Урок Анализ главы Гроза из автобиографической повести Толстого Л.Н.Отрочество


Тест №1
…. склонялось к западу и косыми … лучами … жгло мне шею и щеки; … было дотронуться до … краев брички; густая … поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который бы относил ее. Впереди нас, на одинаковом расстоянии, мерно покачивался высокий … кузов кареты с важами, из-за которого виднелся изредка кнут, которым помахивал кучер, его шляпа и фуражка Якова. Я …, куда деваться: ни черное от … лицо Володи, дремавшего подле меня, ни движения спины Филиппа, ни длинная тень нашей брички, под косым углом бежавшая за нами, не доставляли мне развлечения. Все мое внимание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на …, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв … черные тени, теперь собирались в одну большую, мрачную …. Изредка погромыхивал дальний …. Это последнее обстоятельство более всего усиливало мое … скорее приехать на постоялый двор. … наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и ….
154 слова
Карта текста
1.Подберите заглавие к фрагменту.
2. Определите его тему и главную мысль. “Предчувствие грозы”. Главная мысль – соотношение мира и человека в ожидании грозы.
3.Пропущенные слова: солнце, жаркими, невыносимо, невозможно, раскаленных, пыль, запыленный, не знал, пыли, облака, зловещие, тучу, гром, нетерпение, гроза, страха.
4. Данный фрагмент используется при анализе главы «Гроза» из повести Л.Н.Толстого «Отрочество» на уроках литературы в 6 классе.
5. Какими средствами создаются ключевые образы ? (Солнце, пыль, томление, страх)
За счёт эпитетов: косые жаркие лучи, густая пыль, чёрное солнце, чёрные тени, большая мрачная туча.
6. Как передается состояние окружающего мира? (Через восприятие героя)
Тест №1
…. склонялось к западу и косыми … лучами … жгло мне шею и щеки; … было дотронуться до … краев брички; густая … поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который бы относил ее. Впереди нас, на одинаковом расстоянии, мерно покачивался высокий … кузов кареты с важами, из-за которого виднелся изредка кнут, которым помахивал кучер, его шляпа и фуражка Якова. Я …, куда деваться: ни черное от … лицо Володи, дремавшего подле меня, ни движения спины Филиппа, ни длинная тень нашей брички, под косым углом бежавшая за нами, не доставляли мне развлечения. Все мое внимание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на …, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв … черные тени, теперь собирались в одну большую, мрачную …. Изредка погромыхивал дальний …. Это последнее обстоятельство более всего усиливало мое … скорее приехать на постоялый двор. … наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и ….
154 слова
Карта текста
1.Подберите заглавие к фрагменту.
2. Определите его тему и главную мысль.
3.Пропущенные слова:
Мои версии Версии моих одноклассников Авторская версия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. 4. Какими средствами создаются ключевые образы ? (Солнце, пыль, томление, страх)
6. Как передается состояние окружающего мира?
Тест №2
До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая …-лиловая …, взявшаяся … откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее … фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает… и слышится слабый гул, постепенно …, приближающийся и переходящий в прерывистые …, обнимающие весь небосклон. Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе … снимают шапки и …; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся …, и бричка скорее катит по … дороге. Мне становится …, и я чувствую, как … быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в … раз, осветило …-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг … и принимает …характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей; галки с растрепанными крыльями как-то боком летают по ветру; края кожаного фартука, которым мы застегнулись, начинают подниматься, пропускать к нам порывы … ветра и, размахиваясь, биться о кузов брички. … вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение и на одно мгновение освещает серое сукно, басон и прижавшуюся к углу фигуру Володи. В ту же секунду над самой головой раздается … гул, который, как будто поднимаясь все выше и …, шире и …, по огромной спиральной линии, постепенно … и переходит в …. треск, невольно заставляющий … и сдерживать дыхание. …Божий! как много поэзии в этой простонародной мысли!
294 слова
Карта текста
1.Подберите заглавие к фрагменту.
2. Определите его тему и главную мысль. “Гроза надвигается” (гнев Божий); главная мысль – начало грозы.
3.Пропущенные слова: темно, туча, Бог знает, мрачную, молния, усиливающийся, раскаты, грома, крестятся, тучи, пыльной, жутко, кровь, последний, страшно, изменяется, мрачный, влажного, молния, величественный, выше, шире, усиливается, оглушительный, трепетать, гнев.
4. Данный фрагмент используется при анализе главы «Гроза» из повести Л.Н.Толстого «Отрочество» на уроках литературы в 6 классе.
5. Какие образы развиваются в этой части текста?( туча, мрак, движение, тревога, трепет, молния, гром).
6.Какое состояние природы передаётся в этой части?
7.За счёт чего пейзаж становится динамичным?
8. Подчеркните все глаголы в тексте.
Тест №2
До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая …-лиловая …, взявшаяся … откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее … фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает… и слышится слабый гул, постепенно …, приближающийся и переходящий в прерывистые …, обнимающие весь небосклон. Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе … снимают шапки и …; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся …, и бричка скорее катит по … дороге. Мне становится …, и я чувствую, как … быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в … раз, осветило …-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг … и принимает …характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей; галки с растрепанными крыльями как-то боком летают по ветру; края кожаного фартука, которым мы застегнулись, начинают подниматься, пропускать к нам порывы … ветра и, размахиваясь, биться о кузов брички. … вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение и на одно мгновение освещает серое сукно, басон и прижавшуюся к углу фигуру Володи. В ту же секунду над самой головой раздается … гул, который, как будто поднимаясь все выше и …, шире и …, по огромной спиральной линии, постепенно … и переходит в …. треск, невольно заставляющий … и сдерживать дыхание. …Божий! как много поэзии в этой простонародной мысли!
294 слова
Карта текста
1.Подберите заглавие к фрагменту.
2. Определите его тему и главную мысль.
3.Пропущенные слова:
Мои версии Версии моих одноклассников Авторская версия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26. 5. Какие образы развиваются в этой части текста?.
6.Какое состояние природы передаётся в этой части?
7.За счёт чего пейзаж становится динамичным?
8. подчеркните все глаголы в тексте.
Тест №3
Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, … в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок … лазури. Через минуту робкий … солнца уже блестит в лужах дороги, на полосах падающего, как сквозь сито, мелкого прямого дождя и на обмытой, … зелени дорожной травы. Черная туча так же грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже … ее. Я испытываю невыразимо отрадное … надежды в жизни, быстро заменяющее во мне тяжелое чувство страха. Душа моя … так же, как и освеженная повеселевшая природа. Василий откидывает воротник шинели, снимает фуражку и отряхивает ее; Володя откидывает фартук; я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя освеженный, … воздух. Блестящий, обмытый кузов кареты с важами и чемоданами покачивается перед нами, спины лошадей, шлеи, вожжи, шины колес — все мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. С одной стороны дороги — необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, блестит мокрой землею и зеленью и расстилается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны — осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке … стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. Со всех сторон вьются с … песнью и быстро падают хохлатые жаворонки; в мокрых кустах слышно хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи ясно долетают … кукушки. Так обаятелен этот чудный … леса после весенней грозы, запах березы, фиалки, прелого листа, сморчков, черемухи, что я не могу усидеть в бричке, соскакиваю с подножки, бегу к кустам и, несмотря на то что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся …, бью себя ими по лицу и упиваюсь их ….запахом. Не обращая даже внимания на то, что к сапогам моим липнут огромные комки грязи и чулки мои давно уже мокры, я, шлепая по грязи, бегу к окну кареты.
— Любочка! Катенька! — кричу я, подавая туда несколько веток черемухи, — посмотри, как …!
Девочки пищат, ахают; Мими кричит, чтобы я ушел, а то меня непременно раздавят.
— Да ты понюхай, как …! — кричу я.
342 слова.
Карта текста
1.Подберите заглавие к фрагменту. «Повеселевшая природа»
2. Определите его тему и главную мысль. Конец грозы. Главная мысль – преображение, смена чувства страха радостью.
3. Пропущенные слова: светлеть, ясной, луч, блестящей, не боюсь, чувство, улыбается, душистый, счастия, веселой, звуки, запах, черемухи, чудным, хорошо, пахнет.
4. Назовите ключевые образы этого фрагмента.( солнце, свежий воздух, блеск и радость, счастье жизни, простор, лес, птицы, звуки, черёмуха).
5. Как осуществляется развитие образа грозы по отношению к началу текста? (В зеркальном порядке)
6. 4. Данный фрагмент используется при анализе главы «Гроза» из повести Л.Н.Толстого «Отрочество» на уроках литературы в 6 классе.
Тест №2
Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, … в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок … лазури. Через минуту робкий … солнца уже блестит в лужах дороги, на полосах падающего, как сквозь сито, мелкого прямого дождя и на обмытой, … зелени дорожной травы. Черная туча так же грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже … ее. Я испытываю невыразимо отрадное … надежды в жизни, быстро заменяющее во мне тяжелое чувство страха. Душа моя … так же, как и освеженная повеселевшая природа. Василий откидывает воротник шинели, снимает фуражку и отряхивает ее; Володя откидывает фартук; я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя освеженный, … воздух. Блестящий, обмытый кузов кареты с важами и чемоданами покачивается перед нами, спины лошадей, шлеи, вожжи, шины колес — все мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. С одной стороны дороги — необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, блестит мокрой землею и зеленью и расстилается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны — осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке … стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. Со всех сторон вьются с … песнью и быстро падают хохлатые жаворонки; в мокрых кустах слышно хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи ясно долетают … кукушки. Так обаятелен этот чудный … леса после весенней грозы, запах березы, фиалки, прелого листа, сморчков, черемухи, что я не могу усидеть в бричке, соскакиваю с подножки, бегу к кустам и, несмотря на то что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся …, бью себя ими по лицу и упиваюсь их ….запахом. Не обращая даже внимания на то, что к сапогам моим липнут огромные комки грязи и чулки мои давно уже мокры, я, шлепая по грязи, бегу к окну кареты.
— Любочка! Катенька! — кричу я, подавая туда несколько веток черемухи, — посмотри, как …!
Девочки пищат, ахают; Мими кричит, чтобы я ушел, а то меня непременно раздавят.
— Да ты понюхай, как …! — кричу я.
342 слова.
Карта текста
1.Подберите заглавие к фрагменту.
2. Определите его тему и главную мысль.
3. Пропущенные слова:
Мои версии Версии моих одноклассников Авторская версия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. 4. Назовите ключевые образы этого фрагмента.
5. Как осуществляется развитие образа грозы по отношению к началу текста?
Открытый урок по литературе в 6 классе.
Учитель Мамонтова Е.Н.
Тема: «Анализ главы «Гроза» из повести Л.Н.Толстого «Отрочество»
Тип урока: комбинированный.
Цели: прочитать и проанализировать главу «Гроза»; выявить особенности образа грозы в  повести Л.Н.Толстого  «Отрочество», показать мастерство Толстого в описании пейзажа.
Задачи:
Образовательные:
Повторение опорной терминологии: тема текста, основная мысль текста, тропы, фигуры речи, литературный герой, художественный образ.
Формирование у обучающихся
- умения понимать смысл текста и устройство его смысловой организации;
- умения выявлять особенности художественного образа;
- умения обрабатывать информацию;
- умения сопоставлять разные версии.
Закрепить
- умения находить в тексте художественно-изобразительные средства;
- умения находить ключевые слова в тексте;
- умение аргументировать свое мнение;
- сведения о понятиях «зеркальность» и «контраст».

Развивающие: 
- развитие навыка анализа текста;
- развитие ассоциативного, критического и логического мышления;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Воспитательные: 
- воспитывать любовь к классической литературе;
- прививать интерес к русскому языку,
- способствовать формированию бережного отношения к родной природе..  
Применяемые технологии: технология критического мышления, педагогика сотрудничества.
Методы, приемы и формы обучения: создание проблемной ситуации, поисковый репродуктивный, словесный, практический – работа с текстом, составление кластера, работа с клоуз- тестом, синквейн, индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы:
http://interneturok.ru/http://pedsovet.orghttp://www.philology.ru/http://www.zavuch.ru/http://www.uchportal.ru/http://rus.1september.ru/Наглядно-демонстрационный материал:
мультимедийный ряд: презентация по теме «Гроза».
раздаточный материал: клоуз-тесты, рисунки по теме «Гроза», лист-распечатка основных понятий и терминов с их толкованием.
Основные понятия: тема текста, основная мысль текста, тропы, фигуры речи, литературный герой, художественный образ, автобиографическая повесть, автобиография, пейзаж, кластер, клоуз-тест, синквейн.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, аудиозапись А.Вивальди «Гроза», Моцарт «Времена года. Гроза», Бетховен «6 симфония. Гроза»; презентация репродукции картин с изображением грозы, текст повести Л.Н.Толстого «Отрочество» 2 глава, презентация.
Учебник: Литература. 6кл.: в 2ч. Ч.1:учеб.-хрестоматия/авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 2-еизд.,стереотип. – М.: Дрофа,2014.
Предварительная подготовка:
- индивидуальные задания: стихотворение Тютчева «Люблю грозу в начале мая» наизусть, описание грозы в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»; рисунки на тему «Гроза».
- самостоятельная работа с клоуз-тестом.
ХОД УРОКА.
Вступительное слово учителя: Мы  продолжаем  знакомство с  главами  трилогии Л.Н.Толстого «Отрочество». И я предлагаю начать с прослушивания с музыки.
 ( Звучит музыка А.Вивальди «Гроза» , Моцарт «Времена года.Гроза», Бетховен «6 симфония. Гроза»), презентация слайдов на тему «Гроза»)
1 –я стадия. Вызов. Метод «дельфи».
-Что вы узнали о грозе в музыке? Какая гроза у разных композиторов?
-Что вы можете сказать о грозе в живописи? (все ответы записываются на доске, затем анализируются)
- А что вы знаете о грозе в литературе? (подготовленный ученик читает стихотворение Тютчева «Люблю грозу в начале мая», описание грозы Тургеневым в рассказе «Бирюк»)
Можно ли сказать, что образ грозы во всех произведениях одинаковый?
– Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами цель нашего занятия. О чем будем говорить на уроке?
- Итак наша цель - прочитать и проанализировать главу «Гроза»; выявить особенности образа грозы в  повести Л.Н.Толстого  «Отрочество».
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Гроза»?
Составление кластера.
ГРОЗА – ЭТО…


2.Проверка результативности работы в группах. Стадия рефлексии (размышления). При этом учащиеся друг другу могут задавать вопросы.
- Отложите кластеры в сторону, мы вернемся еще к ним в конце урока.
II стадия «Осмысление» (осмысление материала во время работы над ним).
Работа с клоуз- тестом.
Тест №1
…. склонялось к западу и косыми … лучами … жгло мне шею и щеки; … было дотронуться до … краев брички; густая … поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который бы относил ее. Впереди нас, на одинаковом расстоянии, мерно покачивался высокий … кузов кареты с важами, из-за которого виднелся изредка кнут, которым помахивал кучер, его шляпа и фуражка Якова. Я …, куда деваться: ни черное от … лицо Володи, дремавшего подле меня, ни движения спины Филиппа, ни длинная тень нашей брички, под косым углом бежавшая за нами, не доставляли мне развлечения. Все мое внимание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на …, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв … черные тени, теперь собирались в одну большую, мрачную …. Изредка погромыхивал дальний …. Это последнее обстоятельство более всего усиливало мое … скорее приехать на постоялый двор. … наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и ….
154 слова
Карта текста
1.Подберите заглавие к фрагменту.
2. Определите его тему и главную мысль. “Предчувствие грозы”. Главная мысль – соотношение мира и человека в ожидании грозы.
3.Пропущенные слова: солнце, жаркими, невыносимо, невозможно, раскаленных, пыль, запыленный, не знал, пыли, облака, зловещие, тучу, гром, нетерпение, гроза, страха.
4. Какими средствами создаются ключевые образы ? (Солнце, пыль, томление, страх)
За счёт эпитетов: косые жаркие лучи, густая пыль, чёрное солнце, чёрные тени, большая мрачная туча.
5. Как передается состояние окружающего мира? (Через восприятие героя)
2. Прием «чтение с остановами».
После прочтения 2 абзаца анализируем прочитанный фрагмент.
- Подберите заглавие к фрагменту.
- Определите его тему и главную мысль. “Гроза надвигается” (гнев Божий); главная мысль – начало грозы.
- Какие образы развиваются в этой части текста?( туча, мрак, движение, тревога, трепет, молния, гром).
- Какое состояние природы передаётся в этой части?
- За счёт чего пейзаж становится динамичным?
- Назовите все глаголы в тексте.
- Найдите в тексте второй части слова и выражения, передающие оценочный план героя повествователя, отражающие образы природы в соотношении с ним самим.
( туча, “взявшаяся бог знает откуда”, мрачная фигура тучи. Особую роль играют слова с неопределенным значением: “листья становятся, какого- то бело-мутного цвета”, галки “как- то боком летают по ветру”, а также сравнения: “стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички”).
Делаем вывод: такое представление грозы обуславливает завершающую характеристику, отражающую народное определение: “гнев божий”.Это характеристика отнесена повествователю и сопровождается его оценкой: “как много поэзии в этой простонародной мысли!”
- Как вы думаете, а что будет дальше?
Читаем следующий фрагмент (3,4,5 абзацы).
- Подберите заглавие к фрагменту, отражающее его тему. “Бричка сломалась”
- Назовите ключевые образы. ( бричка, остановка, страх и ожидание “общей погибели”)
- Какие глаголы используются в этой части?
- Назовите междометие, с которого начинается 4 абзац.
- По какому принципу соотносится з-я часть со 2-й? (контраст)
- Как передано в этой части состояние героя повествователя? (Его состояние обобщено состоянием окружающих: “<….> я замечаю, что они боятся”; “Я боюсь пошевелиться и с минуты на минуту ожидаю нашей общей погибели”).
- Как вы думаете, а что будет дальше?
Читаем следующий фрагмент (6,7,8,9,10 абзацы)
- Как озаглавим этот фрагмент? “Гроза в разгаре”
- Назовите ключевые образы. (нищий, молния, гром, ветер, дождь, страх, холодный ужас)
- найдите строчки, передающие предельное напряжение состояния природы и человека? (“Тревожные чувства тоски и страха увеличивались во мне вместе с усилием грозы, но когда пришла величественная минута безмолвия, обыкновенно предшествующая раздражению грозы, чувства эти дошли до такой степени, что, продолжись это состояние ещё четверть часа, я уверен, что умер бы от волнения”)
- Какую роль в этом фрагменте играет образ нищего? (Появление нищего еще более усиливает чувство страха Николеньки)
- Прежде чем передать своё состояние словами, герой повествователь даёт портрет нищего, в котором мальчик подчеркивает детали, его поразившие, назовите эти детали.( какое-то человеческое существо с опухшим бессмысленным лицом, качающейся, ничем не покрытой обстриженной головой, кривыми безмускульными ногами и с какой-то красной глянцевитой культяпкой вместо руки; … болезненный голос..; Не могу выразить чувства холодного ужаса, охватившего мою душу в эту минуту. Дрожь пробегала по моим волосам, а глаза с бессмыслием страха были устремлены на нищего...)
- Какими средствами и для чего создается его портрет?( нищий усиливает впечатление беззащитности и жалости человека перед грозной стихией).
- Какими образами передается мощная власть грозы? (молния, гром)
- Какой художественный прием использует автор для создания этих образов? (гиперболизированное сравнение)
- Вывод: этот прием соотносит происходящее в природе с человеком, заостряет точку зрения героя. Это и есть кульминация всей главы, поскольку передается наивысшее, предельное напряжение в состоянии всего мира.
3.Работа с клоуз-тестом.
Рассмотрим развитие образа грозы в последней, в пятой части текста.
Тест №2
Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, … в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок … лазури. Через минуту робкий … солнца уже блестит в лужах дороги, на полосах падающего, как сквозь сито, мелкого прямого дождя и на обмытой, … зелени дорожной травы. Черная туча так же грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже … ее. Я испытываю невыразимо отрадное … надежды в жизни, быстро заменяющее во мне тяжелое чувство страха. Душа моя … так же, как и освеженная повеселевшая природа. Василий откидывает воротник шинели, снимает фуражку и отряхивает ее; Володя откидывает фартук; я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя освеженный, … воздух. Блестящий, обмытый кузов кареты с важами и чемоданами покачивается перед нами, спины лошадей, шлеи, вожжи, шины колес — все мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. С одной стороны дороги — необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, блестит мокрой землею и зеленью и расстилается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны — осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке … стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. Со всех сторон вьются с … песнью и быстро падают хохлатые жаворонки; в мокрых кустах слышно хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи ясно долетают … кукушки. Так обаятелен этот чудный … леса после весенней грозы, запах березы, фиалки, прелого листа, сморчков, черемухи, что я не могу усидеть в бричке, соскакиваю с подножки, бегу к кустам и, несмотря на то что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся …, бью себя ими по лицу и упиваюсь их ….запахом. Не обращая даже внимания на то, что к сапогам моим липнут огромные комки грязи и чулки мои давно уже мокры, я, шлепая по грязи, бегу к окну кареты.
— Любочка! Катенька! — кричу я, подавая туда несколько веток черемухи, — посмотри, как …!
Девочки пищат, ахают; Мими кричит, чтобы я ушел, а то меня непременно раздавят.
— Да ты понюхай, как …! — кричу я.
342 слова.
Карта текста
1.Подберите заглавие к фрагменту. «Повеселевшая природа»
2. Определите его тему и главную мысль. Конец грозы. Главная мысль – преображение, смена чувства страха радостью.
3. Пропущенные слова: светлеть, ясной, луч, блестящей, не боюсь, чувство, улыбается, душистый, счастия, веселой, звуки, запах, черемухи, чудным, хорошо, пахнет.
4. Назовите ключевые образы этого фрагмента.( солнце, свежий воздух, блеск и радость, счастье жизни, простор, лес, птицы, звуки, черёмуха).
5. Как осуществляется развитие образа грозы по отношению к началу текста? (В зеркальном порядке)
Обобщение. 
-Какие  чувства вызвала  эта  глава повести ?
– Как меняется состояние природы?
- Как передается обновление и оживление природы? (изображением чистых и светлых красок).
Исследуя текст, мы анализируем изображение, с одной стороны, состояния природы, с другой стороны, чувства Николеньки.
- Как меняются чувства мальчика?
– Как можно одним словом назвать состояние мальчика после грозы? (Счастье)
Учитель. Яркие впечатления, пережитые в детстве, отрочестве, как правило, запоминаются навсегда. Обыкновенный человек помнит их, переживает заново, а писатель, мастер слова, делится своими впечатлениям, и тысячи читателей, как и мы с вами, становимся соучастниками этих событий и переживаем вместе с героями. Толстой Л.Н., Тютчев, Тургенев, Моцарт, Бетховен, Вивальди, Маковский. Куинджи описали одно явление природы – грозу. Каждый увидел её по-своему. Сопоставление этих произведений искусства обогатило вас, приблизило к пониманию прекрасного.
Л.Н. Толстому удалось сделать точное и поэтическое описание грозы. Как этого он достиг?(Использовал выразительные средства).
III.Рефлексия. (обобщение материала, подведение итогов)
Возьмите в руки свои кластеры и допишите, какой вы увидели грозу в произведении Толстого?(Гроза представлена как властная и грозная стихия, в то же время освежающая весь мир и человека.)
Определите жанр произведения: это автобиография или автобиографическая повесть? Аргументируйте свое мнение.
РЕФЛЕКСИЯ «ВЫБОР»
Я СЧИТАЮ, ЧТО УРОК БЫЛ
ИНТЕРЕСНЫМ ______________СКУЧНЫМ
Я НАУЧИЛСЯ МНОГОМУ _______________МАЛОМУ
Я ДУМАЮ, ЧТО СЛУШАЛ ДРУГИХ
ВНИМАТЕЛЬНО________________НЕВНИМАТЕЛЬНО
Я ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ
АКТИВНО ________________ПАССИВНО
РЕЗУЛЬТАТАМИ СВОЕЙ РАБОТЫ Я
ДОВОЛЕН______________НЕ ДОВОЛЕН.
Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание: пишем синквейн.
Темы для синквейна:
Гроза
Л.Н.Толстой
Урок
Самоанализ открытого урока литературы в 6 классе
учителя русского языка и литературы
Мамонтовой Елены Николаевны.
Тема: «Анализ главы «Гроза» из повести Л.Н.Толстого «Отрочество»
Тип урока: комбинированный.
Цели: прочитать и проанализировать главу «Гроза»; выявить особенности образа грозы в  повести Л.Н.Толстого  «Отрочество», показать мастерство Толстого в описании пейзажа.
Задачи:
Образовательные:
Повторение опорной терминологии: тема текста, основная мысль текста, тропы, фигуры речи, литературный герой, художественный образ.
Формирование у обучающихся
- умения понимать смысл текста и устройство его смысловой организации;
- умения выявлять особенности художественного образа;
- умения обрабатывать информацию;
- умения сопоставлять разные версии.
Закрепить
- умения находить в тексте художественно-изобразительные средства;
- умения находить ключевые слова в тексте;
- умение аргументировать свое мнение;
- сведения о понятиях «зеркальность» и «контраст».

Развивающие: 
- развитие навыка анализа текста;
- развитие ассоциативного, критического и логического мышления;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Воспитательные: 
- воспитывать любовь к классической литературе;
- прививать интерес к русскому языку,
- способствовать формированию бережного отношения к родной природе..  
Применяемые технологии: технология критического мышления, педагогика сотрудничества.
Методы, приемы и формы обучения: создание проблемной ситуации, поисковый репродуктивный, словесный, практический – работа с текстом, составление кластера, работа с клоуз- тестом, синквейн, индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы:
http://interneturok.ru/http://pedsovet.orghttp://www.philology.ru/http://www.zavuch.ru/http://www.uchportal.ru/http://rus.1september.ru/Наглядно-демонстрационный материал:
мультимедийный ряд: презентация по теме «Гроза».
раздаточный материал: клоуз-тесты, рисунки по теме «Гроза», лист-распечатка основных понятий и терминов с их толкованием.
Основные понятия: тема текста, основная мысль текста, тропы, фигуры речи, литературный герой, художественный образ, автобиографическая повесть, автобиография, пейзаж, кластер, клоуз-тест, синквейн.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, аудиозапись А.Вивальди «Гроза», Моцарт «Времена года. Гроза», Бетховен «6 симфония. Гроза»; презентация репродукции картин с изображением грозы, текст повести Л.Н.Толстого «Отрочество» 2 глава, презентация.
Учебник: Литература. 6кл.: в 2ч. Ч.1:учеб.-хрестоматия/авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 2-еизд.,стереотип. – М.: Дрофа,2014.
Предварительная подготовка:
- индивидуальные задания: стихотворение Тютчева «Люблю грозу в начале мая» наизусть, описание грозы в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»; рисунки на тему «Гроза».
- самостоятельная работа с клоуз-тестом.
Для достижения целей урока я использовала технологию развития критического мышления (развитие мышления путем наложения новой информации на жизненный личный опыт и осмысление этой информации с целью самосовершенствования и саморазвития), ИКТ технологии (компьютерная презентация). Урок по технологии критического мышления композиционно предполагает 3 этапа: вызов, осмысление содержания, рефлексию. Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить.
На стадии «Вызов» учащимся предлагалось прослушать фрагменты классической музыки, ознакомиться с репродукциями картин русских художников, с целью понять, что художественный образ одного и того же явления в разных произведениях искусства, у многих авторов не одинаковый и таким образом подвести их к самостоятельной постановки цели урока. Для этого очень продуктивными, на мой взгляд, оказались приемы «Кластер» и «Дельфи».
Следующий этап «Осмысление». Это тот этап, на котором обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Главная задача «Осмысления» состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова – это первое. Второе это поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания, когда учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным. Мне удалось реализовать задачи данного этапа при помощи следующих приемов: клоуз-тест, чтение с остановками .Данные приемы позволили учащимся самостоятельно сделать вывод по анализу произведения. Примечательно то, что создание образа грозы основывается на принципе зеркальности, по этому же принципу была построена работа на этом этапе: клоуз-тест – чтение с остановками – чтение с остановками – клоуз-тест.
3-й этап «Рефлексия». Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на этом этапе учащиеся делают новые знания своими. На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст.
Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом. Цели этого этапа реализовались благодаря таким приемам, как кластер (учащиеся вернулись к тому кластеру, который составляли в начале урока, и дополнили его новыми понятиями, образами, ассоциациями), синквейн, рефлексия по типу «Выбор».
Время, отведённое на урок, было использовано рационально. Содержание урока полностью соответствовало требованиям программы. Методы соответствовали содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся. Классный коллектив на уроке проявил высокую активность и интерес к данной теме. Организация урока была хорошая, уровень дисциплины высокий. Считаю, что в ходе урока была достигнута поставленная цель и решены задачи.
Мне удалось получить соответствующие результаты обучения, избежав перегрузки и переутомления учащихся. Оценки учащимся объявлены и прокомментированы.