Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста


Формирование семейных ценностей
у детей старшего дошкольного возраста
Понятие ценности многогранно. Применительно к культуре личности можно сказать, что ценность – это то, без чего существование данной личности полностью или частично теряет свой смысл.
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Для ребенка семья – это источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Его знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живет семья.
Актуальной проблемой для МАДОУ детский сад № 39 является организация образовательной деятельности детского сада с учетом уровня развития, потребностей и особенностей каждого ребенка и его семьи, и возрождение ценностных ориентаций, как основных нравственных регуляторов. Создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение» является важным фактором содействия формированию семейных ценностей у дошкольников.
Для формирования у воспитанников представлений о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределение семейных обязанностей, семейных традиций используется технология интеграции образовательных областей, а освоение содержания образовательных областей проходит через все возможные виды детской деятельности.
Эффективными формами работы стали: беседы - «Моя семья»; «Моя мама и папа (расширение представления детей о родителях); «Что делают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии); «Хозяйство семьи» (ознакомление с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностями дома). Дидактические игры: «Кто для кого кто?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье); «Найди сходство и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими родными). Встреча с близкими людьми «Наша бабушка» (воспитание уважения к старшим членам семьи и заботливого отношения к близким людям). Рассматривание семейных фотографий (расширение представлений о членах семьи – братьях и сестрах, воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу). Объяснение пословиц и поговорок о семье. Ситуативный разговор «Как поиграть тихо, если кто-то в семье отдыхает»; проблемная ситуация «Если дома кто-то заболел», рисование членов своей семьи и др.
Мама – самый родной и любимый человек на свете, поэтому и гуманные чувства воспитываются у ребенка, прежде всего по отношению к матери. Средством воспитания любви и уважения к матери явилась реализация проекта «Неделя матери». Цель его – формирование первичных ценностных представлений о самом близком и родном человеке – маме, о роли матери в жизни каждого ребенка, о значении ее любви и заботы.
Одной из интересных форм работы стала проектно-исследовательская деятельность по составлению родословной, которая проводилась в семье. В результате изучение родословной у детей расширились знания о семье, сформировались представления об отношениях родства, чувство ответственности перед памятью своих предков.
Воспитательная ценность данных форм работы заключалась в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связей между членами семьи, действенное проявление любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувство благодарности, уважения к родителям.
Формирование у дошкольников семейных ценностей невозможно без сотрудничества с родителями. Одним из наиболее действенных форм сотрудничества ДОУ и семьи стала реализация проекта – выставочный центр «Мозаика». В основу создания проекта легла рубрика «Календарь знаменательных событий и памятных дат». В течение года ежемесячно организовывались различные фотовыставки, выставки совместных работ детей и родителей: «Огородные фантазии», «Любимые животные семьи», «Новогодние украшения своими руками», «Умелые руки моей мамы и бабушки», «Труд и отдых моей семьи» и др.
Эта деятельность сформировала ценностное отношение к совместному семейному труду, послужила сплочению семьи, способствовала развитию доверительных отношений между членами семьи, создала благоприятную эмоциональную атмосферу для нормального развития ребенка.
Для достижения наиболее высоких результатов формирования семейных ценностей у детей необходимо соблюдение определенных обычаев и традиций в семье. Мы использовали такие формы воспитательного взаимодействия с семьей как, беседы и консультации с целью формирования представлений родителей о семейных ценностях, о значимости семьи для детей; создание банка семейных праздников; семейные мероприятия и вечера.
В результате произошла переоценка взглядов родителей на свое поведение в присутствии детей, они стали отводить значительное место общению с детьми, у родителей наблюдается доброжелательность по отношению к своему ребенку.
Таким образом, дети подводятся к элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место, как члена семьи. Нравственный результат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и самое главное, научиться этим отношениям.