Авторская концепция «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования личности».


Авторская концепция «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования личности».
I.
Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют нас: рекламные листы на доске объявлений, информация по радио и телевидению, доклад на собрании, заявление о приеме на работу, статья в газете или журнале, сообщение, отправленное по мобильному телефону или через Интернет, записка, мимоходом нацарапанная на клочке бумаги.
Что же такое текст? Почему необходимо понимать его и работать с ним в школе? Какие проблемы в области владения родным языком можно решить с помощью анализа текста? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в авторской концепции.
Безусловно, овладение учащимися практической (орфографической и пунктуационной) грамотностью – одна из первых задач, которые ставят перед собой учителя-словесники. Одна, но далеко не единственная. В современной жизни не менее важна и речевая грамотность – умение связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью содержания речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учеников – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Решая эти задачи, как раз и следует обратиться к тексту, к комплексной работе с ним. Впрочем, такая работа отнюдь не противоречит совершенствованию правописных умений и навыков. Наоборот, орфографические и пунктуационные трудности легче преодолеть, используя методы и приемы анализа живого и сложного речевого целого – текста.
Текст - это интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, языкознания, психологии, философии, литературоведения и других. Чтобы постичь текст в его целом, ученику порой необходимо знание и из области теории литературы, и из истории языка, и из этнографии.
Изучая текст, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представление о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство.
Они учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственные мнения и исправлять свои ошибки. Наконец, они овладеют богатством точной и выразительной устной и письменной речи.
И долг учителя – словесника – организовать планомерную, интересную, квалификационную работу с текстом, формирующую, мыслящую, грамотную, творческую, подлинно культурно компетентную личность.
За 32 года работы в школе накопился уже немалый опыт в этом направлении. Работа с текстом для меня, учителя – словесника, очень важна, так как помогает решить самые основные и главные задачи обучения родному языку. Эта работа, по моему мнению, должна проходить красной линией на протяжении семи лет обучения, в среднем и старшем звеньях. Начиная в пятом классе с простейших понятий о тексте, мы целенаправленно подводим учащихся к выпускному экзамену, на котором они должны показать свои умения и навыки работы с текстом, написав изложение объёмного отрывка текста (450 – 550 слов) и дополнив его элементами собственного сочинения (150 – 300 слов).
Проследим, как может быть организована поэтапная работа с текстом. Выбираем такой прием работы, как комплексный анализ текста. Это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи.
Комплексный анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма проведения устного экзамена в 9 – 11 классах.
Комплексный анализ текста – мощный стимул речевого развития ученика. При комплексном анализе текста в едино сливаются научные и практические задачи обучения.
В 5 – 8 классах мы начинаем готовить учащихся к комплексному анализу текста, постепенно вводя его элементы.
Дети узнают, что текст – это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью, что чаще всего текс представляет собой ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Система уроков показывает, что важнейшими признаками текста являются:
тематическая и композиционная ценность (наличие единой темы, т.е. того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой цели, т.е. основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту);
Учим детей тему текста находить по вопросу: «О чем говорится в тексте?» Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?»
структурная упорядоченность и членимость (возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы);
смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями текста);
стилистическое единство текста (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально – деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).
Дети знакомятся с интересной информацией о том, что текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявления), совокупности предложений, объединенных в абзац, нескольких абзацев, глав и даже нескольких книг).
Постепенно от урока к уроку дети овладевают отдельными приемами анализа текста, которые впоследствии к девятому, выпускному классу, объединяются в объемный план – схему комплексного анализа текста. (Пример урока «Комплексный анализ текстов» в среднем звене обучения см. Приложение). Данный урок был показан учителям русского языка во время работы районного методического объединения, проходившего на базе нашей школы.
Анализ текста – обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять текст и его особенности и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие. Именно такие задачи ставятся перед учениками на экзаменационном изложении в 9- классе.
Подготовка к изложению состоит из нескольких этапов. На мой взгляд, она должна складываться из самостоятельной работы учащихся дома и непосредственной работы на уроке. Домашняя работа, направляемая заданиями учителя, предваряет классные занятия и в определенной степени готовит их.
План комплексного анализа текста в старших классах.
Прочитайте текст.
Вспомните, что вы знаете о его авторе. Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
К какому функциональному стилю речи принадлежит текст?
Какого типа речи текст?
Определите жанр текста.
Определите тему текста.
Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом.
Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.
Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи.
Как соотносятся начало и конец текста?
На каком приеме / приемах построен текст?
Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
Понаблюдайте над лексикой текста:
- найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю; обратите внимание на правописание этих слов;
- найдите опорные слова в каждой части текста;
- найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;
- найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении;
- обратите внимание на стилевую принадлежность лексики;
- выделите фразеологизмы;
- обратите внимание на средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения);
14. Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (аллитерация, ассонанс).
15. Какими морфологическими средствами пользуется автор.
16. Понаблюдайте над синтаксисом текста.
17. Сформулируйте идею текста.
18. Каково ваше впечатление от текста.
Мы подошли к высшей ступени работы с текстом – это подготовка к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку. В течение двух лет обучения в старших, 10-11 классах, идёт серьёзная работа по повторению и углублению изученного в предшествующих классах учебного материала. В этом мне помогают элективные курсы по русскому языку, разработанные самостоятельно и взятые из опыта коллег: «Волшебный мир общения», «Секреты волшебницы речи», «Правильно ли я говорю?»(8кл.), «Как научиться писать сочинение на отлично», «Трудные случаи правописания»(9кл), «Словари как средство познания окружающего мира», «Текст и его строение» (10кл.), «Стилистика» (11кл.) Эти курсы призваны помочь решить проблему предпрофильной подготовки учащихся.
Элективный курс русского языка «Стилистика» в 11 классе даёт учащимся возможность овладеть лексикой официально - делового стиля, навыками оформления деловых бумаг, так необходимыми для профессий современной рыночной экономики. «Урок в форме учебной игры «Я деловой человек», разработан на основе авторской концепции (см. Приложение).
На этапе подготовки к ЕГЭ самой сложной является работа с заданием творческого характера части С. Во многом учащимся помогает систематически отработанная практика работы с текстом в течение всех лет обучения. Занятия по подготовке к экзамену были организованы таким образом, что учитель раз в неделю проводил групповые и ежедневные индивидуальные консультации, расписанные по часам в течение рабочей недели. Проанализировав первый текст с учащимся, учитель предлагает свой образец выполнения творческого задания к тексту – сочинение – рассуждение, затем каждый пробует свои силы самостоятельно, сначала в классе, а затем дома. Постепенно накапливается целая тетрадь с собственными сочинениями – рассуждениями. На занятиях заслушиваем разные варианты сочинений, составленные по одному и тому же тексту, сравниваем, обсуждаем, анализируем, выбираем лучшее, тем самым совершенствуем качество своей подготовки к ЕГЭ.
Такая целенаправленная, систематическая и поэтапная работа с текстом даёт свои положительные результаты. Учащиеся выпускного класса 2013 года в течение всех лет обучения на 85% выполняли все контрольные работы на «4» и «5». Группа сильных учащихся, 9 человек, из 11 выпускников успешно выдержали испытание по русскому языку в форме ЕГЭ, подтвердив свои хорошие оценки.

II.

Любой учитель должен быть не только знатоком своего предмета, но и мудрым педагогом – воспитателем и психологом ученических душ. Чтобы ученик работал с текстом охотно и с желанием, использую разноуровневый подход к обучению. В основу дифференциации обучения положен принцип деления учащихся на группы по степени познавательной активности (низкий уровень – слабые учащиеся; относительно – активный уровень - учащиеся среднего уровня познавательной активности, сильные учащиеся с исполнительно - активным уровнем и сильные учащиеся с творческим уровнем активности).
Учитывая психолого – педагогические особенности различных групп учащихся, готовлю индивидуальные задания для каждой группы, чтобы удержать внимание всех учеников на уроке.
Для слабых учащихся предлагаю карточки с заданиями, не очень сложными, не очень объемными. Стараюсь создать такую эмоциональную атмосферу отношений на уроке, чтобы у слабых учащихся пропал страх, появилось чувство уверенности.
Для учащихся с относительно-активным уровнем использую работу с различными средствами наглядности: таблицами, опорными схемами, сюжетными картинками.
Такие учащиеся составляют несколько вопросов для одноклассников к тексту, и сами должны быть готовы ответить на вопросы товарищей.
Помогают заинтересовать этих учащихся перфокарты, сигнальные карточки с пунктуационными знаками, кубики с буквами для решения орфографических задач.
Такие дети знают критерии оценок и умеют оценивать свою работу методом самопроверки и работу одноклассников - методом взаимопроверки.
Для сильных учащихся с исполнительно- активным уровнем, чтобы держать их в «рабочей форме», не снижать их деловую активность, использую задания повышенной сложности. Некоторые из них могут стать помощниками учителя, его ассистентами.
Для сильных учащихся с творческими способностями предлагаю выполнение креативных заданий: словесное рисование, написание сочинения, доклада, реферата, своих стихотворений; работу с дополнительной литературой по предмету: занимательными книгами, различными словарями, справочниками.
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении - это учебная проблема нашей школы, которая помогает мне заинтересовать учащихся всего класса изучаемым материалом, повысить качество знаний учащихся.

III.
Перед учителем-словесником стоит сегодня задача - формирование у школьников патриотического сознания.
Нашим нынешним воспитанникам возрождать Отчизну. И очень важно не только конкретно для них, но и для всей России, какими они станут. Готовы ли будут взвалить на себя груз ответственности за свою страну? Найдут ли для этого нравственные силы? А, как известно все большое начинается с малого. И самые светлые чувства рождаются от любви к тому месту, с которыми связал свою судьбу. Иными словами это можно назвать любовью к малой родине, с которой, по сути дела, начинается уважение ко всей огромной стране.
В марте 2012 года в городе Воронеже состоялась областная учительская конференция, в работе которой мне посчастливилось принять участие и поделиться опытом использования краеведческого материала на уроках русского языка и литературы.
Предлагаю вашему вниманию доклад, в нём представлена система различных видов деятельности учителя и ученика на уроках русского языка и литературы с использованием краеведческих текстов о Воронежском крае, Поворинском районе, о родном селе Байчурове.

Доклад «Краеведение на уроках русского языка и литературы».

В настоящее время назрела необходимость создания новых учебных пособий с учётом краеведческого аспекта. Пока ещё отсутствует теоретическая база по школьному лингвокраеведению, нет специализированных методических изданий.
В своем докладе хотелось бы сделать попытку – разработать различные виды деятельности учителя и ученика на уроках русского языка и литературы с использованием краеведческого материала о Воронежском крае, о Поворинском районе, о родном селе Байчурове.
5-10 минут почти каждого рабочего урока русского языка, помимо специальных уроков, которые полностью строятся на краеведческой основе, можно посвящать материалу о родном крае. В начале учебного года учитель скажет учащимся о том, что параллельно с заданиями учебника они будут выполнять интересную работу, отрабатывая практические умения и навыки и пополняя свои знания о родном крае.
Предлагаем следующие виды работ краеведческого характера на уроках русского языка:
Различные (письменные и устные) синтаксические пятиминутки.
Например, в 5 классе при изучении темы «Собственные имена существительные» используем такое предложение:
История Воронежа и Воронежского края начала 18 века тесно связана с именем и деятельностью Петра 1.
В 6 классе по теме «Числительное»:
В феврале 1696 года Петр 1 впервые приехал в Воронеж. Последний раз он посетил его в декабре 1722 года. С 1696 по 1722 годы Пётр 1 неоднократно бывал здесь, иногда жил по нескольку месяцев.
В 7 классе по теме «Причастный оборот»:
После разгрома деникенцев в сентябре 1919 года был образован Поворинский сельский совет, входящий в Рождественскую волость.
В 8 классе по теме «Однородные члены предложения»:
Интересные названия давались кораблям, построенным на Воронежской земле: «Шпага», «Дикий бык», «Старый орёл», «Северный медведь».
В 9 классе по теме «Сложноподчиненное предложение»:
Село Байчурово возникло как железнодорожная станция в 1895 году, когда строилась железная дорога Харьков – Балашов.
2. Объяснительные орфографические и пунктуационные диктовки. Используем тексты из оформленной в школе «Красной книги» об охраняемых редких растениях и животных Воронежской области.
Например, для учащихся 9 класса:
1). Огромный урон фауне наносит массовый сбор красиво цветущих растений для букетов. Он ведёт к быстрому уничтожению некоторых видов. Между тем среди них могут оказаться редкие представители флоры, особенно ценные в научном отношении и часто представляющие хозяйственный интерес. Этим видам опасность полного уничтожения грозит в первую очередь. Из сказанного следует, что охрана природы – дело чрезвычайно важное, которое требует принятия срочных мер по защите наших зелёных друзей и меньших братьев.
2). К охраняемым весенним лесным растениям, занесённым в Красную книгу на территории Воронежской области, относятся подснежник (пролеска сибирская), ландыш майский, черёмуха, первоцвет.
Подснежник (пролеска сибирская) – ранневесеннее растение семейства лилейных. А это значит, что свежей зеленью и ярко-голубыми цветками оно радует нас лишь ранней весной, а в начале лета полностью отмирает.
В цветке пролески 6 голубых лепестков, расположенных на стебле не пучком, а как бы этажами. Одна луковица дает несколько стрелок с тремя-пятью цветками на каждой. Там, где пролесок много, кажется, что часть неба пролилась на землю – голубой цвет заливает лужайки, поляны, опушки дубняков и лиственных лесов.
3. Итоговые контрольные диктанты.
Город – крепость Воронеж (5 класс). Новохопёрский заповедник (6 класс). Воронежские корабли (7 класс). Памятники Петру 1 в Воронеже (8 класс). Бои за Воронеж (9 класс). Край Воронежский песенный (10 класс). Воронежские шали (11 класс.).
Образец контрольного диктанта для 5 класса.
Город – крепость Воронеж
Город – крепость Воронеж был построен на правом берегу реки Воронежа. Его окружали крепостные стены высотой до 20 метров. С трёх сторон крепость защищал крутой обрыв к реке, с четвёртой был прорыт глубокий ров. На случай осады крепость имела тайник – подземный ход к реке. И башни, и стены имели бойницы для пушек и были хорошо приспособлены для обороны крепости.
Руководил строительством Воронежской крепости боярин Семён Фёдорович Сабуров. Потом он стал первым воронежским воеводой.
Строителями и первыми жителями Воронежа были русские служилые люди, стрельцы, казаки, пушкари, воротники. Они строили крепость, несли пограничную службу, иногда вступали в открытый бой с татарами.(106 слов)
4. Изложения подробные, сжатые с элементами сочинения.
Воронежские пряники (5 класс). Герой-земляк (о земляке Герое Советского Союза Стерлигове В.Д.) (6 класс). Из истории родного села (7 класс). Страницы истории Поворинского района (8 класс). Жила девочка на селе (о сельском журналисте Галине Востриковой) (9 класс). Ты со мной, моё поле (о местном агрономе Толстенко И.Т.) (10 класс).
Для обучающего изложения в 11 классе используем текст «Ты со мной, моё поле» из сборника очерков районного журналиста Н.Пырина «У светлых родников» и предлагаем учащимся следующие виды заданий:
1) Перескажите текст подробно. Ответьте на вопрос: «Почему автор считает, что благороднее профессии агронома нет ничего на свете?»
2) Перескажите текст сжато. Ответьте на вопрос: «Как автор доказывает, что агроном И.Т.Толстенко – настоящий мастер своего дела?»
5. Комплексный анализ текстов (9 класс)
Используем тексты из книги «Ясный колодец» также районного журналиста Н.Пырина для подготовки устного экзамена по русскому языку в 9 классе.
К тексту «Жила девочка на селе « о местном журналисте Галине Востриковой предлагаем учащимся здания для комплексного анализа:
1. Определите тему, основную мысль текста.
2 . Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Каким типом речи является текст? Докажите.
3 . Какой способ связи между предложениями в этом тексте?
4. Какие языковые средства помогают автору выразить своё отношение к героине очерка?
5. Составьте план текста.
6. Произведите разные виды разбора.
7. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста.
8. Творческие задания.
Тексты, записанные учащимися в ходе поисковой работы на тему «Наше село в годы войны» (7 класс).
22 июня 1941 года мирный труд советских людей был прерван вероломным нападением фашистской Германии на Советский Союз. По всей Воронежской области было объявлено военное положение. Байчурово в те годы было районным центром и крупным железнодорожным узлом. Через село проходили составы с боеприпасами, орудиями, эшелоны с солдатами, которых везли на фронт.
Сильной бомбёжке Байчурово не подвергалось, чаще всего немцы бомбили район железнодорожного вокзала и хлебоприемного предприятия. Однажды через наше село проходил поезд с солдатами и боеприпасами. Неожиданно налетел немецкий самолет и начал обстрел. Состав был почти полностью разбит, погибло много людей. Раненых солдат отвезли в госпиталь, а погибших похоронили недалеко от железной дороги в братской могиле. Сейчас это место называют Погорелищем, и до сих пор здесь находят осколки снарядов и обломки орудий.
7. Нестандартные уроки.
Урок-путешествие в Хоперский заповедник по теме «Числительные, обозначающие целые числа» (6 класс).
8. Сочинение-рассуждение о родном крае.
Учащимся предлагается рассказать о родном крае, о тех изменениях, которые произошли в нём в последние годы, о том, чем он славится и чем им дорог, написать так, чтобы заинтересовать читателей.
9. Сочинение о выборе профессии (9 класс).

О работе по краеведению на уроках литературы.

Возможные формы работы с использованием краеведческого материала.
1. Индивидуальные творческие задания при изучении биографии писателя.
Писатели, посетившие Воронежский край: В.Г.Белинский, А.С.Грибоедов, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Островский, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, А.М.Горький, В.В.Маяковский, А.Т.Твардовский, М.А.Шолохов.
Воронеж – родина С.Я.Маршака. (5 класс)
Ранние стихи А.Платонова (Записки Воронежских краеведов.) (11 класс)
Воронежская ссылка О.Е.Мандельштама. (11 класс)
2. Читательская конференция по книге А.Кораблинова «Олень – золотые рога» (5-6 класс.)
3. Уроки внеклассного чтения:
Народные песни Воронежской области. (7 класс)
Стихотворения А.Жигулина.(10 класс)
«И душу я несу сквозь годы» (Лирика Алексея Прасолова). (10-11 класс)
Лирика А.В.Кольцова и И.С.Никитина. (5-6 класс)
Весь краеведческий материал: тексты о родном крае, писателях, художниках, памятниках и памятных местах, местных героях войны и труда, природе родного края, о растительном и животном мире, произведения фольклора, исторические очерки, зарисовки, литературные эскизы местных журналистов, этнографические исследования, документы школьного музея, сведения, собранные в ходе поисковой работы учащимися,- всё это можно учителю найти в обширной литературе о родном крае, переработать в соответствии с требованиями школьной программы и использовать на уроках русского языка и литературы. Над этим я много работаю.

Подведем итоги.
Работа над текстом является средством формирования мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности при определенных условиях.
1.Ученик – субъект обучения. Образовательный процесс – процесс взаимодействия, основанный на диалоге, обмене мыслями, сотрудничестве с учителем, одноклассниками, текстом и его автором. Все подчинено формированию личности ученика.
2.Работа над освоением учениками определенного минимума «знаний – умений- навыков» заменяется созданием активной речевой среды, способствующей развитию познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей, формированию творческой личности. Усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей.
3.Подготовка дидактического материала и повторение учебного процесса основываются на глубоком знании и грамотном использовании психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности.
4.Меняется критерий ценности учителя – он тоже самоценен как явление, и не потому, что знает и умеет больше, а потому, что он умеет на мотивационной основе организовать педагогический процесс.
5.Такое обучение возможно только на определенной содержательной (культуроемкой, культуронасыщенной) основе и реализуется в творческой деятельности.










































































13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 1 Заголовок 8 Заголовок 915