Разработка урока по литературе в 5-м классе «Знакомство с произведением А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Разработка урока по литературе в 5-м классе «Знакомство с произведением А. И. Куприна «Чудесный доктор»



Цели: продолжать разговор о гуманности; обратить внимание ребят на то, что и в мирной жизни людям приходится сталкиваться со многими проблемами: болезнями, безработицей.. Иногда эти испытания могут быть настолько трудными, что только поддержка окружающих, похожая на чудо, может изменить безвыходную ситуацию; расширить представление о композиции эпического произведения малой формы.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Александр Иванович Куприн родился в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой чиновничьей семье. Детство и юность Куприна прошли в Москве. Тринадцать лет детства и юности Александр Иванович провёл в закрытых учебных заведениях. После тяжких лет казарменной жизни скитался по России, был и репортёром, и грузчиком, и управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом.
«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий. Его неутомимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!»-писал о Куприне Корней Иванович Чуковский. Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества. «Ты - репортёр жизни.. Влезь в самую гущу жизни»,- так определил А.И.Куприн своё призвание.
Жизнь людей на Земле - и взрослых, и детей - на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.
Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям.. Эти испытания могут быть такими тяжёлым, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние.. И поэтому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как чудо.
Любому человеку хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду.
Сегодня мы познакомимся с одним из таких рассказов. Называется он «Чудесный доктор». Мы будем читать этот рассказ и одновременно обсуждать его, чтобы в конце нашего разговора мы с вами могли ответить на очень важные вопросы:
О каком чуде идёт речь в рассказе?
В какие чудеса надо верить людям?
2. Фронтальный опрос
Как вы понимаете значение слова «чудесный»? Подберите синонимы.
Как вы понимаете, что обозначает слово «милосердие»? Сострадание? Деятельное сострадание? Подберите синонимы.
3. Словарная работа (дети записывают в тетрадь)
Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).
Предания - легенды, переходящие от поколения к поколению, рассказы о былом.
Плачевно - здесь: безрезультатно.
Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.
Управляющий - человек, который ведет дела какого-либо хозяйства.
Швейцар - сторож при подъездах.
Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник - (устаревшее) канун церковных праздников Рождества и Крещения.
Залог - отдача имущества в обеспечение обязательств.
4. Комментированное чтение и обсуждение рассказа.
а) Чтение учителем рассказа с начала до слов «Старший мальчик первый оторвался...» и обсуждение:
Сколько рассказчиков в этом произведении?
Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина магазина?
б) Чтение фрагмента со слов «Старший мальчик оторвался...» до слов « -Ну? Что же?» и обсуждение
- Как бы вы теперь ответили на вопрос: чем привлекла мальчиков витрина гастрономического магазина?
-Куда поспешили мальчики?
Как вы думаете, в какое время года происходит действие рассказа? -Любите ли вы праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?
Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни?
в) Подготовленное чтение по ролям со слов «Мальчики молчали..» до слов «..разогреть-то нечем..» и обсуждение
Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых? -Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он, по вашему мнению, этого не сделал?
Можно ли согласиться с высказыванием И.Шмелева: «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие - милосерднее»? К кому из персонажей рассказа вы уже сейчас могли бы применить эти слова?
г) Чтение отрывка «В это время в коридоре.» до слов «..гнали просителей с крыльца»
5. Объяснение домашнего задания
Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация.
а) Подумайте и запишите свои рассуждения о том, можно ли помочь этим людям и каким вам представляется выход из этой ситуации.
б) Подготовьте ответ на вопрос: «Почему, по-вашему, мы лишь в середине рассказа узнаем о несчастьях семьи Мерцаловых»?
в) Дочитайте рассказ до конца.
2 урок.
Проверка домашнего задания.
Обсуждение эпизода встречи Мерцалова и пожилого незнакомства - врача в парке. Познакомьтесь с вопросами, которые возникли у ваших сверстников после чтения этого эпизода рассказа.

15