Урок по рассказу А.И.Куприна Чудесный доктор


Открытый урок в 5 в классе по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор».
Цели урока:
Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла.
Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры пятиклассников.
Формируемые универсальные учебные действия
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.
Ход урока:
Положительная мотивация.
- Сегодня у нас с вами очень интересный и добрый урок. Мы будем работать с удивительным рассказом А.И.Куприна, который называется «Чудесный доктор». Готовы получить свои «5»?
Итак, приступаем.
Формулирование целей и задач.
Актуализация знаний.
– Ребята, у каждого из вас было индивидуальное задание. В течение урока мы заслушаем ваши выступления. А пока вспомним с вами все, что знаем о пистателе (Максим, Азамат, Элина).
Интересные факты (Айгиз, данил, Эльвина, Алина, Рома, Данияр).
(Примерные ответы: 1) Его мать происходила из рода татарских князей.
2) Начальное образование получил в сиротском училище.
3) Подписывал свои произведения прозвищем Али Хан и др.) Меня влечет к героическим сюжетам.
Нужно писать не о том, как люди
обнищали духом и опошлели,а о
торжестве человека, о силе власти его.
А.И.Куприн.
- Посмотрите на эпиграф. Сам Куприн так определял главное направление своего творчества. Как вы понимаете его слова?
- О каком «торжестве человека» шла речь в рассказе «Тапер»? (Юрий своей талантливой игрой доказывает, что он — настоящий талант, который трогательно и красиво играет любое музыкальное произведение: от классики до увеселительных танцев. В самый разгар праздника в залу, где играет маленький тапёр, входит солидный, очень серьёзный человек в летах. Юрию становится не по себе, он чувствует в его присутствии непонятную робость — тем более, что пришедший гость внимательно прислушивается к игре мальчика. Он просит сыграть одну из рапсодий Листа, а после игры в самом разгаре вечера забирает и увозит мальчика с собой. Только одеваясь, Юрий узнаёт, что этот человек — великий композитор Антон Григорьевич Рубинштейн).IV. Первичное усвоение нового знания.
- О каком же «торжестве человека» тогда идет речь в рассказе «Чудесный доктор»? На этот вопрос нам и предстоит сегодня ответить.
- Когда и где происходят события рассказа? (В Киеве, в канун Рождества).
- Давайте вспомним, как в «Тапёре» готовятся Рудневы к празднику, и что происходит в «Чудесном докторе»? (Рада, Ильсур, Регина).
- Оказывается, когда-то в России к Рождеству готовили специальные сборники рождественских рассказов. Существовала традиция семейного чтения вслух таких произведений. Что же такое святочный или рождественский рассказ? (Эльза, Сабина).
* Святочный (рождественский) рассказ – небольшое произведение, в котором повествуется о чудесных, но не фантастических событиях, которые помогают герою в его трудной судьбе, в безвыходной ситуации.
«Чудесный доктор» относится именно к такому рассказу.
V. Первичная проверка понимания.
Работа по группам.
1 группа 2 группа 3 группа
- Что мы узнаем о мальчиках из первого эпизода? (найдите в тексте).
- Какие изобразительно-выразительные средства помогают нам ясно увидеть всю картину? - Опишите эпизод,когда мальчики отправились домой?
- Какой приём использует автор? (сравнивая мальчиков и людей, готовящихся к празднованию Рождества) - Почему Мерцаловы живут в подземелье?
- С каким поручением мальчики уходили из дома?
4 группа 5 группа 6 группа
- Как характеризует швейцара то, что он не захотел передать письмо барину?
- Можно ли оправдать такое рвение на работе? - Опишите Мерцалова, когда он вернулся домой. Откуда он вернулся? В каком состоянии?
-Какая страшная мысль приходит вдруг в его голову? - Расскажите о встрече с доктором.
- В чем проявляется «чудесность доктора»?
- Кем он оказался?
Доклад о докторе Николае Ивановиче Пирогове (Раиль и Даян).
* Врач, основоположник военно-полевой хирургии. Ему принадлежат многие открытия в области хирургии, он автор медицинских книг и атласов. Кроме того, он оставляем заметный след и на другом поприще- в педагогике, в народном образовании.
VI. Закрепление.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
- Как бы вы определили тему рассказа? (тема служения людям). - Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого рассказа? (никогда не нужно отчаиваться; то добро, которое когда-то тебе сделали, нужно нести людям). - Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи, на личность Григория Мерцалова?
Представление иллюстраций к рассказу (Камилла Ш., Камилла А.).
Озвучивание синквейнов (Ралина, Софья, Ислам).
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание. П.П.Бажов, с. 56-57 прочитать, ответить на вопросы 1,2.
Лист оценивания.
Вид работы Оцените свою работу
1. Выполнение д/з 2.Работа на уроке Итог Лист оценивания.
Вид работы Оцените свою работу
1. Выполнение д/з 2.Работа на уроке Итог Лист оценивания.
Вид работы Оцените свою работу
1. Выполнение д/з 2.Работа на уроке Итог Лист оценивания.
Вид работы Оцените свою работу
1. Выполнение д/з 2.Работа на уроке Итог Лист оценивания.
Вид работы Оцените свою работу
1. Выполнение д/з 2.Работа на уроке Итог Лист оценивания.
Вид работы Оцените свою работу
1. Выполнение д/з 2.Работа на уроке Итог Лист оценивания.
Вид работы Оцените свою работу
1. Выполнение д/з 2.Работа на уроке Итог Лист оценивания.
Вид работы Оцените свою работу
1. Выполнение д/з 2.Работа на уроке Итог 1 группа 2 группа 3 группа
- Что мы узнаем о мальчиках из первого эпизода? (найдите в тексте).
- Какие изобразительно-выразительные средства помогают нам ясно увидеть всю картину? - Опишите эпизод,когда мальчики отправились домой?
- Какой приём использует автор? (сравнивая мальчиков и людей, готовящихся к празднованию Рождества) - Почему Мерцаловы живут в подземелье?
- С каким поручением мальчики уходили из дома?
4 группа 5 группа 6 группа
- Как характеризует швейцара то, что он не захотел передать письмо барину?
- Можно ли оправдать такое рвение на работе? - Опишите Мерцалова, когда он вернулся домой. Откуда он вернулся? В каком состоянии?
-Какая страшная мысль приходит вдруг в его голову? - Расскажите о встрече с доктором.
- В чем проявляется «чудесность доктора»?
- Кем он оказался?
1 ряд 2 ряд 3 ряд
- Как бы вы определили тему рассказа? - Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого рассказа? - Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи, на личность Григория Мерцалова?