Человеческая доброта в произведении А. И.Куприна Чудесный доктор


Человеческая доброта в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»
(урок литературы в 6 классе)
Цель урока: освоение идеи рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор» через анализ художественной формы и содержания.
Задачи:
- формировать навыки анализа художественного текста;
- учить понимать и оценивать поступки героев;
- учить находить изобразительно-выразительные средства языка;
- способствовать формированию морально-нравственных ценностей.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели,
осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию,
осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи,
аргументировать собственное мнение.
Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.
Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами,
мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения,
формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе и индивидуально.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» (под редакцией В.Я. Коровиной), презентация к рассказу «Чудесный доктор», соната №6 Бетховена «Тишина», мультимедийный проектор, компьютер. Организационный этап.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Друг другу улыбнуться, поприветствовать гостей (дарят сердечки с комплиментами).
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
А сейчас мне бы хотелось рассказать Вам одну притчу…
Притча: Ехал как-то молодой человек на новом сверкающем “ягуаре” в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того как он, осторожно объехав их, собрался снова набрать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из нее и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:— Паршивец! Какого черта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!
— Простите меня, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжел для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог мальчику усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слезы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошел к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей дверце, оставшуюся от камня.
Он ездил на этой машине многие годы и всякий раз говорил “нет” механикам, предлагавшим отремонтировать вмятину
Опрос: Как вы думаете, почему?
потому что она постоянно напоминала ему: если ты проигнорируешь шепот, в тебя полетит камень.
Опрос: Как вы понимаете смысл притчи? (Не быть равнодушными к чужой беде, и во время прийти на помощь.)
- Какой поступок совершил мужчина? (добрый)
- О чем пойдет речь на уроке? (о доброте)
- Тема урока: Человеческая доброта в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор».
Автор этого рассказа Александр Иванович Куприн - писатель доброго, гуманного понимания смысла жизни. Все рассказы А. Куприна о добре и о человеческом сострадании.
Целеполагание.
- Исходя из темы урока, подумайте и скажите, какова цель урока? (Чему мы научимся, о чьих еще поступках вас может быть заставит задуматься наш урок.)
разобраться в содержании прочитанного текста, понять авторский замысел произведения;
дать оценку поступкам героев;
задуматься о своих поступках;
Актуализация знаний.
- Обратите внимание на название рассказа. ( «Чудесный доктор»)
- Какие ассоциации у вас возникают со словом «чудесный»? («Чудо» - волшебство, исполнение сокровенных желаний, избавление от бед.)
- От какого слова оно образовано? (чудесный – чудо)
- О каком чуде повествуется в рассказе? (Неожиданное появление доктора изменило жизнь бедствующей семьи Мерцаловых.)
Проблемный вопрос: Почему в рассказе обыкновенный человеческий поступок доктора считается чудом?
- Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (обратиться к рассказу)
Первичное усвоение новых знаний.
Групповая работа.
Где впервые мы встречаем героев рассказа? (у витрины магазина)
- Перед вами лежат листочки. На них записаны детали из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Давайте распределим их.
Первая группа – отметить детали, которые относятся к описанию гастрономического магазина.
Вторая группа – отметить детали, характеризующие мальчиков.
Третья группа - выражения, описывающие жизнь большого города.
Четвертая группа - выражения, описывающие жизнь мальчиков.
- Найти и подчеркнуть эпитеты, которые использует автор.
 Целые горы красных крепких яблоков и апельсинов.
 Ярким светом висящих ламп.
 Закоптелые, плачущие от сырости стены.
 Праздничное оживление толпы.
 Гирляндами колбас.
 Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью.
 Покосившийся, ветхий дом.
 Прекрасные магазины.
 Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей.
 Очаровательное зрелище.
 Грязная широкая постель.
 Мокрым отрёпкам.
 Рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками.
 Грязного белья и крыс.
 Приплясывали от жестокой стужи.
 Смеющиеся лица нарядных дам.
 Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.
 Произнес сурово, подавив тяжелый вздох.
 Тесным, обледенелым и грязным двором.
 Правильные пирамиды мандаринов.
 Кривые, узкие переулки.
 Ужасному запаху керосинового чада.
 Сияющие ёлки.
 Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы.
 Веселый гул окриков и разговоров.
 Детское грязное белье и крысы – настоящий запах нищеты.
Работа групп (5 мин.) Ответ 1 и 2 группы.
Гастрономический магазин Мальчики
Перед огромным окном гастрономического магазина
Великолепная выставка
Эффектная картина:
Возвышались целые горы крепких яблоков и апельсинов;
Стояли пирамиды мандаринов;
Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы;
Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.
Очаровательное зрелище Приплясывали от жестокой стужи
Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки
Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью.
Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей.
Произнес сурово, подавив тяжелый вздох
Кинув последний влюбленно-жадный взгляд.
- Почему автор называет магазин гастрономическим? Как вы понимаете выражение великолепная выставка?
- В каком значении выражение великолепная выставка автор использует в рассказе? (Очаровательное зрелище, которое дети могут только созерцать).
- Почему витрина притягивает детей? (символ сытой жизни)
- Назовите эпитеты и метафоры.
Ответ 3 и 4 группы.
Жизнь большого города Жизнь мальчиков
Прекрасные магазины Малолюднее и темнее становились улицы
Сияющие елки Кривые, узкие переулки.
Рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками Покосившийся, ветхий дом,
Праздничное оживление толпы Мрачные, не освещенные косогоры
Веселый гул окриков и разговоров Темный, обледенелый и грязный двор
Разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам Грязная широкая постель
Праздничное ликование Закоптелые, плачущие от сырости стены
Мокрые отрепки
Ужасный запах керосинового газа
Детское грязное белье и крысы – настоящий запах нищеты.
- Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором? Прием противопоставления. (Слайд № 6)
- Как называется такой прием в литературе? (антитеза) ( Слайд № 7)
- Почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении? («В этот ужасный, роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью…»)
-Какие несчастья «сыпались на Мерцалова и его семью»? (зачитывают)
заболел брюшным тифом
потерял скромное место управляющего домом
погоня за случайной работой
залог и перезалог вещей
продажа всякого тряпья
болезнь детей
смерть «одной девочки»
«другая лежит в жару и без сознания»
- Что могут чувствовать люди, оказавшись в таких жизненных обстоятельствах? (ОТЧАЯНИЕ)
Анализ эпизода «В общественном саду».
Дошедший до отчаяния отец появляется в саду. Давайте представим эту картину. Встаньте в круг и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чем я буду читать. (чтение учителем отрывка из произведения под музыку Бетховина «Тишина» «Тут было тихо…» «…нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины»)
- О чем Мерцалов думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?
(о самоубийстве)
- Почему на фоне необыкновенной тишины Мерцалов решается на самый страшный шаг, самоубийство? (Жизненные испытания любого, даже сильного человека, могут привести к отчаянию.)
Самое ужасное, что он хотел совершить страшный грех в канун святого праздника светлого Рождества Христова.
- Разве не было другого выхода у героя? Почему он больше « ни на что не надеялся»? (никто не хочет помочь)
- Почему в огромном городе никто не хочет помочь? («Все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег…Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца.») - Почему людям не жалко эту семью? (В большом городе столько равнодушия.)
- Кто появляется в это время в саду? (доктор) Он будто чувствует, что герою нужна помощь.
- Чудо это или случайность? О каком чуде пишет Куприн?
Групповая работа.
группа 2 группа
1. 1.Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Он уже хотел встать…» до слов «Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но поедемте!»
2.Проследите по тексту, как менялось состояние Мерцалова при встречи со стариком?
3.Почему Мерцалов рассказал ему свою историю? 1.Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Он уже хотел встать…» до слов «Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но поедемте!»
2.Проследите по тексту, как ведет себя старик во время разговора.
3.Почему он выслушал рассказ Мерцалова?
3 группа 4 группа
1.Перескажите кратко сцену посещения доктором жилища Мерцаловых.
2.Что изменилось с приходом доктора?
3.Почему доктор не сказал Мерцаловым свое имя?
1.Как в дальнейшем изменяется жизнь Мерцаловых?
2. Как повлиял поступок доктора Пирогова на выбор жизненных принципов Григория Емельяновича Мерцалова? Почему?
Ответ 1 группы
«отвернулся и подвинулся к краю скамейки»;
«хватил прилив отчаянной злобы»;
«закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь»;
«ожидал, что старик уйдет»;
«без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю»;
- Что во внешнем виде и речи старика вызвало у него «прилив отчаянной злобы»?
- Почему Мерцалов рассказал свою историю?
Ответ 2 группы
«голос мягкий, ласковый, старческий»;
«приблизил свое умное, серьезное лицо, сказал дружелюбно»;
«в необыкновенном лице было что-то спокойное и внушающее доверие»;
«слушал не перебивая…пытливее и пристальнее заглядывая в глаза»;
«вскочил, схватил…Едемте!»;
- Почему резкие слова Мерцалова не оттолкнули доктора? (Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, доктор не обиделся, а наоборот предложил свою помощь. Это также похоже на чудо.
Доктор не оставляет героя – это чудо. Как важно, пусть даже случайно, в трудную минуту сделать добро.)Ответ 3 группы:
- Что изменилось в семье Мерцаловых с приходом доктора? (пересказ)
(Доктор вселяет бодрость в измученных людей.)
- Почему отказывается назвать свое имя? (благородный, бескорыстный поступок)
- Как Мерцалов узнал фамилию своего благодетеля? (на аптечном ярлыке была надпись: «По рецепту профессора Пирогова»)Ответ 4 группы:
- Как в дальнейшем «все переменилось» в семье Мерцаловых? (Через некоторое время Мерцалов нашел работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться в гимназии.)
- Как повлиял поступок доктора Пирогова на выбор жизненных принципов Григория Емельяновича Мерцалова? (Он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности.)
- Почему он отзывчив на нужды бедности? (Он жил в нищете, помнит и понимает, как порой необходимо протянуть руку помощи даже незнакомым людям.)
6. Первичная проверка понимания.
- Какое чудо сотворил этот человек? (Помог семье Мерцаловых)
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы бескорыстно помогать даже незнакомым людям?
МИЛОСЕРДИЕ
СОСТРАДАНИЕ
ДОБРОТА
СОЧУВСТВИЕ ( на доске)
Милосердие, добро, помощь бескорыстно – вот о каком чуде пишет Александр Куприн. (слайд № )
«Просто чудо совершил этот святой человек.» Просто – легко, каждый может, главное не быть равнодушным.
Рассказ о Н. И. Пирогове. (слайд )
Прототипом доктора в рассказе является реальный человек – русский хирург Николай Иванович Пирогов. Профессор скромен, умеет проявлять сострадание, его душа наполнена добротой и сочувствием. А главное он бескорыстен. Доктор, не назвав своего имени, помог незнакомым людям деньгами, пожалел Мерцалова и его семью.
Проблемный вопрос: Почему в рассказе обыкновенный поступок доктора считается чудом? (Все вокруг отказывались помочь, люди из обеспеченной, праздничной, « другой» жизни не откликнулись на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. Какое страшное равнодушие к чужой беде.)Только искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь, но встречается оно так редко, что считается чудом. А.Куприн (слайд № )- Чему учит нас рассказ?
уметь сочувствовать и сопереживать;
уметь протягивать руку помощи людям, которые нуждаются в этом;
необходимо просто любить ближних;
Первичное закрепление знаний.
Мне бы очень хотелось, в завершении нашего урока, чтобы каждый из вас вспомнил и записал на сердечках добрый поступок, который вы совершили. Начните со слов: «Однажды я…»
А складывать сердечки мы будем в «Копилку добрых дел».
Пусть она будет нам напоминанием, что человеческое сердце, подобно солнцу, чем больше мы совершаем добрых дел, тем ярче светит наше сердце и дарит тепло окружающим нас людям.
Домашнее задание:
Дома я предлагаю подумать, какие добрые поступки мы классом можем совершить?
на улице и в дороге;
дома;
в школе;
во дворе и на природе;
Мы будем с вами вместе совершать добрые дела и пополнять нашу копилку.
Рефлексия:
Оцените работу своей группы на уроке, для этого посовещайтесь и решите, каким цветом сердечко заслужила ваша группа:
Красное – «отлично»
Желтое – « очень хорошо»
Зеленое – «хорошо»
Синее – «хотелось бы лучше»
Сегодня вы уже совершили пусть маленькие, но добрые поступки: вы с улыбкой встретили гостей и подарили им свои комплименты, вы активно работали на уроке и радовали меня умными ответами. Я тоже хочу вам сказать комплименты. (оценивание детей)
На уроке я узнал, что…
Урок  взволновал  меня,  потому  что…
Урок заставил задуматься о  том,  что…