1170 90 13
Катер 300 60 5
Лошадь 60 20 3
-355601270635 Пользуясь данными таблицы столбика «время», постройте столбчатую диаграмму.
(у доски с проговариванием шагов)
-Какое действие мы сейчас совершили?
Давайте вспомним план урока.
- Какую работу мы не выполнили?
Учебник с.42, №1, используя диаграмму, ответьте на вопросы.
Ученики «по цепочке» у доски строят диаграмму, учащиеся в тетрадях.
Учились строить столбчатые диаграммы.
Ученики называют план.
Не читали столбчатые диаграммы.
Ученики отвечают на вопросы, данные в учебнике. Дают оценку соответствия содержания ответа одноклассника заданию.
7 этап – Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин).
Эталон для самопроверки
248285289560
Французский философ, математик, физик Паскаль говорил: «Случайные открытия делают только подготовленные умы»
- Как вы думаете, мы подготовились сделать открытие? Тогда за работу.
Т.к. наши туристы любовались природой, я предлагаю и вам посмотреть на красоту водопадов. Задание: посмотрите видеоролик «Водопады», составьте столбчатую диаграмму высоты водопадов.
- Проверьте по эталону свою работу.
- Оцените свою работу.
Учащиеся выполняют задания.
Сверяют по эталону.
Оценивают свою работу по шкале:
«молодец», «очень хорошо», «хорошо»,
«удовлетворительно»,
«плохо» Принимают и сохраняют учебную задачу. Определяют степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев.
8 этап – Включение в систему знаний и повторение. (7 мин).
Задание:
Прочитайте текст и выберите одно из заданий:
составить по тексту таблицу,
составить по тексту диаграмму
используя данные составить и решить задачу.
-Предлагаю поработать в группах.
Прочитайте задание, выберите одно из предложенных и выполните.
Давайте проверим работу Выполняют задание. Выполняя различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблем.
Понимают точку зрения другого
9 этап – Рефлексия деятельности. (3 мин)

м о-х х уд пКакую цель поставили в начале урока?
Можно сказать, что мы достигли цели? Докажите.
-Для чего надо уметь строить диаграммы? Где встречали диаграммы?
Подошёл к концу наш урок оцените свою работу на уроке.
- Можно гостям представить информацию нашей самооценки диаграммой?
1 шаг – (чертим прямой угол)
2 шаг – оценки «молодец», «очень хорошо», «хорошо», «удовл.», «плохо» расположим на ……(горизонтальном луче;)3 шаг – смайлики будем клеить, строя столбцы в диаграмме.
Познакомиться с другим типом диаграмм.
Составить алгоритм построения столбчатой диаграммы.
Научиться строить столбчатые диаграммы.
Научиться читать столбчатые и линейные диаграммы. Учатся давать оценку результатам своей работы.