Программа внеурочных занятий Школа общения


Программа по внеурочной деятельности
«Школа общения»
Направление социальное
Программа рассчитана для учащихся 6 класса (12-13 лет)
Срок реализации 1 год
Количество часов 34 часа
Автор: Мурзабекова Светлана Николаевна
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Различные направления развития личности в учебном плане образовательных учреждений предусмотрены в разделе «Внеурочная деятельность» Федерального государственного стандарта второго поколения.
Сегодня внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из эффективных форм организации свободного времени учащихся в ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска Самарской области. Здесь внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Авторская программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и на основе основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска. Она полностью соответствует целям и задачам школьной программы и в содержательном плане является продолжением курса внеурочных занятий «Игры со словами», реализуемой в 5 классах.
Для нас важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность каждого обучающегося были не только разнообразными и содержательными, но и наполненными гармонией активного общения его с окружающими: сверстниками и взрослыми. И данный курс дает возможность это осуществить.
Педагогический опыт школы показывает, что часть детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, склонны к агрессивности и частым конфликтам с окружающими. Такие дети могут быть не способны конструктивно разрешать конфликты: не умеют признавать свою вину и право окружающих на отличное от них мнение. Школьные психологи отмечают у них доминирование защитных форм поведения.
Внеурочные занятия по курсу «Школа общения» направлены на развитие у школьников навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми, на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, их социализацию.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Реализации данной цели подчинены следующие задачи:
развитие коммуникативных умений обучающихся в процессе общения: формирование у них навыков речевого этикета, культуры поведения и обучение их навыкам общения и сотрудничества;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Названные цели и задачи программы указывают на связь содержания программы с учебными предметами: русским языком, школьным курсом риторики и литературой. Но содержание занятий «Школы общения» не является дублированием содержания учебных занятий по предметам. Здесь основное внимание уделяется выявлению индивидуальных коммуникативных проблем обучающегося. А также организации таких ситуаций общения, которые помогли бы ему с учетом имеющихся у него ресурсов (приобретенных, например, на уроках русского языка) и только что усвоенных на внеурочных занятиях умений и навыков преодолеть собственные проблемы в коммуникации. Это, на наш взгляд, является выражением единства урочной и внеурочной деятельности.
Цель и задачи программы определяют и особенности ее реализации при выборе форм организации занятий. Первая особенность - предпочтение групповых форм, так как в этом возрасте ведущий вид деятельности ребенка, определяющий уровень его мотивации, – общение. А групповая форма занятий, как никакая другая, дает возможность реализовать эту потребность.
Вторая особенность организации занятий – применение сюжетно – ролевых, словесных игр, драматизации - также поможет удовлетворению различных физиологических и психологических потребностей учащихся: потребность в движении, разрядке, переживаниях, желании быть с другими сверстниками и перебороть робость.
Третья особенность – применение проектного метода, так как именно здесь можно спровоцировать общение через деятельность (созидание) обучающихся при решении конкретной проблемы.
Многие формы проведения занятий и отдельных упражнений являются знакомыми детям по урочной деятельности: рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений, сочинение историй, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, наблюдения, рассматривание рисунков и фотографий и т.п.
Иные формы: моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации, дискуссии, исследования, тренинги общения, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций и т.п. – окажутся новыми или мало знакомыми.
Основное внимание на занятиях уделяется анализу различных ситуаций общения, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Одной из особенностей курса является активное включение в творческий процесс родителей учащихся и учителей.
Программа рассчитана на 34 занятия в год (1 раз в неделю по 35 минут) для групп по 14-16 человек.
Для занятий необходимо помещение (классная комната), где можно было бы легко переставить учебную мебель, обеспечив место для групповых форм обучения.
В ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска имеются кабинет информатики, актовый зал, библиотека, игровая комната. Кабинет оснащен рабочим местом учителя, подключенным к локальной сети Интернет. Для занятий необходимы фотоаппарат, видеокамера, презентационные стенды, канцелярские принадлежности: бумага разных форматов и видов, фломастеры.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Школа общения»
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами. В результате реализации программы у обучающихся:
1) должен измениться объем знаний, расшириться кругозор в области нравственности и этики, что проявится
- в использовании полученной информации в деятельности;
- в умении давать краткую характеристику (организовывать высказывание, суждение) общечеловеческих ценностей и осознанном понимании необходимости следовать им;
- в объективной оценке поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям;
2) должны наблюдаться изменения в модели поведения и это выражаться:
- в проявлении коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (в высказывании своих суждений, в анализе высказывания участников беседы, добавлении, приведении доказательств); в монологическом высказывании (в рассказе, описании, творческой работе);
- в соблюдении культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; в проявлении доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
в активном участии в альтруистической деятельности, проявлении самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
должны произойти изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- в способности объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей;
- в сформированности самоконтроля и самооценки: в действии контроля ситуативного поведения, в побуждении вовремя его изменить; в способности «видеть» свои недостатки и желании их исправить.

В результате реализации программы будут сформированы следующие УУД:
коммуникативные универсальные учебные действия
ученики научатся:
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
личностные универсальные учебные действия:
ученики научатся:
вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
готовности и способности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников;
регулятивные универсальные учебные действия
ученики научатся:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
познавательные универсальные учебные действия
ученики научатся:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.
В результате занятий у обучающихся разовьются следующие качества личности: умение общаться,
умение выступать и слушать выступление других,
анализировать ход и результат общения,
толерантность,
готовность сотрудничать,
самоконтроль,
самостоятельность в приобретении знаний,
любознательность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Главный показатель оценивания учебных достижений – личностный рост каждого учащегося, умения работать в команде, способность решать проблемы, развитие творческих и коммуникативных способностей.
Проверка эффективности данного курса может осуществляться через:
результаты тестирования, организованного в рамках мониторинга качества образования, согласно плану внутришкольного контроля;.оценку публичных защит проектов;
качественную характеристику занятий и их результатов детей, родителей, педагогов;
эффективность участия учащихся на различных конкурсах, фестивалях, конференциях.
Формы учета оценки планируемых результатов:
Опрос
Наблюдение
Диагностика:
нравственной самооценки;
этики поведения;
отношения к жизненным ценностям;
нравственной мотивации.
Анкетирование учащихся и родителей
Тематическое планирование программы

занятия Содержание занятия Всего часов Из них,
теоретические практические
1 Диагностика 1 - 1
Составляющие процесса общения: теория 5 0,8 4,2
2 Знакомство с собой 1 0,2 0,8
3-4 Речевой этикет и культура общения 2 0,4 1,6
5 Поведение в конфликте 1 0,2 0,8
6 Практикум. Письмо себе «Здравствуй, Я!» 1 - 1
Составляющие процесса общения: практикум 5 0,8 4,2
7 Способы общения Маши и Медведя 1 0,2 0,8
8 Л. Улицкая «Бумажная победа» 1 0,2 0,8
9 Общение телевизионных героев 1 0,2 0,8
10 Общение в социальных сетях 1 0,2 0,8
11 Практикум. Памятка «Правила общения» 1 - 1
Общение партнеров 6 1 5
12 Эксперимент «Давай знакомиться» 1 0,2 0,8
13 Общение с партнером в игре 1 0,2 0,8
14 Общение с партнером в учебе 1 0,2 0,8
15 Общение с партнером в работе 1 0,2 0,8
16 Оформление результатов проекта 1 0,2 0,8
17 Презентация результатов проекта 1 - 1
Общение в группе 5 0,8 4,2
18 Общение с группой в игре 1 0,2 0,8
19 Общение с группой в учебе 1 0,2 0,8
20 Общение с группой в работе 1 0,2 0,8
21 Оформление результатов проекта 1 0,2 0,8
22 Презентация результатов проекта 1 - 1
Общение в семье: проект «НЕ один дома» 11 1,8 9,2
23 Как вести диалог со взрослыми 1 0,2 0,8
24-26 Подарок своими руками 3 0,6 2,4
27-28 Сказка для взрослых 2 0,4 1,6
29-31 Подготовка праздника встречи с семьей 3 0,6 2,4
32-33 Праздник «Общение – это ЖИЗНЬ!» 2 - 2
34 Диагностика 1 - 1
ВСЕГО: 34 5,2 28,8
Содержание программы
1. Вводное занятие (1 ч.)
Введение в курс. Цели и задачи программы. Содержание разделов. Формы организации занятий. Режим занятий. Формы контроля результатов освоения программы. Тестирование.
2. Составляющие процесса общения: теория (5 ч.)
Речь устная и письменная. Понятие речевого этикета и общения как культуры. Общение как диалог. Конфликт в общении и способы его локализации. Требования к организации эффективного общения. Практическая самостоятельная работа.
3.Составляющие процесса общения: практика (5 ч.)
Анализ конфликта в общении на примере мультипликационных фильмов для детей. Конфликт как препятствия в общении сверстников в рассказе Л. Улицкой «Бумажная победа». Признаки неэффективного и эффективного общения на примере ток-шоу и художественных фильмов. Отличительные признаки общения в социальных сетях. Практическая самостоятельная работа.
4. Общение партнеров (6 ч.)
Общение в паре. Эксперимент «Давай знакомиться»: понятие об эксперименте как опыте, его особенностях, целях и задачах. Выбор пар для эксперимента. Учет особенностей общения с партнером в игре. Партнерские качества, способствующие налаживанию общения в работе, учебе. Оформление результатов проекта в паре. Презентация результатов проекта в паре.
5. Общение в группе (5 ч.)
Общение в группе: отличительные особенности. Объединение в группы: понятие группы, способы объединения. Задачи участников группы в общении. Учет индивидуальных свойств личности. Групповые игры как способ организации взаимопонимания. Обучение в группе. Деятельность группы в решении проблемы (задачи). Оформление результатов проекта в группах. Презентация результатов проекта в группах.
6. Общение в семье: проект «НЕ один дома» (11 ч.)
Проблемы общения в семье между взрослыми и детьми. Работа с психологом. Проект «НЕ один дома» как способ налаживания, улучшения общения между членами семьи. Цели и задачи проекта. Общий план проекта. Сроки проекта. Учет индивидуальных особенностей интересов обучающихся, их мотивации при выборе собственного решения по проекту. Работа с родителями. Составление сценария и организация праздника.
7. Рефлексия. Диагностика. (1 ч.)
Список основной литературы и источников
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Риторика // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Электронная версия, «Грамота.ру», 2010 год
Галевская Н. Толерантность в виртуальном пространстве Интернет// http://www.proza.ru/2012/04/23/1364
Список литературы для учащихся.
Виноградова Т.А. Курс школьной риторики (5-11 классы) // «Русская словесность». 1996. № 2. Изд. 2-е, 1982. Изд. 3-е, 1986. Изд. 4-е, 1990.
Шлыкович А. Нам не скучно. М.: Детская литература, 2005.
Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
Список литературы для учителя.
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.
Виноградова Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1974. Изд. 2-е, 1978 (Монография).
Виноградова Т.А. Развивайте дар слова. Факультативный курс (7-8 классы). – М., 1977.
Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.
Воронцов А.В. Метод проектов: от теории к практике. Самара, 2006.
Кондрашова и др. Интеллектуально-познавательные игры в школе. Волгоград: Учитель. 2007.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2005.
Схабенский Я. Проект как метод обучения. Самара. 2011.