Предпринимательство в здравоохранении — конспект лекции


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Согласно Гражданскому кодексу РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предприниматель представляет собой своего рода сочетание менеджера и собственника. Менеджер состоит в трудовых отношениях с работодателем и выполняет его указания, распоряжение (при наличии известных ограничений) имуществом, принадлежащим работодателю, рискует этим имуществом в интересах собственника и получает за свой труд установленное договором вознаграждение, заработную плату. Деятельность предпринимателя отличается от деятельности менеджера значительно большей самостоятельностью, так как предприниматель - собственник своего дела, работодатель и работник в одном лице. Преследуя извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и источника вознаграждения, предприниматель несет сопутствующий этому риск убытков и ответственность, возлагаемую и установленную законами и принятыми им обязательствами. Но зато вся чистая прибыль, полученная предпринимателем, остается в его распоряжении, поэтому в целом предприниматель - хозяин дела.
С нашей точки зрения, определение предпринимательской деятельности (бизнеса), повсеместно используемое в научной литературе, применительно к медико-производственному предпринимательству нуждается в уточнении и дополнении. Предпринимательством в здравоохранении следует считать деятельность организаций и частных лиц, направленную на укрепление и улучшение состояния здоровья граждан, позволяющую возместить затраты на осуществление этой деятельности и периодически получать прибыль за счет потребителей медицинских услуг или финансирующих их лечение лиц и организаций.
Причиной распространения медико-производственного предпринимательства в России является не «погоня за прибылью» со стороны врачей, а неспособность государства удовлетворить потребности людей в лечении в силу как недостаточности ресурсов, так и неспособности эффективно организовать процессы здравоохранения. Что же касается взимания врачами «прибыли» с больных, то такое наблюдалось и в советской государственной медицине, наблюдается и в нынешней, постсоветской, только оно имеет мало общего с предпринимательством, да и именуется по-иному.
Однако необходимо учитывать, что в любой деятельности кто-то должен возмещать, компенсировать, принимать на себя издержки, расходы, связанные с этой деятельностью, иначе ее просто нельзя осуществить. Если расходы не могут принять на себя государство и общество, их вынужден нести потребитель медико-фармацевтических услуг или другие заинтересованные лица. Необходимость образования прибыли в медико-производственном предпринимательстве связана в основном не с желанием предпринимателей получать «прибавочный продукт», а с необходимостью затрат на развитие деятельности. Обычно цены, тарифы на предпринимательские услуги в здравоохранении формируются не на основе критерия прибыльности, а исходя из социальной доступности. Довольно часто человек, занимающийся предпринимательской медицинской деятельностью, получая прибыль за счет предоставления услуг состоятельным клиентам, снижает цены другим клиентам, что может приводить к потере прибыли, если не компенсируется ростом объема оказываемых услуг.
Материальная основа любой предпринимательской деятельности - производственные ресурсы (природные, трудовые и средства производства). Будучи вовлеченными в предпринимательство, они становятся его факторами. Помимо них к основным факторам предпринимательства относятся научные и информационные ресурсы. Конечным продуктом предпринимательской деятельности в здравоохранении может быть как товар (т.е. вещь, предназначенная для продажи, - медико-производственное оборудование, инструменты, лекарства), так и услуга (консультационная, лечебнодиагностическая, страховая).

Рис.53. Общая схема медицинского предпринимательства
На рис. 53 приведена общая схема мед.предпринимательства. Участвуя в общественном разделении труда, предприниматель за собственные или привлеченные денежные средства (Дф) приобретает необходимые ему для осуществления конкретных предпринимательских операций факторы медико-производственного предпринимательства (Ф) и преобразуют их в продукты, товары (Т), нужные потребителям, а затем продает им эти продукты, получая определенную денежную выручку (Дт), которая, естественно, должна превышать суммарные затраты (Дф) предпринимателя на осуществление им предпринимательской деятельности (если не по каждой операции, то хотя бы в пределах обозримого временного интервала - срока окупаемости предпринимательского проекта).
Предпринимательство в сфере здравоохранения - это не только чисто производственное предпринимательство (ориентированное на оказание медицинских и сервисных услуг, изготовление лекарственных средств, медико-производственного оборудования, инструментов), но и торговое, финансовое, страховое и посредническое предпринимательство.
Торговое предпринимательство в сфере здравоохранения - это купля-продажа товаров медицинского назначения. Для понимания сути торгового
предпринимательства особое внимание следует обратить прежде всего на то, что продуктом предпринимательской деятельности здесь является не тот или иной товар (как может показаться на первый взгляд), а услуга, которую продавец оказывает покупателю, помогая ему приобрести этот товар, тогда как сам продаваемый товар будет в этом случае главным фактором предпринимательства.
При осуществлении любой торговой операции неизбежны разного рода расходы: на поиск и покупку товаров нужного вида и типа (у их производителя или у другого продавца), доставку товаров в торговую точку или непосредственно покупателю, обеспечение сохранности товаров в период их транспортировки и хранения, продажу товаров (включая оплату услуг возможных посредников), а в ряде случаев и на послепродажное (гарантийное) обслуживание покупателей. Все расходы, а вместе с ними и предпринимательская прибыль учитываются в торговой наценке к стоимости продаваемого товара и в конечном счете оплачиваются покупателем.
Финансовое предпринимательство, которое в силу его особой значимости для рыночной экономики обычно выделяют в самостоятельный вид, является, по сути, всего лишь одним из видов торгового предпринимательства, только объектом купли-продажи здесь выступает конкретный специфический товар - денежные средства (в любом их виде, включая российскую валюту, иностранную валюту и ценные бумаги). К наиболее известным разновидностям предпринимательства в финансовой сфере относится вложение средств или предоставление кредитов для осуществления предпринимательской деятельности. Предприниматель (например, банк или другое финансово-кредитное учреждение, занимающееся предпринимательством в здравоохранении) вкладывает свои денежные средства в те или иные объекты и виды медико-фармацевтической деятельности с целью последующего получения доли прибыли. Предприниматели-кредиторы предоставляют денежные средства в долг приобретателям кредитов (хозяйствующим субъектам рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения) под определенный кредитный процент, из которого образуется предпринимательская прибыль.
Страховое предпринимательство - это продажа особой услуги - страховой защиты. Заключая договор страхования, предприниматель-страховщик обязуется при определенных условиях, зафиксированных в договоре страхования, полностью или частично компенсировать застрахованному лицу потери, которые тот может понести в течение срока действия договора. За это страховщик взимает со страхователя определенную страховую плату.
Наиболее распространенными являются следующие виды страхования:
•  жизни;
•  здоровья (медицинское страхование);
•  имущества;
•  риска и ответственности.
Отметим, что собственно предпринимательским является частное страхование, тогда как государственное страхование выполняет прежде всего социальную функцию и не связано непосредственно с получением прибыли.
Субъекты медико-производственного предпринимательства заинтересованы в совершенствовании и развитии системы страхования здоровья как важнейшего источника финансирования здравоохранения, страхования имущества, используемого в медико-производственной деятельности
(с точки зрения сохранения и укрепления материально-технической базы МПК), страхования профессионального риска и ответственности (как средства социальной защиты врачей и других работников медико-социального комплекса).
Основу экономического механизма страхования составляет теория вероятности. Регулярно собирая страховые взносы с клиентов, страховщик периодически, по мере наступления событий, предусмотренных договорами страхования, выплачивает соответствующие компенсации всем пострадавшим застрахованным лицам. Решающую роль здесь играют статистические данные и закон больших чисел, с увеличением числа объединяемых рисков размеры страховых взносов страхователей становятся более устойчивыми и определенными. С ростом вероятности наступления страховых событий страховые взносы возрастают.
Наиболее крупные риски между двумя страховыми организациями и более перераспределяются посредством перестрахования и сострахования.
Основу посреднического предпринимательства составляют купля-продажа коммерческой информации и оказание иных услуг, способствующих осуществлению всех видов предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения. Посредниками являются маклеры и дилеры, а инструментом служат рекламные и другие маркетинговые услуги. Главный фактор посреднического предпринимательства - информация, причем самая разнообразная. Как показывает практика, даже, к примеру, при проведении простейших торгово-посреднических операций на рынке лекарственных средств, медицинского оборудования, помимо обычных сведений о том, что, где и сколько стоит, а также о том, кому и за сколько это можно продать, посреднику может пригодиться знание специфических особенностей и условий куплипродажи конкретных видов товаров. За такие сведения он желает получить денежное вознаграждение от продавца, а возможно, и от покупателя.
Успешная посредническая деятельность невозможна без умения вести деловые переговоры, искать и находить приемлемое для всех сочетание интересов (порой, как известно, противоречивых). Хороший посредник обычно легко ориентируется в вопросах права. Капиталом особого рода считается деловая репутация посредника.
С развитием рыночных отношений в здравоохранении возрастает потребность в интеллектуальном посредничестве. Особенно велика роль посредников в подготовке и реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, в том числе международных. Сами участники этих проектов в силу разных причин, обусловленных как конкуренцией, так и законодательными ограничениями, не могут (или не хотят) проявлять связанную с ними активность и возлагают эту обязанность за определенную плату на квалифицированных посредников.
В условиях рыночной экономики медицинское предпринимательство выполняет следующие основные функции:
•  общеэкономическую, проявляющуюся в участии хозяйствующих субъектов рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения в общественном разделении труда и обеспечении потребностей в товарах и услугах медицинского назначения;
•  ресурсную, направленную на эффективное использование в медицинской деятельности как воспроизводимых, так и невоспроизводимых ресурсов;
•  инновационную, обусловленную потребностью в непрерывном техникотехнологическом развитии медицинских организаций, в том числе за счет средств предпринимателей;
•  социальную, проявляющуюся в направленности деятельности коммерческих организаций здравоохранения на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан;
•  организаторскую, заключающуюся в принятии бизнесменами, собственниками имущества, используемого в медико-производственных целях, самостоятельных эффективных решений в области организации и диверсификации собственного дела.
В известном смысле медицинскому предпринимательству свойственна также и политическая функция. Активными выразителями политической воли предпринимателей, действующих на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения, могут быть, в частности, профессиональные ассоциации врачей и фармацевтов.
Как социально-экономическое явление предпринимательство комплексно отражает систему отношений, возникающих в процессе производства и реализации медицинских услуг и товаров медицинского назначения между всеми участниками лечебно-оздоровительных процессов. Основные классификационные признаки медико-производственного предпринимательства - форма собственности на имущество, используемое в предпринимательской деятельности, вид продукта предпринимательской деятельности, регион предпринимательства, численность работников и объем деятельности, научнотехнический уровень и качество работы, темпы роста и прибыльность.
В зависимости от формы собственности различают государственное (оказание медицинских услуг государственными учреждениями на коммерческой основе), частное и смешанное предпринимательство.
Предпринимательская деятельность в здравоохранении имеет такую особенность, что ее продуктом может быть как товар (любое изделие медицинского назначения - искусственная почка, набор хирургических инструментов, лекарство), так и услуга (диагностическая, лечебно-профилактическая, консультационная).
На начальной стадии формирования рыночных отношений в российском здравоохранении широкое распространение получили теневое предпринимательство (без регистрации либо без лицензии или с нарушением условий лицензирования), лжепредпринимательство (создание коммерческих организаций не в целях осуществления подлинно предпринимательской деятельности, а для получения кредитов, освобождения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды или даже использования в качестве прикрытия запрещенной деятельности) и скрытое, частично фиксируемое предпринимательство (осуществляемое с нарушением правил ведения бухгалтерского учета и отчетности).
Вопросы для повторения
1. Охарактеризуйте сущность и основные признаки предпринимательства. В чем состоят особенности предпринимательской деятельности в здравоохранении?
2. Назовите основные факторы (ресурсы) предпринимательства. Каким образом эти факторы используются для получения прибыли?
3. Охарактеризуйте основные виды предпринимательства, используемые в здравоохранении.
4. В чем заключается суть посреднического предпринимательства?
5. Какие общественно полезные функции выполняет медицинский бизнес?
6. Что представляет собой теневой бизнес в медицине и в чем его опасность?
2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Каждый дееспособный гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К индивидуальной предпринимательской деятельности граждан в сфере здравоохранения применяются положения ГК РФ, регулирующие деятельность коммерческих МПО, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. К числу таких исключений относится, в частности, особый порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей, которым дано право самим решать, применять ли им упрощенную форму учета и налогообложения, установленную для малых предприятий, или платить налоги так, как это делают все граждане, уплачивающие подоходный налог. Индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать подоходный налог со всех видов доходов от предпринимательства, подлежащих налогообложению. Налоговые органы вправе взимать налоги с так называемого вмененного дохода, определяемого посредством наблюдения за предпринимательской деятельностью граждан.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на право заниматься такой деятельностью.
По своим обязательствам граждане-предприниматели отвечают всем принадлежащим им имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень такого имущества устанавливается гражданским процессуальным законодательством. Если кто-нибудь из индивидуальных предпринимателей окажется не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, он может быть признан судом несостоятельным (банкротом). С момента вынесения решения суда о несостоятельности (банкротстве) гражданина утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются в порядке, установленном гражданским законодательством. После завершения расчетов с кредиторами банкрот освобождается от исполнения оставшихся обязанностей, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявляемых к исполнению и учтенных в процессе банкротства, но по-
прежнему остаются в силе требования граждан, перед которыми он несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.
По своей сути понятие «индивидуальная предпринимательская деятельность» коренным образом отличается от весьма схожего с ним по названию термина «индивидуальная трудовая деятельность» (ИТД). В Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», действовавшем до принятия в 1994 г. ч. I ГК РФ, под ИТД понималась предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда. Теперь это ограничение снято и граждане-предприниматели наравне с другими субъектами предпринимательской деятельности могут вступать в трудовые отношения с нужными им работниками, соблюдая при этом положение Кодекса законов о труде и осуществляя обязательные платежи во внебюджетные социальные фонды. Ныне индивидуальное предпринимательство получило название индивидуально-частного (ИЧП).
Для получения статуса индивидуального предпринимателя любому гражданину достаточно, предъявив паспорт, представить в соответствующий орган государственной регистрации по месту жительства заявление в установленной форме с указанием всех предполагаемых видов его будущей предпринимательской деятельности и документ, свидетельствующий об уплате им регистрационного сбора. Гражданин-предприниматель может заниматься только теми видами деятельности, которые перечислены в его регистрационном свидетельстве, и любое последующее расширение сферы его предпринимательской деятельности невозможно без повторной регистрации. Отказ в регистрации гражданина-предпринимателя допускается только в случае несоответствия состава представленных им документов и состава содержащихся в них сведений требованиям Положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
Размер регистрационного сбора, устанавливаемый местными органами власти, не может превышать установленного законом на дату регистрации
МРОТ.
Получив свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, гражданин-предприниматель обязан незамедлительно встать на учет в соответствующем налоговом органе - в качестве налогоплательщика, а также в территориальных отделениях Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского и социального страхования и Фонда занятости - в качестве плательщика взносов в эти фонды.
В случае утраты свидетельства о регистрации предприниматель вправе получить его дубликат, уплатив 20% от суммы ранее уплаченного регистрационного сбора.
В медицине индивидуальное предпринимательство наиболее распространено в стоматологии и в области нетрадиционных методов лечения.
Вопросы для повторения
1. Кто вправе заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью?
2. Каковы основные правила индивидуального предпринимательства?
3. Как производится регистрация индивидуально-частных предпринимателей?
3. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В МЕДИЦИНЕ
Под малыми предприятиями в современном российском законодательстве понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел.; в научно-технической сфере и в сельском хозяйстве - 60 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.
Коммерческие медицинские и медико-производственные организации, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к малым предприятиям по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также индивидуальные предприниматели - физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Развитие малого предпринимательства в здравоохранении объективно вписывается в общую логику процессов либерализации экономики, децентрализации и демонополизации в управлении экономикой страны.
Государственная поддержка малого предпринимательства на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения осуществляется по следующим направлениям:
•  формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
•  создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
•  установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
•  поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
•  организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» определяются правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусматривающей замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам их хозяйственной деятельности за
отчетный период. Новая система применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, принадлежит субъектам малого предпринимательства.
Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих до 15 человек (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера).
Субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы, установленной законодательством РФ.
Медицинская (лечебно-профилактическая), фармакологическая, медикопроизводственная деятельность при всей своей специфичности и тяготении к государственным и полугосударственным формам управления - это обширное поле деятельности для малого бизнеса. В медицине широко распространены многие виды локальных, контактных услуг, оказание которых не требует создания мощных организаций, характерных для массового производства. Такие задачи медицинского обслуживания населения могут успешно решаться малыми предпринимательскими структурами, обладающими высокой оперативностью, гибкостью, чувствительностью к запросам каждого конкретного пациента.
Малое медицинское предпринимательство уже получило значительное распространение в стоматологии, продаже медицинских препаратов и средств лечения, в оказании специфических видов медицинских услуг.
Дальнейшее развитие малого предпринимательства на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения связано с созданием многоуровневой системы (на федеральном, региональном и местном уровнях) поддержки малого медико-производственного предпринимательства на основе рационального сочетания расширения полномочий региональных и местных органов власти в данной сфере с определением четкого круга общефедеральных гарантий и способов их обеспечения.
Политику поддержки и развития малого медико-производственного предпринимательства необходимо осуществлять на основе реализации программ, предусматривающих:
•  развитие законодательной и информационной базы, формирование инфраструктуры по поддержке и развитию малого предпринимательства;
•  совершенствование научно-методического и кадрового обеспечения развития малого предпринимательства в здравоохранении;
•  привлечение на конкурсной основе негосударственных медицинских организаций и частнопрактикующих врачей к работе в системе ОМС и к выполнению муниципальных заказов (при условии обеспечения действенного контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью и объемом и качеством оказываемых ими медико-санитарных услуг);
•  создание и активное использование конкурсно-договорных механизмов льготного кредитования субъектов малого предпринимательства;
•  развитие арендных отношений, связанных с предоставлением субъектам малого медицинского предпринимательства в аренду и в лизинг основных средств, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Главная цель разработки программ развития и поддержки малого медикопроизводственного предпринимательства - своевременное выявление и устранение проблем функционирования субъектов малого предпринимательства на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения. В соответствии с этим достижения множества подцелей (частных целей) главной цели программы способствуют количественным и качественным изменениям в эффективности, структуре и потенциале малого медикопроизводственного предпринимательства, направленным на устранение несоответствия между желаемым и фактическим значением характеризующих их параметров.
Вопросы для повторения
1. Какие коммерческие предприятия (организации) принято называть малыми?
2. Каковы направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в медицине?
3. В каких областях, сферах медицинской, медико-производственной деятельности находит свое приложение малое предпринимательство?
4. Каково содержание программ поддержки и развития малого медицинского и медико-производственного предпринимательства?
4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БИЗНЕС-ПЛАНЫ
В процессе предпринимательской деятельности предпринимателям приходится разрабатывать и осуществлять предпринимательские проекты, представляющие собой программу действий, мер по реализации предпринимательского замысла. В медицинской и медико-производственной деятельности это могут быть проекты организации предоставления медицинских услуг, оказания отдельных видов медицинской помощи, создания лечебных центров, производства и продажи лекарственных средств, медицинской техники, проведения медицинских консультаций, развития негосударственных форм образования.
Схема осуществления предпринимательского проекта изображена на рис. 54.
Основу каждого предпринимательского проекта всегда составляет коммерческая идея, которая в дальнейшем трансформируется в конкретный

Рис. 54. Этапы осуществления предпринимательского проекта
замысел.
Обдумывая замысел проекта, предприниматель уточняет характеристики продукта проекта (медицинской услуги или товара медицинского назначения), оценивает, какое количество этого продукта он сможет произвести и продать, определяет связанные с этим затраты, сопоставляет их с ожидаемой прибылью и в итоге делает вывод о целесообразности или нецелесообразности его осуществления.
На следующем этапе замысел предпринимательского проекта продолжает конкретизироваться, превращаясь в подробный план действий - бизнес-план. Формирование замысла и бизнес-планирование являются последовательно-параллельными процедурами. Начинать планирование можно и до окончания формирования замысла, но при этом нужно учитывать, что любое изменение замысла может так или иначе отразиться на бизнес-плане, а отдельные результаты, полученные на этом этапе планирования, могут, в свою очередь, оказать существенное влияние на замысел проекта и даже заставить отказаться от его реализации.
Серьезная проверка замысла проекта и основных положений бизнесплана начинается уже на этапе заключения контрактов. Независимо от вида деятельности в процессе осуществления каждого проекта предпринимателю приходится подписывать множество разных договоров с обладателями необходимых ему факторов предпринимательства и покупателями производимых им товаров и услуг (договоры поставки, купли-продажи, аренды, подряда, трудовые договоры). Предварительные соглашения с поставщиками основных факторов предпринимательства и потребителями готовой продукции следует заключать как можно раньше, желательно еще до начала осуществления проекта, чтобы получить относительные гарантии того, что реализация проекта не сорвется вдруг из-за отсутствия, к примеру, какой-то весьма простой и дешевой, но крайне нужной детали, и вся произведенная предпринимателем продукция найдет своего покупателя. Проблемы, возникающие на этапе заключения контрактов, в дальнейшем, как правило, все более усугубляются и в результате могут стать причиной провала предпринимательского проекта.
Этапу производства продукта предпринимательского проекта предшествует начальная стадия этапа ресурсного обеспечения проекта. На этой стадии, в соответствии с технологией каждого конкретного производства, накапливается достаточное количество производственных запасов, которые затем, на следующем этапе осуществления проекта, преобразуются в готовую продукцию. Пополнение производственных запасов производится в сроки, установленные заключенными ранее контрактами, или по мере необходимости.
При планировании ресурсного обеспечения проекта важно правильно оценить потребность в производственных запасах. Недостаток производственных запасов может привести к простоям и даже полной остановке всего производственного процесса, а их избыток - к дополнительным непроизводительным расходам. Таким образом, своевременно заключенные и правильно составленные контракты, обеспечивающие планомерное поступление ресурсов, позволяют экономить и время, и деньги.
Рассмотренные этапы осуществления предпринимательской деятельности являются лишь прелюдией к главному - производству и реализации продукта предпринимательского проекта (товаров и услуг). Приоритет в рыночных условиях хозяйствования принадлежит отнюдь не производству, а реализации (продаже) произведенного продукта. От того, какое количество продукта и по какой цене удастся реализовать, а также в какие сроки это будет сделано, зависят в конечном счете судьба предпринимательского проекта, его эффективность и прибыль, которую он принесет предпринимателю.
Осуществление предпринимательских проектов проводится чаще всего на основе разрабатываемых с этой целью бизнес-планов.
Бизнес-план - это заранее намеченная, практически осуществимая система согласованных, взаимоувязанных во времени предпринимательских действий, обеспечивающих достижение целей предпринимательского проекта.
Бизнес-план предпринимательского проекта выполняет две основные
задачи:
•  помогает предпринимателю оценить рациональные масштабы и ожидаемые результаты проекта;
•  способствует достижению взаимопонимания между предпринимателем и его компаньонами, коммерческими партнерами и внешними инвесторами, заинтересованными в реализации данного проекта.
Примерная структура бизнес-плана
1. Введение (обзорный раздел).
2. Историческая справка (описание участников проекта).
3. Описание предпринимательского проекта.
4. Описание продукта предпринимательского проекта.
5. Результаты исследования рынка сбыта продукта предпринимательского проекта.
6. Маркетинговая стратегия.
7. Организация производства продукта предпринимательского проекта.
8. Управление проектом.
9. Кадровое обеспечение проекта.
10. Финансовый план.
Введение и историческая справка. Введение (обычно занимающее не более 2 страниц) - самый важный раздел бизнес-плана; в этом разделе должны содержаться основные сведения о бизнес-проекте, представляющие наибольший интерес для потенциальных инвесторов. Как показывает предпринимательская практика, от того, насколько полно и убедительно во введении продемонстрированы главные достоинства предпринимательского проекта, во многом зависит, пожелает ли кто-нибудь когда-нибудь его финансировать, принять участие в его осуществлении.
Второй раздел бизнес-плана - историческая справка - посвящен описанию инициаторов и основных участников проекта, которыми могут быть как коммерческие и некоммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели. Главная цель этого раздела - убедить компаньонов и потенциальных инвесторов в том, что при таком составе участников данный проект будет успешно осуществлен. Поэтому полезно указать несколько экономических показателей, привести ряд фактов, положительно характеризующих участников проекта. В частности, для врачей частной практики большое значение могут иметь, к примеру, сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени и ученого (почетного) звания, научных публикаций, предыдущем опыте работы, для коммерческих организаций - упоминание о проектах, в которых они принимали участие.
Описание предпринимательского проекта содержит самые общие сведения о проекте в целом, обоснование проектного замысла, цели и задачи проекта, ожидаемые результаты, оценку эффективности, перечень основных видов ресурсов, требуемых для осуществления проекта, включая инвестиции, и источников их получения.
Описание продукта предпринимательской деятельности. Рассказывая о продукте проекта, особое внимание следует обратить на его особенности и элементы новизны, наиболее значимые, с точки зрения потребителя; подчеркнуть его преимущество перед другими аналогичными продуктами. В случае если продукт является объектом интеллектуальной собственности (например, изобретение, компьютерная программа или база данных, новое лекарство, ноу-хау), необходимо заранее предусмотреть возможность его правовой охраны и оговорить условия распределения прав на него между участниками проекта. Продукт в виде медицинской услуги должен быть представлен его содержанием, качеством, полезностью, преимуществами.
Исследование рынка сбыта продукта предпринимательского проекта. 
Главными задачами исследования рынка сбыта продукта предпринимательского проекта являются:
•  определение круга продавцов и потенциальных потребителей указанного продукта;
•  проведение анализа спроса и предложения на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения и определение факторов, влияющих на их соотношение.
В процессе исследования рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения можно выделить следующие основные этапы:
1. Постановка задачи исследования и определение характера и количества необходимой информации.
2. Сбор информации.
3. Анализ собранной информации.
4. Использование полученных результатов.
Разработка маркетинговой стратегии. Определение маркетинговой стратегии сводится к выбору одного из следующих концептуальных подходов к организации предпринимательской деятельности:
•  концепция совершенствования производства;
•  концепция совершенствования товара;
•  концепция интенсификации коммерческих усилий;
•  концепция маркетинга;
•  концепция социально-ориентированного маркетинга.
Возможен также подход, основанный на комбинации перечисленных стратегий.
К важнейшим элементам маркетинговой стратегии относится стратегия ценообразования.
Организация производства продукта, предусмотренного проектом. Этот раздел бизнес-плана необходим прежде всего при планировании производственного предпринимательства, однако если воспринимать производство широко, имея в виду выпуск товаров, оказание услуг, выполнение работ, создание материального и духовного продукта, то элементы производственной деятельности встречаются в любом виде предпринимательства. В целом раздел содержит сведения о производственных площадях, основных средствах предпринимательства, производственных мощностях, обеспечивающих выпуск запланированного объема предпринимательского продукта заданного вида и качества.
В разделе содержатся следующие сведения:
1)каковы месторасположение объектов производства и преимущества выбора этих мест;
2) какое оборудование намечается применять для производства, транспортировки, хранения, доставки продукта;
3) данные о технологии производства и используемых материалах;
4) методы достижения необходимого качества, средства технологического контроля и проверки качества;
5) источники снабжения сырьем, материалами, энергией, оборудованием. Управление предпринимательским проектом требует предварительного
установления структуры органа управления, состава входящих в этот орган лиц, их функций, прав, полномочий. Одновременно осуществляется выбор методов управления реализацией проекта, способов, стимулирующих его эффективное осуществление, форм учета и контроля. Раздел «Управление проектом» включает также координационный план и план-график выполнения проектных работ. Управлять небольшими проектами может сам предприниматель, хозяин дела, но для реализации более сложных проектов приходится привлекать аппарат управления фирмой, менеджеров или создавать специальный орган управления, привлекая специалистов, консультантов, системных аналитиков.
Кадровое обеспечение проекта призвано удовлетворить потребности проекта в разных категориях работников, необходимых для выполнения круга работ, предусмотренных проектом. Производственный персонал проекта может формироваться из имеющихся работников предпринимательской организации, посредством найма новых сотрудников, посредством подготовки и переподготовки, обучения, повышения квалификации.
Финансовый раздел бизнес-плана призван дать представление о потребностях планируемых предпринимательских операций в финансовых ресурсах, источниках и способах их получения. При составлении этого раздела широко используются методы расчета затрат, расхода денежных средств.
Прежде всего определяется величина стартового денежного капитала, необходимого для развертывания планируемого бизнеса. Затем устанавливаются источники и условия получения стартового капитала, способы и сроки возвращения заимствованных денежных средств.
Исходя из прогноза объема продаж и рыночных цен на предлагаемые предпринимателем товары и услуги определяется прогнозируемая выручка
от продаж в целом и по отдельным периодам реализации бизнес-плана. Далее устанавливается расчетный уровень затрат на проведение планируемой бизнес-операции. Сопоставление доходов и затрат отражает оборот и баланс денежных средств, что следует отразить в бизнес-плане. Обычно принято производить расчет ожидаемых доходов и расходов по месяцам и оценивать на этой основе, как изменяется прибыль фирмы, предпринимателей в процессе всей бизнес-операции.
Вопросы для повторения
1. Что представляет собой предпринимательский проект? Каковы основные этапы его осуществления?
2. Зачем разрабатывается бизнес-план, какова его структура?
3. Какие данные содержит описание предпринимательского проекта и продукта в бизнес-плане?
4. Какие действия должен планировать предприниматель в части изучения рынка сбыта и разработки маркетинговой стратегии?
5. Какие меры по организации производства предусматриваются в бизнес-плане? Как организуется управление предпринимательским проектом?
6. Что означает кадровое обеспечение проекта?
7. Какие данные включает финансовый раздел бизнес-плана?
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Организации здравоохранения, кроме медицинских, осуществляют экономическую деятельность - производство и реализацию медицинских товаров и услуг, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, используя при этом различные финансовые, материальные, трудовые, информационные и другие ресурсы.
Финансовые и материальные средства являются основными видами ресурсов, используемых организациями здравоохранения в процессе оказания медицинской помощи.
Исходные данные: проводится анализ экономической деятельности некоторой медицинской организации здравоохранения. На бухгалтерском балансе этой организации находятся основные средства, балансовая стоимость которых представлена в таблице.
Таблица. Балансовая стоимость основных средств организации здравоохранения

Стоимость основных средств, вновь введенных в 2009 г., - 1 600 000 руб.
Стоимость основных средств, выбывших в 2009 г., - 800 000 руб.
В число основных средств данной организации здравоохранения входит диагностический комплекс, функционирующий 3 года (по состоянию на конец 2009 г.). Нормативный срок его эксплуатации, согласно техническому паспорту, 7 лет.
Стоимость произведенных медицинских товаров и/или услуг за
2009 г. составила 2 000 000 руб.
Среднесписочная численность медицинского персонала, работающего в этой организации, за отчетный период составила 37 человек.
Средняя величина оборотных средств, участвовавших в обороте в отчетном периоде, - 495 000 руб.
Затраты на производство и реализацию медицинских товаров и/или услуг (полная себестоимость) составили 1 105 000 руб. Сумма уплаченных налогов 179 000 руб.
Задание
1. Рассчитать и проанализировать показатели, характеризующие экономическую деятельность медицинской организации здравоохранения за 2009 г.:
1.1) показатели стоимости и состояния основных средств;
1.2) показатели движения основных средств;
1.3) показатели использования основных средств;
1.4) показатели использования оборотных средств;
1.5) показатели прибыли.
Решение
Для анализа экономической деятельности некоторой медицинской организации здравоохранения рассчитаем следующие показатели. 1. Показатели стоимости и состояния основных средств
1.1. Среднегодовая балансовая стоимость основных средств, БСос =
= (3210 480 : 2) + 3 219 266 + 3 245 461 + 3 245 461 + 3 260 916 + + 3 243 105 + 3 246 105 + 3 243 105 + 3 243 105 + 3 234 658 + 3 258 416 + + 3 316 423 + (3 370 276 : 2) : 12 = 40 731 537 : 12 = 3 394 295 руб.
1.2. Коэффициент физического износа диагностического комплекса =

Показатели движения основных средств
2.1. Коэффициент обновления основных средств =

2.2. Коэффициент выбытия основных средств =

3. Показатели использования основных средств 3.1. Фондоотдача =

3.2. Фондоемкость =

3.3. Фондовооруженность =

4. Показатели использования оборотных средств
4.1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств =

4.2. Коэффициент закрепления оборотных средств =

5. Показатели прибыли
5.1. Валовая прибыль =

5.2. Чистая прибыль =

5.3. Специальный показатель рентабельности (рентабельность продаж) =

Результаты расчета статистических показателей заносим в таблицу и сравниваем их с рекомендуемыми значениями или сложившимися среднестатистическими соответствующими показателями, приведенными в разделе 2 главы 22 учебника [1] и рекомендуемой литературе, после чего делаем соответствующие выводы.
Таблица. Сравнительная характеристика статистических показателей экономической деятельности некоторой медицинской организации здравоохранения

Окончание табл.

Вывод
Среднегодовая балансовая стоимость основных средств медицинской организации за 2009 г. составила 3 394 295 руб. Коэффициент физического износа диагностического комплекса 0,42, другими словами, техническая пригодность диагностического комплекса 58%.
Анализ показателей движения основных средств показал, что коэффициент обновления 0,5 и коэффициент выбытия 0,24 основных средств находятся на уровне рекомендуемых.
Анализ использования основных средств выявил относительно высокий уровень обеспеченности организации здравоохранения основными средствами в расчете на 1 работника - фондовооруженность равна 91 738 руб., что может быть одним из резервов увеличения объемов производства медицинских услуг. Показатель фондоотдачи 0,6 и показатель фондоемкости 1,7 свидетельствуют о достаточно высоком уровне эффективности использования основных фондов в данной организации здравоохранения.
Анализ оборотных средств показал, что коэффициент оборачиваемости оборотных средств 4,0 руб. и коэффициент закрепления оборотных средств 0,25 руб. характеризуют достаточно устойчивое финансовое состояние этой организации здравоохранения.
Подтверждением этому служит специальный показатель рентабельности - 35,8%.
3.9.5. Тестовые задания
Выберите только один правильный ответ.
1. Какие виды ресурсов используются организациями здравоохранения?
1) финансовые.
2) материальные.
3) трудовые.
4) информационные.
5) все выше перечисленные.
2. Дайте определение основных средств в здравоохранении:
1) медицинское оборудование организаций здравоохранения, которое используется для производства медицинских товаров и услуг, реализуемых населению;
2) составная часть активов организаций здравоохранения, которая длительное время используется для производства медицинских товаров и услуг, постепенно перенося на них свою стоимость;
3) все активы организаций здравоохранения, используемые для производства медицинских товаров и услуг;
4) составная часть пассивов бухгалтерского баланса;
5) активы организаций здравоохранения, включая медицинское оборудование, используемое для производства медицинских товаров и услуг, с постепенным переносом на них своей стоимости.
3. Что является материальной основой амортизации?
1) балансовая стоимость;
2) фондоотдача;
3) физический износ;
4) фондовооруженность;
5) первоначальная стоимость.
4. Назовите основные показатели полноты и эффективности использования основных средств в здравоохранении:
1) балансовая стоимость; общая стоимость; срок эксплуатации;
2) фондоемкость; использование основных и дополнительных фондов; фондоотдача;
3) фондовооруженность; балансовая стоимость; срок эксплуатации;
4) среднегодовая стоимость основных средств; фондоемкость; фондовооруженность; фондоотдача;
5) среднегодовая стоимость основных средств; срок эксплуатации; фондоотдача; физический износ.
5. Что необходимо знать для расчета коэффициента физического износа?
1) фактическое число лет эксплуатации; нормативный срок эксплуатации;
2) выручка от реализации медицинских товаров; среднесписочная численность персонала;
3) среднегодовая балансовая стоимость основных средств; нормативный срок эксплуатации;
4) фактическое число лет эксплуатации; среднесписочная численность персонала;
5) среднегодовая балансовая стоимость основных средств; фактическое число лет эксплуатации.
6. Назовите основные показатели финансовых результатов организации здравоохранения:
1) переменные затраты; полная себестоимость продукции;
2) физический и моральный износ; убытки;
3) прибыль; выручка организаций; фондовооруженность;
4) прибыль; затраты;
5) затраты; среднегодовая стоимость основных средств; прибыль.
7. Полная себестоимость продукции - это:
1) затраты на производство и доходы организации здравоохранения;
2) расходы организации здравоохранения;
3) полученная прибыль от реализации медицинских товаров и услуг;
4) реализация продукции и издержки производства;
5) затраты на производство и реализацию медицинских товаров и услуг.
8. Что такое рентабельность продаж?
1) разница между выручкой от реализации медицинских товаров и полной себестоимости проданных медицинских товаров;
2) разница между показателями расходов и доходов;
3) отношение суммы валовой прибыли к сумме уплаченных налогов и других платежей в бюджет;
4) отношение чистой прибыли к стоимости произведенных медицинских товаров и услуг;
5) отношение чистой прибыли к среднегодовой балансовой стоимости основных средств.
9. Какие данные необходимы для расчета валовой прибыли?
1) валовая прибыль и сумма уплаченных налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
2) объем инвестиций и убытки;
3) выручка от реализации и полная себестоимость медицинских товаров и услуг;
4) валовая прибыль и полная себестоимость медицинских товаров и услуг;
5) разность между стоимостью основных и оборотных средств.
10. Чистая прибыль - это:
1) сумма переменных и постоянных затрат;
2) разность между стоимостью произведенных медицинских товаров и услуг и их полной себестоимостью;
3) разность между стоимостью основных и оборотных средств;
4) общий объем выручки от реализации медицинских товаров и услуг;
5) разность между валовой прибылью и суммой уплаченных налогов и других платежей в бюджет.
3.9.6. Задачи для самостоятельного решения
Задача 1
Исходные данные: проводится анализ экономической деятельности некоторой медицинской организации здравоохранения. На бухгалтерском балансе этой организации находятся основные средства, балансовая стоимость которых представлена в таблице.
Таблица. Балансовая стоимость основных средств организации здравоохранения

Окончание табл.

Стоимость основных средств, вновь введенных в 2009 г., составила 1 275 420 руб.
Стоимость основных средств, выбывших в 2009 г., - 573 940 руб.
В число основных средств данной организации здравоохранения входит лабораторный комплекс, функционирующий 4 года (по состоянию на конец 2009 г.). Нормативный срок его эксплуатации, согласно техническому паспорту, 6 лет.
Стоимость произведенных медицинских товаров и/или услуг за
2009 г. составила 950 000 руб.
Среднесписочная численность медицинского персонала, работающего в этой организации, за отчетный период составила 35 человек.
Средняя величина оборотных средств, участвовавших в обороте в отчетном периоде, - 380 000 руб.
Затраты на производство и реализацию медицинских товаров и/или услуг (полная себестоимость) составили 760 000 руб. Сумма уплаченных налогов составила 38 000 руб.
Задача 2
Исходные данные: проводится анализ экономической деятельности некоторой медицинской организации здравоохранения. На бухгалтерском балансе этой организации находятся основные средства, балансовая стоимость которых представлена в таблице.
Таблица. Балансовая стоимость основных средств организации здравоохранения

Окончание табл.

Стоимость основных средств, вновь введенных в 2009 г., составила 1 992 770 руб.
Стоимость основных средств, выбывших в 2009 г., - 1 050 000 руб.
В число основных средств данной организации здравоохранения входит рентгенологический комплекс, функционирующий 3 года (по состоянию на конец 2009 г.). Нормативный срок его эксплуатации, согласно техническому паспорту, 7 лет.
Стоимость произведенных медицинских товаров и/или услуг за
2009 г. составила 2 823 100 руб.
Среднесписочная численность медицинского персонала, работающего в этой организации, за отчетный период составила 50 человек.
Средняя величина оборотных средств, участвовавших в обороте в отчетном периоде, - 564 620 руб.
Затраты на производство и реализацию медицинских товаров и/или услуг (полная себестоимость) составили 1 552 705 руб. Сумма уплаченных налогов составила 254 079 руб.
Задача 3
Исходные данные: проводится анализ экономической деятельности некоторой медицинской организации здравоохранения. На бухгалтерском балансе этой организации находятся основные средства, балансовая стоимость которых представлена в таблице.
Таблица. Балансовая стоимость основных средств организации здравоохранения

Стоимость основных средств, вновь введенных в 2009 г., составила 1 550 000 руб.
Стоимость основных средств, выбывших в 2009 г., - 850 000 руб.
В число основных средств данной организации здравоохранения входит эндоскопический комплекс, функционирующий 5 лет (по состоянию на конец 2009 г.). Нормативный срок его эксплуатации, согласно техническому паспорту, 8 лет.
Стоимость произведенных медицинских товаров и/или услуг за 2009 г. составила 1 970 320 руб.
Среднесписочная численность медицинского персонала, работающего в этой организации, за отчетный период составила 30 человек.
Средняя величина оборотных средств, участвовавших в обороте в отчетном периоде, - 518 510 руб.
Затраты на производство и реализацию медицинских товаров и/ или услуг (полная себестоимость) составили - 1 477 740 руб. Сумма уплаченных налогов составила 98 516 руб.
Задание
1. Рассчитать и проанализировать на основании исходных данных к задачам 1, 2, 3 показатели, характеризующие экономиче-
скую деятельность медицинской организации здравоохранения за 2009 г.:
1.1) показатели стоимости и состояния основных средств;
1.2) показатели движения основных средств;
1.3) показатели использования основных средств;
1.4) показатели использования оборотных средств;
1.5) показатели прибыли.
МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1. Блок информации
Скорая медицинская помощь является одним из видов первичной медико-санитарной помощи.
Скорая медицинская помощь предоставляется гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, бесплатно в соответствии с программой государственных гарантий.
В структуру службы скорой медицинской помощи входят станции, подстанции, больницы скорой медицинской помощи, а также отделения скорой медицинской помощи в составе больничных учреждений.
Основной отчетной статистической формой станции скорой медицинской помощи является «Отчет станции скорой медицинской помощи» (ф. 40).
На основе этой и других форм медицинской документации разрабатываются статистические показатели, которые используются для анализа деятельности станций скорой медицинской помощи.
3.5.2. Задания для самостоятельной работы
1. Изучить материалы соответствующей главы учебника [1], модуля, рекомендуемой литературы.
2. Ответить на контрольные вопросы.
3. Разобрать задачу-эталон.
4. Ответить на вопросы тестового задания модуля.
5. Решить задачи.
3.5.3. Контрольные вопросы
1. Раскройте понятие «скорая медицинская помощь».
2. Перечислите основные формы первичной учетной медицинской документации учреждений скорой медицинской помощи.
3. Приведите перечень статистических показателей для анализа деятельности учреждений скорой медицинской помощи и способы их расчета.
4. Какие данные необходимы для расчета показателя своевременности выезда бригад скорой медицинской помощи? Назовите рекомендуемый показатель.
5. Какие данные необходимы для расчета показателя расхождения диагнозов скорой медицинской помощи и стационаров? Назовите рекомендуемый показатель.
Задача-эталон
Анализируется состояние оказания скорой медицинской помощи населению некоторого субъекта РФ. В таблице представлены исходные данные для расчета статистических показателей деятельности станции скорой медицинской помощи.
Таблица. Исходные данные для расчета статистических показателей деятельности станции скорой медицинской помощи (СМП)

Задание
1. На основании исходных данных, приведенных в таблице, рассчитать показатели деятельности станции скорой медицинской помощи.
2. Проанализировать полученные данные, сравнив их с рекомендуемыми или среднестатистическими значениями, приведенными в учебнике и рекомендуемой литературе.
Решение
Для анализа оказания скорой медицинской помощи населению некоторого субъекта РФ рассчитаем следующие показатели.
1.1. Обеспеченность населения СМП =

1.2. Своевременность выездов бригад СМП =

1.3. Расхождение диагнозов СМП и стационаров =

1.4. Удельный вес успешных реанимаций =

1.5. Удельный вес летальных исходов =

Результаты расчета статистических показателей заносим в таблицу и сравниваем их с рекомендуемыми значениями или сложившимися среднестатистическими соответствующими показателями, приведенными в разделе 5 главы 15 учебника [1] и рекомендуемой литературе, после чего делаем соответствующие выводы.
Таблица. Сравнительная характеристика статистических показателей деятельности станции скорой медицинской помощи населению субъекта РФ

Окончание табл.

* Нормативный показатель устанавливается ежегодно в программе государственной гарантии оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Вывод
Анализ статистических показателей деятельности станции СМП населению субъекта РФ показал, что обеспеченность населения скорой медицинской помощью - 363 вызова на 1000 населения - превышает рекомендуемый норматив.
Показатель своевременности выезда бригад СМП - 95,1% - несколько ниже среднестатистического.
При анализе показателей расхождения диагнозов СМП и стационаров - 4,6%, удельного веса успешных реанимаций - 18,0%, летальных исходов - 0,04% установлено, что эти показатели соответствуют среднестатистическим, что является свидетельством удовлетворительного качества работы бригад СМП данной станции скорой медицинской помощи.
Тестовые задания
Выберите только один правильный ответ. 1. Назовите основную функциональную единицу станции скорой медицинской помощи:
1) врачебная бригада;
2) выездная бригада;
3) отделение скорой медицинской помощи;
4) оперативный отдел;
5) фельдшерская бригада.
2. Назовите показатель, характеризующий уровень обращаемости населения за скорой медицинской помощью:
1) своевременность выездов бригад скорой помощи;
2) удельный вес повторных вызовов;
3) обеспеченность населения скорой медицинской помощью;
4) удельный вес госпитализированных больных;
5) коэффициент занятости бригады скорой медицинской помощи.
3. Что является основой планирования обеспечения населения скорой медицинской помощью?
1) показатель удельного веса повторных вызовов;
2) своевременность выездов бригад скорой помощи;
3) норматив скорой медицинской помощи (по программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи);
4) уровень дорожно-транспортного травматизма;
5) число обратившихся за скорой медицинской помощью в течение года.
4. Назовите показатель, характеризующий оперативность работы скорой медицинской помощи:
1) обеспеченность населения скорой медицинской помощью;
2) расхождение диагнозов скорой медицинской помощи и стационаров;
3) удельный вес успешных реанимаций;
4) своевременность выездов бригад скорой медицинской помощи;
5) удельный вес летальных исходов.
5. Какой период времени считается оптимальным для выезда бригады скорой медицинской помощи с момента поступления вызова?
1) 15 мин;
2) 4 мин;
3) 20 мин;
4) 30 мин;
5) 2 мин.
6. Какую статистическую форму используют для расчета показателей деятельности учреждений скорой медицинской помощи?
1) дневник работы станции (отделения) скорой медицинской помощи (ф. 115/у);
2) журнал записи вызовов скорой медицинской помощи (ф. 109/у);
3) карта вызова скорой медицинской помощи (ф. 110/у);
4) сопроводительный лист станции скорой помощи с талоном к нему (ф. 114/у);
5) отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи (ф. 40).
7. Назовите показатель, характеризующий уровень диагностики и преемственности в работе станций скорой медицинской помощи и больничных учреждений:
1) расхождение диагнозов скорой медицинской помощи и стационаров;
2) удельный вес госпитализированных больных;
3) обеспеченность населения скорой медицинской помощью;
4) удельный вес повторных вызовов;
5) коэффициент занятости бригады скорой медицинской помощи.
8. Какие данные используют для расчета показателя удельного веса летальных исходов?
1) число летальных исходов в присутствии бригады скорой медицинской помощи; общее число обратившихся на станцию скорой медицинской помощи;
2) число летальных исходов; среднегодовая численность населения;
3) число летальных исходов в присутствии бригады скорой медицинской помощи; общее число вызовов скорой медицинской помощи;
4) число летальных исходов; общее число вызовов скорой медицинской помощи;
5) число летальных исходов в присутствии бригады скорой медицинской помощи; общее число больных, доставленных в стационар бригадой скорой помощи.
9. Укажите показатель, характеризующий качество работы бригад скорой медицинской помощи:
1) своевременность выездов бригад скорой медицинской помощи;
2) коэффициент занятости бригады скорой медицинской помощью;
3) среднесуточная нагрузка бригады скорой медицинской помощи;
4) удельный вес успешных реанимаций;
5) обеспеченность населения скорой медицинской помощью.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1
Таблица. Исходные данные для расчета статистических показателей деятельности станции скорой медицинской помощи

Задача 2
Таблица. Исходные данные для расчета статистических показателей деятельности станции скорой медицинской помощи

Задача 3
Таблица. Исходные данные для расчета статистических показателей деятельности станции скорой медицинской помощи

Задание
1. На основе исходных данных, приведенных в задачах 1, 2, 3 для самостоятельного решения, рассчитать показатели деятельности станции скорой медицинской помощи.
2. Проанализировать полученные данные, сравнив их с рекомендуемыми или среднестатистическими значениями, приведенными в учебнике и рекомендуемой литературе.